8-800-100-30-70

Matrona, Матрёна, матрёшка…

23.04.2014

Психологи давно бьют тревогу: современные игрушки опасны для психики ребенка. Детский рынок наводнен различного рода игрушками-монстрами для мальчиков, отталкивающего вида куклами для девочек. Недавно в социальных сетях появилась предупреждающая информация для родителей о том, что на полках детских магазинов появились куколки в виде упырей сине-зеленого цвета, вампиров с окровавленными клыками, лежащих в ... картонных гробиках. К сожалению, иммунитет у некоторых молодых родителей к подобным товарам, разрушающим психику ребенка, не очень стойкий. На самом деле кукла должна быть доброй. Одна из таких - русская народная Матрешка. Но откуда она появилась в России, что мы знаем о Матрешке? Об этом статья Тодора Воинского.



Несколько лет назад в Ханты-Мансийске в окружном музее природы и человека довелось увидеть выставку традиционных кукол Страны восходящего солнца «Предмет поклонения, воплощения и любви». Токийские искусствоведы привезли тогда в Западную Сибирь предметы своего национального декоративно-прикладного искусства. Узнав о родстве русской игрушки Матрёшки и куклы буддистского святого Фукурумы, гости сильно удивились...

А дело обстояло так. Более столетия назад супруга тюменского предпринимателя Саввы Мамонтова после путешествия по Японии привезла некую «сборно-разборную» куклу. Матрёшкой игрушку назовут много позже, тогда она и станет национальным символом России. О её прародине народ благополучно будет не знать, отдавая предпочтение версии об исконно русском происхождении изделия. Что, на первый взгляд, вполне логично: разве может сия расписная красавица быть «иных кровей»? Нет, конечно.

Научный сотрудник тюменского музея «Дом Машарова» София Стрельцова, автор экспозиции «Матрёшка в гостях в старом доме», также подтвердила исторический факт, приведённый выше. И призналась, что будучи ребенком, она, как и многие её сверстницы, очень любила играть с этой куклой, не задумывалась, не подозревала об её истинном происхождении. А во время подготовки авторской выставки испытывала ностальгические чувства по беззаботно-далёкому детству…

Впрочем, о появлении в России забавной заморской разъёмной фигурки мнения существуют самые разные. Мол, госпожа Мамонтова, хозяйка знаменитой абрамцевской усадьбы (и, как уже было сказано, жена известного нашего земляка-мецената) была не первой, кого заинтересовала сия вещица. В те времена многие состоятельные русские отправлялись в экзотические путешествия по этой самой островной «Стране восходящего солнца». Вполне возможно, кто-то другой привёз домой складную деревянную куклу в качестве сувенира. Что, собственно, не так уж и важно, хотя легенды рождаются не на пустом месте.

А изображение буддистского святого Фукурумы, добродушного старца с большой, вытянутой головой, действительно притягивало прежде всего своей необычностью: внутри точёной фигурки находились ещё несколько таких же, но поменьше. Классический случай совпадения эстетической и духовной составляющей двух, казалось бы, далёких друг от друга культур? Видимо, овальная форма кукол ассоциировалась с традиционными на Руси складными пасхальными яйцами-«писанками». Так что привозимые во всё больших количествах экзотические поделки приходились по душе и взрослым , и детям.

Но настал черёд русских мастеров. Самую первую матрёшку, как таковую, «восьмиместную», создал токарь из Сергиева Посада Василий Звёздочкин, а расписал известный в то время художник Сергей Малютин. Конечно, сегодня этот выставочный экспонат по сравнению с нынешними ярко-расписными игрушками кажется чересчур скромным. Но, похоже, именно такой и задумывали куклу её московские авторы – они создали вполне реалистичный образ деревенской девушки Матрёны, одетой в традиционный русский костюм: платок, сарафан, передник... И её семь подружек – тоже выходцы из деревенского мира. Одна из них несёт миску к столу, у другой в руках серп, третья держит за руку своего маленького братца... Фигурка мальчика в косоворотке с хворостиной в руках «подгоняет» девичью вереницу. Завершает композицию спеленатый младенец – меньше мизинца. Помимо самого промысла деревянной куклы тысячи, десятки тысяч таких же складных игрушек стали параллельно изготавливать во многих посадских домах. Утверждают даже: поначалу был своеобразный культ изделий. Лица им расписывали мастера иконописи, исключительно мужчины – женщинам же дозволялось только рисование матрёшкиных костюмов.

