8-800-100-30-70

«Избавляться от невежества и учиться рассуждать…»

25.12.2022

Интервью с менеджером лекционно-просветительского проекта Центра защиты материнства «Покров» М.В. Осиповой.

2022 год – особый для системы образования, теперь пристальное внимание должно уделяться патриотическому воспитанию учащихся. В российских школах с 1 сентября появилось сразу несколько патриотических нововведений. В частности, церемония поднятия флага и исполнениe государственного гимна, а также проведение уроков «Разговоры о важном». Тема патриотизма звучит также в рамках лекционно-просветительского проекта «Семья и семейные ценности», который реализует центр «Покров» уже на протяжении 10 лет. Но в связи с введением воспитательного компонента в образовательные учреждения лекторы «Покрова» разработали еще один отдельный проект патриотического содержания – «Россия – священная наша держава».

Марина Владимировна, по роду своей работы вы находитесь постоянно на связи с образовательными учреждениями Тюмени и Тюменской области. Что изменилось в этом году по сравнению с прошлым годом в тюменских школах, колледжах, техникумах в плане воспитательной работы? Какая атмосфера сейчас в учебных заведениях в этом направлении?

– Я бы сказала, отношение к дополнительным занятиям, таким как наши лекции, стало спокойнее. Спало напряжение, связанное с прошлогодними страхами и ожиданиями карантинов, дистантов и прочих ограничений. Педагоги включают наши лекции в свой график учебного процесса, и работа в этом направлении идёт достаточно спокойно. В первом полугодии мы очень хорошо поработали в колледжах и техникумах, лекциями были охвачены практически все первые курсы. Второе, что стоит отметить – осознанная потребность в обсуждении темы патриотизма. Политическая ситуация, что называется, требует и не позволяет больше считать этот вопрос второстепенным. С Нового года предстоит активное сотрудничество со школами. Здесь особый фронт: педагоги снова говорят об ухудшении обстановки в классных коллективах. И дело здесь в том, что сегодняшние родители росли и учились в условиях господства либеральной системы ценностей. А это тот период, когда тема патриотизма, по сути, не обсуждалась ни в школах, ни в других учебных заведениях, а в выступлениях некоторых политических деятелей подвергалась критике. Это можно отнести и к большинству СМИ, которые были проводниками идеологии либерализма. Сложился своего рода мировоззренческий диссонанс между родителями и их детьми, которых необходимо воспитывать исходя из других приоритетов. Это серьёзная проблема, приходится работать и с родителями.

Готовы ли сегодня педагоги сами включаться в воспитательный процесс? Всем ли им под силу «Разговоры о важном»?

– Это не простой вопрос! На него нельзя ответить однозначно да или нет. Много объективных и субъективных препятствий для успешного осуществления воспитательного процесса. С одной стороны, везде, на всех уровнях – и среди учителей-предметников, и классных руководителей, кураторов, и заместителей директоров по воспитательной работе, чиновников образования разных уровней – везде встречаю глубокую тревогу о будущем наших детей. Много запущено в обществе негативных тенденций, оказывающих прямое влияние на чувственно-эмоциональное и умственное развитие детей. Вкупе с обратной стороной технического прогресса это влияние усиливается многократно. Например, доступ к огромному объёму информации не обеспечивает возможности её осмысленно переработать. Отсюда большая нагрузка на психику детей. Ни в школах, ни в вузах не учат работать с информацией, молодёжь не владеет методикой различения истинного и ложного. Для многих детей интернет более авторитетен, чем живые люди, а замена чтения серьёзных книг на эрзацы из интернета блокирует процесс развития мышления и так далее. Педагоги сегодня также загружены формальной работой, как и до этого. Творческий педагог-воспитатель – почти недостижимая мечта.

qq1sCakQpfI.jpg

Что говорят на этот счет учителя, руководители учебных заведений? Готовы ли школьники, прежде всего старшеклассники, к восприятию темы патриотизма?

– О, педагоги прекрасно понимают, насколько актуальна сегодня эта темы! Я наблюдаю активный запрос на чтение лекций по теме патриотизма. Наш новый лекционный проект называется «Россия — священная наша держава». На него сразу обращают внимание. Такое направление лекционной деятельности востребовано сегодня как никогда. Конечно, говорить на эту тему – большая ответственность для лектора. После общения с нашим лектором Андреем Алексеевичем Генерозовым могу сделать вывод, что старшеклассники и студенты испытывают определённый интерес к теме патриотизма. Если по другим нравственным проблемам молодые люди могут и подискутировать или выразить несогласие – как вслух, так и своим поведением, то здесь они готовы слушать, осмысливать точку зрения лектора. Даже в большой аудитории, когда сидят не двадцать, а сто человек, слушатели потом подходят к лектору и благодарят, отмечая, что было интересно.

