8-800-100-30-70

«Каждой своей беременности я радуюсь …»

17.11.2019

До окончательной реализации проекта «Выбираем жизнь» Центра защиты материнства «Покров» остались считанные дни. Проект был удостоен гранта Президента Российской Федерации в декабре 2018 года. «Выбираем жизнь» – это комплексная программа поддержки беременных женщин, главная цель которой – снижение количества абортов посредством сохранения беременности в ситуации репродуктивного выбора. За прошедшие неполные 12 месяцев, благодаря работе психологов, участвующих в реализации данной программы, удалось сохранить 155 беременностей, консультаций было проведено 1145.

Много это или мало? Когда речь идет о человеческой жизни, этично ли вообще поднимать такой вопрос? Тем не менее специалисты считают, оценивают, анализируют. Но что стоит за этими статистическими данными? 155 – это те дети, которых изначально, до встречи с психологом, не хотели рожать. Но деткам повезло. И их мамочкам тоже. Ведь ни одна из них потом не пожалеет, что родила этого ребеночка, которого когда-то не хотела. Об этом знает каждая женщина, находящаяся в такой ситуации. 

Доабортное психологическое консультирование – это тот рубеж, перейдя который, женщина может все-таки отказаться от своего первоначального решения – аборта и сохранить беременность. О каждой женщине, попавшей в такую ситуацию, можно написать целую статью или даже книгу: о чем они думают, через какие жизненные катаклизмы им пришлось пройти, какие обстоятельства способствуют решению сделать аборт или, наоборот, – отказаться от него, как складывается жизнь после рождения ребенка….

***

Кристина – многодетная мама, ей всего 29 лет. Высокая, статная, белокожая, правильные черты лица, большие выразительные серые глаза, – настоящая русская красавица. У этой милой, обаятельной женщины уже четверо детей. Правильнее бы сказать пятеро: несколько лет назад в результате несчастного случая у нее погибла 5-летняя доченька Оля. Горю не было предела. Через два года родилась Света.

– Ее рождение в то время для меня – это как спасательный круг, – говорит, улыбаясь, Кристина, глядя на маленькую дочку, которая, сидя на полу, увлеченно играла в свои детские игры. – Она меня вытянула из того ужасного состояния, подействовала, как антидепрессант.

У Кристины есть еще старшая дочь – Даша, девочке 12 лет, ученица 6-го класса. Когда я пришла к ним в гости, она отсутствовала – пошла в магазин.

– Дарья – абсолютно самостоятельный ребенок, – рассказывает о своих детях молодая мама. – Умеет уже все – и в магазин сходить, и в квартире прибраться, и нянчиться помогает с детьми. Очень любит их. Третья моя дочка – Уленька. Я удочерила ее, когда Свете исполнилось 10 месяцев. Ее биологическая мама – моя родственница, состояние здоровья не позволяет ей растить ребенка, у нее инвалидность. Мама не смогла оформить на себя опеку, так как у нее онкология. Сегодня Ули нет дома, бабушка на несколько дней забрала к себе в деревню.

С изложения такой непростой истории началось мое знакомство с Кристиной. В моих глазах она просто герой – героиня! Весь ее последующий рассказ только подтверждал мое первое впечатление о ней. Кристине сейчас особенно нелегко: на руках у нее совсем крошечный малыш, это Роман, ему месяц от роду. Для него сейчас требуется больше всего времени и сил. Собственно, его рождение – главная причина моего появления здесь. Рома – это тот самый ребенок – спасенный от аборта.

Кристина воспитывает детей одна. Не работает уже 5 лет – постоянно в декретном отпуске. С первым мужем прожила 9 лет – разошлись из-за его пристрастию к алкоголю. Со вторым гражданским мужем, отцом Ромы, почти та же история. Расстались за полтора месяца до родов. Не выдержали нервы: пьяный отец, маленькие дети – это уже слишком.

Живет многодетная семья в крошечной однокомнатной квартирке «хрущевского» типа. Один диван на два места занимает половину комнаты, еще маленький диванчик, детская кроватка, раскладушка в собранном виде стояла у стены. Есть телевизор и полки, на которые в аккуратные стопочки сложены вещи, их очень много. При этом в квартире чистота и даже уют. Сколько надо сил иметь, чтобы на такой маленькой площади поддерживать порядок!

– Как вы попали на доабортное консультирование?

