В России женский вопрос, по мнению составителей так называемый «южаковской» энциклопедии, возник лишь в новейшее время.
Более того, эта «проблема» есть результат индивидуальных мнений, развившихся в течение XVII – XIX веков, главным образом в Европе. Женское же движение как таковое началось вместе с Французской революцией. Здесь женщина потребовала немедленного уравнения своих прав с правами мужчины как в общественной, так и в частной жизни. В отличие от последующих справочных изданий, о которых речь пойдёт ниже, «южаковская» версия женского вопроса в основном затрагивает историю женского образования в нашей стране и является конспектом двухтомного исследования Елены Осиповны Лихачёвой («История женского образования в России»).
В кратком эссе «Женщина» указанного выше тома неназванный автор подчёркивает мысль о том, что её роль в истории не так видна, как роль мужчин, но она не менее значительна, хотя женщина до последнего времени занимает подчинённое положение, а зачастую, и порабощенное, что не допускает её к сколько-нибудь широкой государственной и общественной деятельности. Она, тем не менее, оказывает великое влияние на историю в смысле умиротворения междучеловеческих отношений и смягчения нравов.
В это же самое время издательство Санкт-Петербургской академии издаёт «Творения святого Иоанна Златоуста», в одном из поучений которого мы находим следующие «характеристики» некоторых представителей прекрасного пола: «Кто взял себе богатую жену, тот взял себе более госпожу, нежели жену. Если жёны и без того бывают исполнены гордости и склонны к честолюбию, то когда им и то будет прибавлено, как они могут быть сносными для супругов?». Как мы видим, указанный автор значительно «расширил» перечень вопросов, затронутых на эту тему в приведённых выше статьях энциклопедии. В многочисленных наших беседах с православными священниками и богословами, последние предостерегали от односторонних суждений, указывая на то, что представители женского пола известны как прославленные в лики святых христианской церкви, так и в образе библейской Иродиады, по чьей указке был обезглавлен Иоанн Креститель. По православному преданию, озвученному в наших беседах одним из тюменских священнослужителей (*), вскоре после указанного злодеяния, в результате не до конца объяснимого природного катаклизма, была обезглавлена единственная дочь Иродиады.
Иоанн Златоуст предостерегает вступающих в брак, показывая в своих беседах-проповедях о том, что жена бывает как помощницей, так часто и вредительницей: «Брак есть как пристань, так и кораблекрушение… по прибытию домой муж встречает скалы и подводные камни». Вместе с тем, святитель не благословляет оставлять злую жену, привязанную к мужу законом: «… Если бы это было хорошо, то Бог не сотворил бы одного мужа и одну жену, но, сотворив одного Адама, сотворил бы двух жён, если хотел, чтобы можно было одну отвергнуть, а другую принять». Рассуждая о возможности официально разрешённого второбрачия,* Иоанн Златоуст предупреждает о вероятных конфликтах: «Часто муж, сидя за столом и вспоминая о первой жене при второй, тихо прослезится; а эта тотчас свирепеет и приступает, подобно дикому зверю, требуя у него удовлетворения за нежность той; и если он захочет хвалить скончавшуюся, то основание похвал делается предлогом для суматохи и раздора». Причём беда не исчерпывается этим, хотя бы родились дети от второй жены. Как видим, святитель далёк от идеализации женщин в силу одной её природы, как это характерно для ряда французских романистов XVIII-XIX в.в. , лозунгом которых становится со временем формула-поговорка, получившая национальный статус: «Что хочет женщина, того желает бог!».
Иоанн Златоуст, живший в 347-407 г.г., сокрушается о том, что представители женского пола, по его наблюдениям, в отличие от апостольских времён, заботятся о том, как бы одеться в великолепные одежды, украсить лицо и мучать своих мужей, заставляя покупать более дорогие шубы, (чем у соседки) и у женщины равного звания и т. п.
В наши дни сотни тысяч просмотров собирает видео, на котором в полуюмористической форме Владимир Вольфович Жириновский во всех бедах человечества обвиняет представителей женского пола (в числе которых и свою сродную сестру), которые в своей ненасытной алчности не знают предела, требуют: «Сапоги и шубу! Сапоги и шубу! Сапоги и шубу!».
В дореволюционной России ряд книжных издательств выпустил в свет собрание сочинений Фридриха Ницше (1844-1900), который сам, как и его учитель Артур Шопенгауэр, не был женат, но охотно отзывался по этому вопросу.
В своей работе-зарисовке «Греческая женщина» самый молодой профессор университета за всю историю Германии, отводит женщине ту же функцию, роль в государстве, какую играет сон в жизни человека. Философ с восторгом пишет о женщинах-матерях Древней Греции, которые смогли родить и воспитать таких людей, до нравственной и культурной красоты которых вряд ли могут подняться современные ему люди. «Гордая покорность спартанки при известии о смерти её сына» вызывает восхищение у Фридриха Ницше, поклонника всего того, что оставила в истории дохристианская языческая Греция. Было бы наивно полагать, что одному из самых выдающихся немецких мыслителей и исследователей, сыну лютеранского пастора, человеку, эрудиция и кругозор которого не имели аналогов даже среди известных в его время учёных, не были известны сокровища православного, в том числе греческого богословия, до сих пор составляющие Золотой фонд Христианского Предания, как в восточном, так и в западном его секторе! Блестящий филолог, одарённый музыкант, педагог и драматург Фридрих Ницше и в вопросах взаимоотношения полов получил печальную известность «хулиганским» афоризмом: «Когда идёшь к женщине, не забудь взять плётку!»
