Продолжение интервью с многодетной мамой Е.С.Янькиной об опыте семейного обучения. Из семерых детей Елены Сергеевны четверо школьники: Мише 8 лет, Ване 9, Маше 11, Ане 13 лет. Дети занимаются по программе «Классические беседы» по курсам: «Основы» – от 4-х лет, «Ключи» – 9-12 лет, «Вызов» – 12–18.
Родное слово
Елена Сергеевна, опишите, как у вас проходят занятия, например, по русскому языку? Хотелось бы наглядно представить этот процесс. Четверо школьников – вы их сразу всех учите?
– Для обучения мне удобнее брать близких по возрасту детей. Например, Аня учится вместе с Машей, а Ваня с Мишей. У них у всех разные задания. Ваня учится по программе третьего класса, а Миша второго. Я продумала с самого начала учебного года программу, которую мы должны выполнить, и на каждую неделю составляю план занятий, который состоит, как я уже говорила, из «микса» заданий, взятых из разных учебников.
Как это происходит на примере по русскому языку у мальчишек. Я пользуюсь методическим пособием по словесности для начальных классов Русской классической школы, её автор Горячева Ирина Анатольевна. Пособие это очень удобное, и в то же время предполагает углубленное изучение предмета. Преподавание русского языка осуществляется в русле идей Ушинского: русский язык и чтение интегрируются в единый учебный предмет – словесность, что содействует формированию у детей целостности восприятия языка, речи и литературы.
В понедельник мы занимаемся чистописанием. В специальных тетрадях с прописями дети пишут роллерами или перьевой ручкой. Мы отрабатываем красивое письмо, ставим руку, учимся писать буквы, переписывать тексты без ошибок. Так закрепляются навыки внимательного письма и закладываются основы для осознанного восприятия грамматики. Во вторник и среду дети выполняют упражнения из различных сборников, закрепляют знания, в том числе, которые им нужно пройти по программе общеобразовательной школы. В четверг мы занимаемся редактированием текста. Есть у нас беленькие тетради, там нужно вставлять пропущенные буквы и запятые. На каждый класс рассчитана определенная тетрадь с заданиями. В течение недели Ваня и Миша ещё учат словарные слова. И в пятницу они пишут словарный диктант на различные группы орфограмм и обычный диктант. Потом мы занимаемся тем, что я им даю из методического пособия текст с орфографическими ошибками, они их ищут, исправляют, и уже исправленный текст переписывают.
Есть ещё четвёртое задание. Дети должны проанализировать текст из «Родного слова» Ушинского, потом придумать к нему пять-десять вопросов и записать их. Или написать изложение по этому тексту. Или рассказать стихотворение, которое они выучили наизусть, а потом написать диктант по этому стихотворению. Вообще в пятницу задаю им самые разные упражнения, обычно это большая работа. Иногда во вторник или четверг, когда мальчики не ходят на тренировки, даю им «наблюдение за текстом». Это очень интересное занятие, оно занимает по времени два урока. Тот, кто занимается по программе РКШ, знает, в чём суть этой работы. По чтению дети берут разные книги, и не только «Родную речь» и «Родное слово». Они обязательно читают что-то на выбор, о чём бы они хотели узнать, а потом в течение дня мы стараемся обсудить прочитанное.
Примерно так же дети занимаются и по другим предметам?
– Арифметикой мы занимается по советскому учебнику Пчёлко. Он выдержан в лучших традициях советской школы и нацелен на то, чтобы у детей сформировалась прочная арифметическая база, которая бы в дальнейшем способствовала становлению успешного математического образования ребёнка. В учебнике много задач, которые от урока к уроку усложняются от простых до составных, что позволяет на практике реализовывать принцип доступности «от простого к сложному». Так же, как и русский, Миша проходит программу второго класса, Ваня – третьего класса.
Учим мы ещё английский язык, который я хорошо знаю. Занимаемся по учебнику Ю.И. Годлинник из «Сталинского букваря». Есть у нас учебники по окружающему миру, дети смотрят познавательные программы, здесь к обучению детей уже подключается папа. Кроме того, Ваня ходит в кружок по краеведению. Также в течение недели мы каждый день повторяем штудии (штудии —это еженедельные порции информации, которые необходимо выучить наизусть) , изученные на занятии по «Классическим беседам». Примерно так проходит наша учебная неделя.
«Божий замысел»
Как девочки осваивают знания?
– Аня занимается по программе «Классических бесед», изучает курс «Вызов». А Маша учится на курсе «Ключи»: туда входит углубленная программа русского языка, в том числе курс «Мастерская структуры и стиля». Программа очень насыщенная, интересная, развивает письменную и устную речь, умение писать сочинения, эссе, отзывы, творческое изложение нарратива. Предмет изучается достаточно глубоко, и в плане стилистики, и синтаксических конструкций, и морфологии. А математикой с Машей занимается папа по учебнику Никольского. По естествознанию дочки читают книги из серии «Божий замысел». Там много интересной информации по биологии, анатомии, географии, зоологии, физики, химии. Эти книги рассчитаны на школьников всех возрастов. Изучают также историю России. В целом девочки строго придерживаются расписания, в котором обозначены все предметы, которые нужно знать, в том числе по программе общеобразовательной школы. Я особо уже не контролирую ни Машу, ни Аню. В пятом-шестом классах они уже достаточно самостоятельно учатся, а я только помогаю им, проверяю выполненные задания. В течение дня мы обсуждаем какие-то темы, вопросы, используя подход классического образования.