– Вообще-то каждой своей беременности я всегда радовалась. Когда забеременела Ромочкой, первой моей реакцией была тоже радость. А уже потом испуг. Я впала в ступор. Как раз в это время мужа на 10 дней задержали из-за пьяной езды на автомобиле, отношения у нас были на грани. С деньгами было очень туго, за квартиру платить почти 15 тысяч вместе с коммуналкой, я не работала, Света и Уля очень маленькие, за ними глаз да глаз, ждать от мамы помощь как-то неудобно, у нее пенсия 7 тысяч. У отца тоже проблемы, последние три года он не работает. Он ветеран афганской войны. Помочь некому. Ко всему прочему, долг в банке. Я в свое время взяла отцу машину в кредит, нашу отечественную, но из-за рождения детей не смогла выплатить вовремя. Машину забрали, а долг так и остался. Когда я рожала старших детей, было легче в материальном плане, так как работала представителем страхового агентства и чувствовала себя более уверенно. Муж сидел с детьми, у него тогда еще не было работы, мама помогала после рождения Светы, пока у нее не обнаружили опухоль. Вот эти четыре фактора – отсутствие денег, разрыв с мужем, отсутствие жилья и слишком маленькие дети меня привели к мысли об аборте. Я поняла, что мне не справиться.

92281369_Vpusti_ego_v_svoe_serdce_1.jpg

Кристина рассказывает, вспоминая каждую деталь, и при этом бережно прижимает крохотного сынишку к своей груди.

Вот пришла и Дашенька, растет тоже красавицей – длинные светлые волосы, голубые глаза, все те же правильные черты лица – она вежливо поздоровалась со мной, затем наклонилась к своему братику и очень аккуратно поцеловала его в голову – любит.

– А как вы ночью спите? Ведь Рома, наверное, не дает?

– Вы знаете, я просыпаюсь, – ответила Даша. – А потом опять засыпаю.

Ответ был искренний, непосредственный, потом она села рядом с младшей сестренкой на пол и стала играть с ней в какую-то особую игру.

Меня же, конечно, уже в который раз, одолевали мысли о том, что почему-то наши многодетные семьи часто не имеют нормального собственного жилья или хотя бы возможности снимать квартиру с большей площадью. Но почему такая несправедливая жилищная политика в отношении многодетных семей! Ведь люди честно рожают, не делают абортов – поощрите их достойным жильем! О демографии много говорим, а где реальные дела?

Уезжать в деревню к родителям Кристина не хочет. Она уже давно живет в городе. Работы в деревне для нее нет, и район там какой-то безжизненный, дорог нет, всюду грязь, мужское население пьет. Детям необходимо развиваться, хотелось бы отдать их в хорошую школу, в какие-то развивающие кружки.

– Первый раз на консультацию я попала к психологу Ольге Анатольевной Дадановой, такая приятная молодая женщина, – продолжает свой рассказ Кристина. – Она мне очень понравилась. Мы с ней обстоятельно обо всем поговорили. Я тогда решила, что буду пока обдумывать свою ситуацию, а за это время сдам все анализы, необходимые перед абортом. Время быстро пролетело, меня стали торопить, оставалось буквально два дня, тянуть нельзя было уже. Я пришла в консультацию, и меня опять направили к психологу, на этот раз к Елене Юрьевне Шабалиной. Она уже собралась уходить, а мне нужно было срочно проконсультироваться. В общем, она осталась, внимательно меня выслушала. Разговор был долгим. Вы знаете, сердцем я понимала, что хочу ребенка, а рассудок мне говорил другое. Потом я чувствовала, что хочу это сделать назло своему мужу, показать ему, что я сама самостоятельно все могу решить. Но опять-таки, наверное, потому что я хотела, чтобы он обратил на эту ситуацию внимание.

VzQrVGqIbIw.jpg

– После этого разговора вы оставили мысль об аборте, как я поняла.

– Елена Юрьевна, вселила в меня надежду, уверенность, что я смогу справиться. Тогда она взяла на себя роль моей мамы, которая еще ничего не знала о моей беременности. Мне надо же было набраться смелости и сказать маме об этом. Она ведь понимала, насколько тяжело мне материально. Да еще ошарашить ее новостью, что у меня не сложились отношения с этим человеком. Я находилась в стрессе, мне надо было выговориться, посоветоваться. После разговора с Еленой Юрьевной стало легче на душе. Потом я много раз к ней ездила.

– И какова была реакция мамы, когда она узнала обо всем?

– Я сказала ей об этом, находясь на пятом месяце беременности. Вопреки моим ожиданиям, она обрадовалась, тем более, что будет мальчик. Мама мне всегда говорила: если Бог дает ребенка, то даст и на ребенка.

– Вам повезло с мамой. Есть мамы, которые уговаривают своих дочерей делать аборты, не понимая, что такими советами ломают им жизнь. На какие деньги Вы все-таки выживаете?