Один из единомышленников Ф. Ницше в женском вопросе, философ Отто Вейнингер в своём нашумевшем впоследствии исследовании «Пол и характер», так же не затруднял себя изучением святоотеческой литературы, хотя обладал уже в юности колоссальным интеллектуальным потенциалом. Он «договаривается» до того, что воспитание детей нельзя поручать женщине, а в основе близких отношений между полами лежит фактор безнравственности, целью этих отношений для мужчины вовсе не является продолжение рода и т. п.
Критике произведений Ф. Ницше и подобных ему «работников передового умственного фронта» посвятил своё исследование под характерным названием «Вырождение» (sic!) австрийский врач, социолог и писатель Макс Нордау (1849-1923). Он полагал, что «дегенеративная составляющая» современного ему искусства во многом обусловлена «творческими» усилиями таких личностей, как Ф. Ницше, Л. Толстой, О. Уайлд, Г. Ибсен и др. Работа, хотя поначалу и вызывало бурную критику среди его современников, но впоследствии была признана убедительной.
В отличие от самоубийцы О. Вейнингера и пациента сумасшедшего дома Ф. Ницше, не оставивших после себя потомства, Макс Нордау – «автор» многочисленных детей и внуков, некоторые из которых добились успехов на ниве художественного творчества. По так называемому «женскому вопросу» он высказал своё убеждение в том, что брак представляет большой прогресс в сравнении с беспорядочными отношениями между полами у диких народов, он является социальной защитой слабого пола. Брак установлен вовсе не для пользы мужчин, так как он ещё не преодолел своих полигамических животных инстинктов в той степени, в какой их преодолела женщина. Книга в своих главных положениях не противоречащая православному мировоззрению и увидевшая свет в России в 1898 году не стала, к сожалению, столь популярна, как труды критикуемых автором сочинений. Да, действительно, бывают эпидемии болезней, в том числе и на духовной почве, но выздоровление наступает, увы, в более «медленном темпе».
На ниве российской печати одним из «специалистов» в области женского вопроса заявила о себе Екатерина Дмитриевна Кускова-Ювеналиева-Есипова-Прокопович (1869-1959), публицист, один из основателей либерального союза Освобождения (1904). Несмотря на противоборство с большевиками, эта дама в рассматриваемом нами вопросе придерживалась отнюдь не православных традиций, несмотря на то, что родилась и воспитывалась в христианской среде. В пространной статье «Женский вопрос», помещённой в XX томе Энциклопедического словаря «Гранат», она писала: «Домашний очаг, где мать находится в полной экономической зависимости, где жена – прислуга, не может иметь облагораживающего влияния». В заключении «очерка» трижды разведённая Е. Д. Кускова не без оптимизма провозглашает «новый курс», когда мужчина и женщина в сфере общественной деятельности будут идти рука об руку.
Некий советский учёный А. Дробинский в подробном материале под названием «Женщина», который помещён в IV томе Малой Советской Энциклопедии за 1935 г., смело критикует «пока ещё сохранившиеся» в буржуазных странах разделённые понятия между законным браком и незаконным сожительством, он прямо «набрасывается» на программу сохранения семьи в Германии с её традиционной формулой Kirche-Kuche-Kinder-Kleider, как орудие в борьбе с революционным движением. Автор с ненавистью пишет о Наполеоне, закрепившем законодательно женское неравноправие, восторгается личностью Жорж Санд, восстающей в своих романах против женского рабства.
«Коллеги по цеху» С. Смидович и И. Кочмержевская в разделе «Женщина в СССР» констатируют: «Из тех законов, которые ставили женщину в положение подчинённое, не осталось камня на камне…Женщины-работницы и женщины-крестьянки выступают активными борцами, отправляя на фронт свои отряды, участвуя в войне в качестве рядового бойца, командира, работая в тылу у белых и т. д.».
В 1960-1970-х г.г. в магнитофонном «Самиздате» была популярной шутливая песенка «Тау-кита», в которой Владимир Высоцкий предсказывает печальный итог «прогресса» в женском вопросе, когда естественные, Богом учреждённые отношения между полами упразднятся, когда «самодостаточные» женщины по образцу «тау-китянок» не будут с мужчинами знаться, а «будут теперь почковаться!» Отдадим должное талантливому поэту, который предвидел печальные последствия забвения христианских традиций.
В настоящее время, пусть и не столь быстрыми темпами, но всё же набирают темпы процессы возрождения патриархальных традиций тысячелетней Руси. Всё больше и больше молодых семей освобождаются от лжеучений до- и послереволюционного периода нашей истории, обретают новую силу и актуальность гуманитарные ценности, успешно апробированные нашей цивилизацией.
Н. А.Семешко
А. С Федотов
М. С. Яблоков,
(*) – Протоиерей Николай Цирке, клирик Знаменского кафедрального Собора