8-800-100-30-70

Итоги социологического опроса по проекту «Семья – опора России». Аналитическая записка

26.05.2025

Социологический опрос проводился согласно программе проекта «Семья – опора России», разработанной ТРОО «Центр защиты материнства «Покров» в рамках реализации гранта Губернатора Тюменской области на развитие гражданского общества. Аудитория, участвовавшая в анкетировании, – студенты ОО СПО, старшеклассники (возраст 16 лет и старше), слушатели лекции «Семья, брак и культура отношений полов». Целью проекта было укрепление традиционных российских семейных ценностей, продвижение культуры межполовых и семейных отношений, формирование установок на деторождение  повышение престижа семейного образа жизни среди учащихся и молодежи. Всего лекторской группой ЦЗМ «Покров» было прочитано 102 лекции, которые прослушали 4790 человек. Всего было собрано 836 анкет – 423 до и 413 после лекции.

Опросами были охвачены города Тюмень, Ишим, Заводоуковск, Ялуторовск, а также село Мальково. В анкетировании участвовало семь учебных заведений, некоторые из них имеют несколько филиалов. Анкетирование проходило с «08» октября 2024 года по «23» апреля 2025 года.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Методика социологического исследования заключалась в следующем: опрос проводился с помощью анкеты в анонимной индивидуальной форме. Анкета по своей структуре состоит из закрытых вопросов с предложенными вариантами ответа на выбор. В связи с необходимостью оценить степень влияния прочитанной лекции анкетирование проводилось дважды в одной и той же аудитории: до и после лекции. Анкетирование было добровольным, поэтому количество опрошенных до и после лекции не совпадает. На лекциях были опоздавшие, которые не заполняли анкеты до лекции, в то же время после лекции некоторые уходили, не заполнив анкету.

При выборе мест анкетирования мы исходили из следующих факторов:

  • готовность администрации учебного заведения оказать техническую и организационную поддержку анкетированию;
  • максимальное отражение географии проекта;
  • максимальное участие всех лекторов;
  • представительство наиболее крупных (по числу слушателей лекций) учебных заведений.

Как видно из таблицы, опросами охвачены города Тюмень, Ишим, Заводоуковск, Ялуторовск, а также село Мальково, что отражает общую географию проекта (см. таблица 1). Анкетирование проводили все лекторы, участвовавшие в проекте (всего 5 человек).

Таблица 1. География анкетирования
(после лекции) и география проекта

table01_.jpg

Вывод: общая выборка отражает географию проекта, представительство учебных заведений и участие всех лекторов проекта.

УСТАНОВКИ ДЕТНОСТИ

Опрошенным задавался следующий вопрос, характеризующий установки детности: «Сколько детей Вы хотите иметь?». Это вопрос о планируемом или ожидаемом числе детей. Он касается лично респондента и характеризует его потребность в детях с учётом условий реализации этой потребности. Были предложены варианты ответа: 0; 1; 2; 3; 4 или больше; не знаю; как получится. Выбрать нужно было только 1 из предложенных вариантов.

В результате опроса зафиксировано, что наиболее часто встречающийся ответ на вопрос о количестве детей – двое. До лекции более 32,1% респондентов выбрали ответ «2» как желаемое количество детей, после лекции процент таких ответов составил 33,9%. Таким образом, более трети респондентов планируют иметь двое детей и это наиболее часто встречающаяся установка. Это характерно для респондентов как до, так и после лекции. Однако в результате присутствия на лекции растет доля тех, кто планирует иметь троих детей и сокращается доля тех, кто планирует иметь только одного ребёнка или вообще остаться бездетным, что соответствует целям лекции. Также обращает на себя внимание значительное количество ответов «Как получится» (14,9% до лекции, 12,8% после лекции), а также ответов «Не знаю» (15,8% до лекции, 16% после лекции). 28,8% опрошенных либо не могут сказать, сколько детей они хотят иметь, либо полагаются на внешние факторы.

ПОНЯТИЯ СЕМЬЯ И ЛЮБОВЬ ДО И ПОСЛЕ ЛЕКЦИИ

Респондентам также было предложено ответить на вопросы о понятиях «семья» и «любовь» и их месте в современном мире – см. Таблицу 2.

Таблица 2. Представления слушателей
о семье и любви и их изменения

table02.jpg

Большинство опрошенных – 67,1% выбрали вариант «Семья – это школа любви, лучшая среда для рождения и воспитания детей, без неё, за редким исключением, невозможна полноценная самореализация человека как мужчины или женщины». Этот вариант ответа и до лекции был наиболее популярным – 59,8%, после лекции этот показатель увеличился на 7,3%, что соответствует целям лекции.

Похожее единодушие в аудитории наблюдалось при ответе на вопрос: «Что такое настоящая любовь?». Подавляющее большинство опрошенных до лекции выбрали этот вариант – 76,8%, после лекции этот показатель незначительно вырос и составил 77,7%. Это единственный вопрос, при ответе на который аудитория проявила показательное единодушие и стабильность установок.

Итак, сегодняшние учащиеся верят в любовь как в бескорыстную привязанность к другому человеку (77,7%) и для реализации этой потребности готовы создавать семью (67,1%).

ИЗМЕНЕНИЕ УСТАНОВОК СЕКСУАЛЬНОГО, БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО И РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Слушателям было предложено ответить на вопросы, касающиеся их сексуального поведения и допустимости искусственного прерывания беременности.