– В этот же день после консультации я получила денежную помощь. Я просто поняла, что это не пустые обещания. И помощь я действительно получаю. Это и субсидия (по гранту – ред.), и пакет для новорожденного, и подгузники, коляска, какие-то вещички на детей. Бывает так, что вдруг появляются какие-то добрые люди. Недавно позвонил человек и спросил, какие продукты мне нужны, напишите мне список. Вы знаете, я впала в ступор. Я вообще-то стараюсь не просить помощи ни у кого, даже у родителей. Это не в моих правилах. Я не знала, что ему ответить. Он привез продуктов явно не на одну тысячу рублей. Я была в шоке, ведь это совсем не знакомый мне человек. Испытываю смешанные чувства, это и неудобно и приятно, что кому-то мы небезразличны. На Свету получаю от государства 5300. На Даню еще не успела оформить документы. Бывает, мама подкинет, но это не больше тысячи рублей. Иногда отец Ромы тоже чего-нибудь принесет, я все-таки надеюсь, что он одумается. Первый муж вспоминает нас редко.

Я тоже попыталась подсчитать доходы Кристины с ее четырьмя детьми. Но как-то не получилось. Насколько мне известно, государственная социальная помощь многодетной семье возможна, если среднедушевой доход не превышает 5 тысяч на человека. В общем, 25 тысяч на пятерых. Честно сказать, даже как-то неловко от таких цифр. Какие люди придумывают такие расчеты, что у них в душе, в голове, сами-то они способны жить на такие крохи? Это как надо экономить, чтобы просто выжить!

Кристина – смелая, мужественная девушка. И не только потому, что она не побоялась дальнейших возможных материальных катаклизмов в связи с рождением еще одного ребенка. У молодой мамы, как оказалось, не все благополучно со здоровьем. В школьном возрасте Кристине удалили одну почку. Вынашивать детей, находясь в такой ситуации, – это большой риск для организма.

Тут невольно вспоминаешь, какие порой странные, нелепые, даже невообразимые, причины называют женщины, оправдывая свое решение идти на аборт. Например, важнее, оказывается, купить машину, доделать ремонт или съездить в отпуск... – такова цена человеческой жизни, своего родного ребенка, в понимании некоторых потенциальных родителей, наших, тюменских, российских. Катастрофа.

Я думаю, что моя героиня сохранила жизнь сыну не потому что получила какую-то материальную помощь, хотя, на мой взгляд, все равно очень слабую – так, на грани, чтобы хоть как-то выкарабкаться, – а потому что материнское чувство, любовь к детям оказались сильнее страха перед грядущими трудностями, неудобствами, материальными нуждами. Кристина – настоящая мать! Консультация психолога помогла молодой женщине раскрыться, осознать свою ситуацию, расставить приоритеты, увидеть, что все те причины, которые она называла и подтолкнули к мысли об аборте, преодолимы, они не стоят того, чтобы из-за них лишить жизни собственного ребенка. Как после этого жить! Хотелось бы напомнить, что, по статистике, чаще прерывают беременность по своему желанию женщины, у которых с материальным достатком не так все плохо: и жильем обеспечены, и муж хорошо зарабатывает, и детей – всего лишь один-два, а иногда и вовсе нет. 

Народная мудрость гласит: «Дом с детьми — базар, без детей — могила».

Вот такая простая жизненная история, как есть, без прикрас.

Татьяна Симонова

Справка:

Процентное отношение количества абортов к численности населения страны:
1. РОССИЯ – 733000 абортов (данные AWR) – 0,50%
2. Китай – 6800000 (данные AWR) – 0,48%
3. Франция – 203000 (данные AWR) – 0,31%
4. Вьетнам – 275000 (данные AWR) – 0,29%
5. США – 829100 (данные AWR) – 0,25%
6. Индия – 794000 (данные AWR) – 0,06%

Если пересчитать данные по России по количеству абортов от Минздрава (627127), получим 0,43% детоубийств от общей численности населения. Тогда на абсолютное первое место выходит Китай, но картина не сильно изменится. Мы продолжаем оставаться лидерами по количеству абортов в мире, и социальные гарантии власти, в виде, к примеру, материнского капитала и льготной ипотеки для семей с двумя и более детьми, не могут исправить ситуацию кардинальным образом. А закрытие роддомов, акушерских пунктов, детских больниц и поликлиник, как нетрудно догадаться, еще более усугубляет российскую демографическую яму. Так что настало время принимать решительные, жесткие демографические меры – во имя выживания нашего народа.