На новогодней вечеринке спросила у подруги:
– Закончилась учебная четверть у сына?
– Закончилась, – со вздохом ответила Катя.
– И что? Как успехи?
– Как, как? Тройка по русскому! И никаких надежд.
– Не переживай! У тебя способный, умный ребенок, и в «тройке» виноват не он, а программа. По окончании школы будет одно из двух. Выйдут либо безграмотными, либо… неврастениками.
Один из номеров «Семьи и Отечества» (№4 за 2016 год) почти полностью был посвящен вопросам состояния современного образования. В материалах журнала жила надежда на его улучшение, и связывалась она с приходом в систему нового министра О.Ю. Васильевой. Надежда оказалась утопической. Улучшения не произошло, а с ухудшением каждый может познакомиться, посмотрев фильм журналиста Константина Семина «Последний звонок». К началу текущего учебного года вышла последняя, третья серия. В ней, кстати, есть эпизод, рассказывающий о Тюмени (42-я минута 1-ой серии). В фильм включен фрагмент программы «Объективный разговор», снятой в 2014 году, где кандидат педагогических наук А.М.Соломатин, на момент интервью руководитель методической службы издательства "Академкнига/ Учебник", рассказывает о «замечательных» учебниках комплекса «Перспективная начальная школа». Приведем эпизод из программы «Объективный разговор».
Журналист задает Соломатину вопрос:
– Вы являетесь одним из разработчиков учебников «Перспективная начальная школа». По ним учатся во многих городах нашей необъятной Родины. У нас (речь идет о Тюменской области), насколько я знаю, занят в этом 21% учащихся. В чем отличие этих учебников от тех, которые существуют?
Соломатин:
– Нужно на чашу весов поместить знания и умения. Знания – некая информация, которая формируется у ребенка, умения – способы использовать полученную информацию в учебном процессе и далее в реальной практике жизни. Приоритет комплекта учебников, которые мы создаем, заключается в том, что мы отдаем значимость умениям над знаниями. Это замечательная идеология, используемая во всем мире, во многих регионах нашей страны. Мы являемся ее продолжателями и активно реализуем через наши учебники.
– Ваш регион демонстрирует высочайший уровень понимания и ответственности в реализации этого комплекта, показывает потрясающие открытые уроки. Эти результаты в Тюмени и Тюменской области нас очень радуют. Выходят учителя и рассказывают об удивительном опыте, который у них есть, и тех высоких результатах, которых они достигают вместе с учениками. Ваша система образования очень сильная, продвинутая, ее знает вся страна. Приятно видеть, с каким пониманием и с какой благодарностью учителя работают по нашим учебникам, по нашим комплектам. http://beonrepeat.com/watch?v=7SapuxfcC6c
Итак, в интервью Соломатин утверждает: нужно добиваться приоритета умений над знаниям. Чтобы широко распространять подобные идеи, нужно иметь солидных покровителей. Господин Соломатин имеет их в лице председателя правления Cбербанка России и председателя попечительского совета Высшей школы экономики Германа Грефа. Последний убежден:
– Навыки важнее знаний. Главная трансформация, которую должна пройти российская школа, – это переход от преподавания знаний к преподаванию навыков.
Соломатин продвигает и другую «прогрессивную» идею: главным на уроке должен стать ученик, и учитель обязан предоставить ему максимальную долю активности, чему в полной мере способствуют « замечательные» учебники комплекса «Перспективная начальная школа», благодаря которым «учитель и ученик создают такую ситуацию, когда ребенок становится активным».
Итак, задача школы – уравнять положение учителя и учащегося, даже больше – возвысить школьника над педагогом.
Благостное интервью. В нем зрителю обрисовали перспективы для педагогов, школьников, родителей, в целом для образования. Что же на самом деле? Так ли современны и универсальны учебники, предлагаемые А.М. Соломатиным. Подробно об этом рассказывает фильм «Последний звонок».
Русский – кошмар, математика – ужас…
В фильме «Последний звонок» Л.А. Ясюкова, кандидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, оценивая комплект «Перспективная начальная школа», отметила:
– Кто видит эти программы, понимает: русский – кошмар, математика – ужас, природоведение («Окружающий мир») – какая-то бессмысленная окрошка с ошибками. На уроках изучают следы зверей. Для чего? Чтобы ребенок зимой смог сам выйти из леса.
Отдельно Людмила Аполлоновна говорит о фонетике (редуцированной). Наш журнал «Семья и Отечество» писал об этом странном «новшестве», которое все-таки внедрено в программу начальной школы. Ученый солидарна с его негативной оценкой:
– Ко всему прочему, ученики пишут звуковую запись слова: йожык, сасна, акеан. Им все равно, как писать. Они это и запоминают.