Как отмечают знатоки, название «матрёшка», произошло от старинного русского имени Матрёна, а оно, в свою очередь, идёт от латинского слова «matrona» - так в Древнем Риме звали почтенную замужнюю женщину, мать семейства. Выходит, в популярной игрушке заложен глубинный символ плодородия, изобилия, вечной жизни... И этот смысл (что неудивительно) близок и понятен талантливым русским народным художникам, из поколения в поколение придававшим матрёшке классический облик, естественный и привычный для нашего традиционного искусства, в центре которого изначально стоит величественный образ матери-земли.

памятник матрешке на территории Дома малютки в Тюмени-=-.jpg

За прошедшие сто с лишним лет популярность игрушки выросла весьма значительно – она стала национальным символом России. А умельцы сотворили такое великое множество разновидностей матрёшек, что «ни в сказке сказать, ни вслух произнесть» – от двухместных малюток до 48-местных громадин. Формы и объёмы производства разъёмной конструкции поражали и поражают воображение. Её покупали и покупают детям, а также в качестве сувенира, её можно встретить везде и всюду – не только в России, но и за рубежом, в том числе и на ежегодных лейпцигских ярмарках. Известно, что в 1900 году русская матрёшка впервые побывала на Всемирной выставке в Париже, где сразу же завоевала всеобщие симпатии и была удостоена медали. Впоследствии дело дошло до того, что на всевозможных рынках появились немецкие и французские поделки «а ля рус». С наступлением перестроечных и постперестроечных времён московский Арбат и любой мало-мальски многолюдный рынок заполонили матрёшки, изображающие известных людей: Горбачёва, Ельцина, Рейгана, Буша-старшего... Один наш современный тюменский художник даже изладил матрешку с образом Распутина. Казалось, всё так оригинально. Однако новое – это хорошо забытое старое. Мода на подобные изображения зародилась ещё в 1912 году, когда в России широко отмечалось столетие Отечественной войны 1812 года – тогда в продаже появились куклы Кутузова, Наполеона, солдат и офицеров обеих армий...

…Со временем, утверждают искусствоведы, складные куклы стали носительницами характерных черточек российской глубинки – той, где они производились. Появились матрёшки тюменские и воронежские, полхов-майданские и кубанские, кировские и семеновские, карпатские и белорусские, бакинские и чувашские, башкирские и адыгейские... Одни творения представали в образе заносчивых барышень, другие – в качестве самодовольных красавиц, третьи являли собой большеглазых простушек, четвёртые – потупивших взор богомолок, пятые – заботливых чадолюбивых матерей… Разнообразилась и роспись кукол – от ярко-алой цветовой гаммы с зелёными листьями в обрамлении до вариантов на мотив знаменитых павловских платков. Впрочем, встречается и вполне себе скромное цветовое решение. В сие великолепие нередко вкрапливается ещё более тонкая отделка – например, инкрустация из соломки. Более полутора сотен изящных деревянных творений закупил в свое время тюменский музей у местной собирательницы Лидии Сергеевны Банщиковой.

Матрёшка, улыбчивое творение мастеров, привычно считают воплощением широты души нашего народа. Предмет детских забав, нарядная жительница земли Русской, кукла, видимо, и впрямь являет собой некий символ радушия, дружелюбия, гостеприимства... А японцы, создавшие прародителя куклы – весёлого деда Фукуруму, возможно, величают её теперь на свой манер, как и полагается уважительно – Матрёшка-сан.

На снимках: традиционные русские матрёшки; памятник Матрёшке на территории тюменского Дома малютки.