Какие нужны специалисты, на ваш взгляд, чтобы были реальные результаты в этом направлении?

– Если бы сами педагоги были более свободны! Многие работают на полторы-две ставки. А уж когда один педагог вынужден брать два классных руководства… Возможно, помощниками могли бы стать родители, но чтобы их самих организовать, нужно много сил и не всегда это вообще возможно. Не уверена, что полноценную помощь может оказать педагогам психолог и советник по воспитанию – так сейчас называется новая должность в школе. Я согласна также с мнением начальника отдела Информационно-методического центра Тюмени Натальей Евгеньевной Кузнецовой, которая говорит о том, что молодые педагоги, становясь классными руководителями, не готовы нести такую нагрузку – они сами вчерашние дети, не всегда чётко представляют свою роль в воспитании и формировании коллектива, в установлении рабочей дисциплины. Кстати говоря, мы как раз сейчас формируем общую программу, чтобы на базе ИМЦ проводить регулярные встречи с сообществом классных руководителей города и обсуждать мировоззренческие проблемы с выходом на практические рекомендации в деле проведения воспитательной работы.

G61K56-53Xw.jpg

Центр «Покров» разработал новый проект по патриотическому воспитанию – «Россия – священная наша держава». Вы уже вели переговоры с представителями школ, колледжей, департамента образования по включению этих разработок в учебный процесс. Как воспринимают они ваши предложения?

– Повторюсь, этот проект сразу привлекает внимание. "Покров" уже много лет настойчиво трудится на этом поприще, и – наконец-то! – в системе образования начались изменения в сторону провозглашаемых нами ценностей! Имеется в виду и усиление воспитательной функции школ, и появление новых специалистов в штате школ, и поднятие Флага, исполнение государственного гимна, и «Разговоры о важном»...

Со школами в этом учебном году мы плотно еще не работали, а вот в колледжах эта тема очень востребована. В школах, скорее всего, трудно будет выделить дополнительное время для отдельной лекции, будем просто увеличивать этот блок в основной нашей теме «Семейные ценности». Конечно, есть еще вариант приходить на классные часы. Посмотрим. Школы очень чётко увидели снижение качества образования из-за периодов дистанционного обучения, поэтому ещё более ревностно стали относиться к вероятной замене уроков лекциями или увеличению внеурочной нагрузки.

Могли бы вы отметить наиболее значимые положения проекта «Покрова» по эффективному воспитанию патриотизма у нашей молодежи?

– Не возьмусь отвечать на этот вопрос. Его лучше задать нашим профессионалам – Константину Александровичу Шестакову и Андрею Андреевичу Генерозову. Я могла бы порассуждать о разнице восприятия понятий «Родина», «страна», «история», «наследие», «государство» и о позиции некоторых молодых людей: «С чего это я вдруг что-то задолжал этому государству?», но, боюсь, это будет все равно не достаточно профессионально.

Сегодня от одной родительницы услышала по поводу «Разговоров о важном»: «учительница замучила детей противостоянием Западу, хочу жаловаться в департамент. У нее все на Западе плохо, а у нас все хорошо, наших детей лишают современных трендов. И это 5 класс!».

– Крайности и категоричность суждений – известные приёмы пропаганды, и нельзя ими пользоваться в педагогическом процессе. Необходимо по возможности стремиться к объективности высказываний и их обоснованности в зависимости от возраста слушателей. Моему племяннику в младшей школе Англии (это наш садик по возрасту!) демонстрировали речь Зеленского и внушали, что русские – враги. А родственник в Америке перестал звонить матери, живущей в Севастополе, после упоминания СВО. Профессионально натравливают народ на народ. Лекарство здесь только одно — избавляться от невежества и учиться рассуждать, мыслить, анализировать, сравнивать. А ещё любить людей, детей, уметь видеть хорошее и полезное везде, различать добро и зло, вредное, деструктивное и конструктивное, благое и дурное.

Вопросы задавала Татьяна Николаева