Сегодня многие дети не читают художественную литературу. У вас есть такая проблема?
– Аня с удовольствием читает книги по программе «Вызов» - художественные произведения, рассчитанные на дальнейшее написание сочинений по блоку экспозиции, например «Таинственный сад», «Остров сокровищ», «Полианна», «Робинзон Крузо». Еще она перечитала все книги серии «Коты-воители». У Маши я не замечала такой тяги к чтению, она читает только те произведения, которые рекомендованы школьной программой. Так же и у Вани с Мишей.
Учиться – это ответственность
Раз в неделю вы встречаетесь с инструктором в Сообществе. Где это происходит? Сколько длятся там занятия по времени и о чём эти занятия? Вы получаете какие-то рекомендации?
– Раз в неделю мы встречаемся с нашим инструктором Ириной в офисе, который мы арендуем. Занятия проводятся для двух групп, одна – по курсу «Основы», другая – по «Ключам». Мы с Ваней, Мишей и дочкой Сашей, которой пять лет, посещаем только «Основы», рассчитанный на детей от 4-х до 9 лет. Ирина проводит занятия, а я присутствую и наблюдаю. Дети проходят штудии – это информация в виде коротких предложений или правил, которые они заучивают из семи предметных областей: хронология, история, география, русский, латынь, наука, математика. Многое из этого дети заучивают машинально, не понимая сути и смысла. Зато в более старшем возрасте, соответствующем периоду «Ключей» и «Вызова», эта информация раскрывается для детей и становится ясна и понятна. Дети видят связь между событиями, формулами, определениями. Для этого используются инструменты в виде пяти топосов Аристотеля (топосы направляют к вопросам, которые вы можете задавать, чтобы лучше понять новое слово или факт). Хорошо помогают в этом книги «Вопросы» и «Беседы» тоже из серии "Классических бесед".
На штудии, таким образом, уходит полчаса, потом идет блок «Изящные искусства», куда входят рисование и музыка. Затем следует блок «Эксперименты», затем мы слушаем доклады детей – они их предварительно готовят дома, а рассказывают в сообществе. Таким образом, они учатся выступать, держать себя перед публикой. Главное тут даже не то, что рассказывает ребенок, а как он это делает. И следующий блок – повтор штудий. Все это вместе занимает примерно четыре часа. В завершении занятий дети пьют чай, общаются, и мы расходимся по домам. В течение недели штудии повторяем, поём, рассказываем. Обучение проходит достаточно увлекательно, потому что программа насыщена интересным содержанием и доступна для понимания детям.
Бывает, что дети капризничают, не хотят учиться. Какие вы принимаете меры?
– Да, конечно, бывает, не хотят заниматься, нет настроения, устали. Я особо сильно в таких случаях не настаиваю. Они просто понимают, что это их ответственность. Мама оценки не ставит, мама не учительница, мама просто помощник, проводник на их пути к знаниям, к освоению этого мира. Поэтому они иногда даже сами предлагают: «Мама, давай позанимаемся, это мне интересно». Когда им не хочется совсем учиться, мы делаем перерыв. Я говорю: «Ладно, сейчас не будем заниматься, погуляем, или помогите мне по дому, или папе помогите». Они переключаются на какое-то другое занятие. У нас нет такого, что если ребёнок не хочет что-то делать, то мы достаём ремень и начинаем им размахивать. Нет, мы стараемся, чтобы все проходило по обоюдному согласию. Но это понимание приходит уже, мне кажется, с глубоким опытом, его осмыслением, анализом ошибок. Дети из общеобразовательной школы, как правило, не хотят вообще учиться. У них настолько отбито это желание, что им нужно какое-то время на адаптацию, на «расшколивание», чтобы вновь появился интерес к учёбе.
Еще один вопрос. Как вы относитесь к обвинениям, что истоки «Классических бесед» не отечественные и не православные. Их программу создали протестанты, причем из недружественной нам Америки.
– Разработчик «Классических бесед» в России – Ирина Шамолина – адаптировала программу под российскую православную культуру и уклад. Она взяла из этой программы именно сам подход в виде классических инструментов обучения детей, созданных ещё древнегреческими философами и учеными. Эти инструменты универсальны и могут быть использованы в любой культуре и стране мира. В сообществах «Классических бесед» в России сейчас в основном православные многодетные семьи. В программе «Вызов» на втором году обучения дети изучают Священное Писание. Это очень радует и вдохновляет меня, ведь в атеистическом бездушном школьном обучении всего этого нет. Само слово «образование» происходит от слова «образ» – образ Божий. Целостный подход к обучению всегда связан с пониманием того, что человек и всё, что его окружает – это нечто большее, что во всём этом есть замысел Творца. Следовательно, вопрос образования нельзя решить вне контекста веры.
Татьяна Николаева