До лекции наибольшая доля опрошенных (более 43,5%) считали интимные отношения до брака вполне допустимыми. После лекции почти каждый пятый из них изменил свое мнение, их доля уменьшилась на 8,9% до 34,6% от общего числа. И это можно оценить как существенный сдвиг установок в заданном направлении.

Значительное количество опрошенных считают допустимыми интимные отношения только в том случае, если складываются стабильные отношения с партнером (40,7% до лекции, 41,7% после лекции). После лекции этот ответ набрал еще 1% и стал наиболее популярным. Графическое представление ответов слушателей по проблеме абортов представлено на Рисунке 1.

Рисунок 1. Ответы на вопрос: Считаете ли Вы допустимым для себя
интимные (сексуальные) отношения до брака?

table03.jpg

После лекции более чем в два раза выросла доля считающих, что вступать в интимные отношения можно только в законном браке после свадьбы: она увеличилась с 7,3% до 15,7% или на 8,4% от общего числа респондентов, что соответствует целям лекции. При этом очевидно, что этот рост был достигнут за счет снижения популярности ответов: «Вполне допустимо» и «Не знаю». Это, безусловно, является существенным сдвигом установок в нужном направлении: несколько процентов респондентов, изначально склонных к промискуитету, сформировали более ответственные установки сексуального поведения. Это говорит о большей осознанности установок сексуального поведения после лекции, что также соответствует целям лекции.

Отношение к абортам также существенно изменилось в сторону моральной неприемлемости аборта как прекращения человеческой жизни с тяжелыми последствиями для здоровья женщины. После лекции большинство – 52,3% (сумма 2-ого и 3-го вариантов ответов) не допускает аборта «по желанию», то есть без медицинских или социальных показаний, и это на 12,6% больше, чем до лекции, что вполне соответствует поставленным целям.

Графическое представление ответов слушателей по проблеме абортов представлено на Рисунке 2.

Рисунок 2. Ответы на вопрос:
Считаете ли Вы допустимым для себя (своей жены/сожительницы/партнерши)
совершение искусственного прерывания беременности (аборта)?

ris2.jpg

До лекции наиболее популярным был ответ «Да, это допустимо» – 47%, то есть почти половина опрошенных готовы сделать аборт во избежание нежелательной или несвоевременной беременности. Доля этого показателя существенно уменьшилась в ходе лекции – на 10,5% и составила более 36%, что соответствует целям лекции. Несмотря на снижение, доля считающих аборт без медицинских и социальных показаний («по желанию»), допустимым, остается существенной.

После лекции значительно (на 9,4%) выросла доля тех, кто считает аборт недопустимым ни при каких условиях – такие слушатели составили 29,3%. Предположительно, это является отражением того, что в ходе лекции оговаривались не только медицинские и демографические последствия абортов, акцент делался на том, что аборт является прекращением уже зачатой человеческой жизни, что подтверждается современными данными генетики и эмбриологии. То есть биологически эмбрион уже является человеком.

ОЦЕНКА ЖИЗНЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ

В ходе лекции и при проведении социологического опроса ставились вопросы о жизненных приоритетах.

Анализ жизненных приоритетов показал, что после лекции любовь, семья и дети становятся основным приоритетом юношей и девушек. Так считает 29,8% опрошенных до лекции и 41,7% – после. До лекции наиболее популярным был ответ: «Наслаждение жизнью, удовольствия, деньги» – 52%. После лекции данный гедонистический приоритет потерял более 14%, тогда как просемейный приоритет «любовь, семья, дети» увеличился почти на 12%. Очевидно, что примерно 12% слушателей в результате присутствия на лекции изменили мировоззренческую установку с потребительской на семейную, что в полной мере соответствует целям проекта. Графическое представление ответов слушателей по проблеме абортов представлено на Рисунке 3.

Рисунок 3. Анализ ответов на вопрос:
«Что из перечисленного ниже привлекает Вас
больше всего в личной жизни?»

ris3.jpg

Существенный рост приоритета «любовь, семья, дети» говорит о том, что положительные изменения брачно-семейных и репродуктивных установок в ходе лекции, о чем говорилось выше, происходят у многих не обособленно, а в связи с целостными подвижками в мировоззрении в сторону традиционных нравственных ценностей. Главное, что вариант ответа «Любовь, семья, дети» становится после лекции наиболее популярным – 41,7%, в то время как до лекции лидировал гедонистический вариант «Наслаждение жизнью, удовольствия, деньги».

ВЫВОДЫ:

1. По анализу результатов анкетирования можно констатировать то, что цели и задачи, поставленные в ходе реализации проекта, были достигнуты. Лекции способствовали формированию у слушателей положительного образа семьи, базовых этических ценностей, необходимых для создания полноценной семьи, престижа семейного образа жизни и культуры семейных отношений.

2. Результаты анкетирования демонстрируют первый эффект, который может ослабеть со временем. Однако резкие изменения установок и ценностей оставляют право надеяться на закрепление эффекта. Также можно предположить, что некоторые инертные или антагонистически настроенные слушатели даже в анонимном опросе не пожелали продемонстрировать изменения своих установок, которые, возможно, имели место. Однако при реальном жизненном выборе они могут учесть те сведения, которые получили на лекции.

Аналитическую записку подготовила
Щеклеина М.А., руководитель отдела грантов