Константин Семин резюмирует сказанное Людмилой Аполлоновной:
– Теперь начальная школа учит детей не правильно писать, а правильно слушать слова. Реформаторы втолкнули в букварь фонетический разбор слова. В результате рухнула вся грамотность. И это реальный результат.
В фильме вывод Константина Семина о состоянии грамотности в обществе весьма эмоционально поддерживает известный политолог, декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ В.Т. Третьяков:
– Русский язык – отвратительный: знаки препинания вообще не ставят, либо ставят, как Бог на душу положит. Слитное и раздельное написание НЕ не знают в 90% случаев.
Вернемся к анализу комплекта «Перспективная начальная школа», который в фильме «Последний звонок» продолжила И.Н. Каланчина, доцент кафедры философии Алтайского аграрного университета. Она указывает на то, что в учебниках даются неправильные образы слов. Например, нарисован слон, а под рисунком колонка из «слов»: слен, слн, смон, слон, слол. Нужно выбрать правильный вариант. И такой каббалистикой должны заниматься дети всего класса, нет – всей страны!
Ирина Николаевна продемонстрировала страницы учебников комплекса, где в изобилии изображены отвратительные «чудища из фильмов ужасов».
Реформы, ФГОСы и ЕГЭ
Особенно горькой и печальной стала последняя серия фильма «Последний звонок». В ней известные люди, которые любят Россию и думают о ее будущем, приходят к выводу о катастрофическом состоянии общего образования в стране. Отдельным блоком идет рассказ о ЕГЭ как об идеальной и при этом тоталитарной форме уничтожения фундаментального образования. Реформаторы своей цели добились, но, как сказано в фильме, «подобная реформа – это государственное преступление. Не больше и не меньше.»
Противники авторов фильма «Последний звонок» возражают, предлагая следующий аргумент: сегодняшняя школа вариативна, и каждое учебное заведение может выбрать свою программу и ей следовать. Однако это ложное утверждение. Выбирать можно из того, что аккредитовано Министерством образования РФ, а им утверждены только вошедшие в федеральный перечень учебники, которые образованию детей никак не способствуют. Например, программы русской классической школы и книг К.А. Ушинского в перечне как не было, так и нет. А ФГОСы есть.
Вообще от ФГОСов (федеральные государственные образовательные стандарты), по мнению автора фильма «Последний звонок», «сегодня лезут на стену учителя, родители и ученики». И результат повсеместного внедрения ФГОСов зрители могут видеть на протяжении всех трех серий фильма, да и дома, если в семье есть школьники.
Русская классическая школа. Семинар
На этом безрадостном фоне родители, желающие, чтобы их дети получили достойное, а не эрзац- образование, уводят их из школы. Частью переходят на домашнее обучение, частью организуют некие сообщества, где обучают детей на базе учебников Русской классической школы (РКШ). Сейчас у школы есть сайт, группа «Вконтакте», выложены видеоролики и фильмы о ее программах и методиках.
В начале ноября 2017 года в Екатеринбурге состоялся семинар для учителей начальных классов, которые планируют обучать детей по программам Русской классической школы. Его участники прибыли из многих городов России: Москва, Казань, Пермь, Тольятти, Чебоксары, Крым. О системе РКШ знают и в нашей области, поэтому были педагоги из Тюмени и Тобольска.
Что интересно, ни один из учителей не приехал на семинар как официальное лицо, командированное департаментом или комитетом по образованию своего региона. При этом его участниками были настоящие энтузиасты – преподаватели и родители (чаще всего с педагогическим или психологическим образованием), которые не просто не довольны состоянием современной школы, но ищут пути выхода из создавшейся ситуации. И он есть.
Во-первых, нужно немедленно отвергнуть идею о том, что образование в условиях рыночной экономики это услуга. Никогда в истории нашей страны образование не было услугой. И, во-вторых, принять концепцию необходимости дать детям фундаментальные знания, широкое классическое образование, которое имеет историческую преемственность и способно быть эффективным и конкурентоспособным в сегодняшних условиях.
Например, участница семинара из Казани объяснила, что после того, как ее ребенок окончил 1-ый класс общеобразовательной школы, она поняла, что целый год потрачен напрасно. Пришлось самостоятельно искать методики и знакомиться с образовательными системами, благодаря которым ребенку можно дать базовые знания и умения.
А ведь это один из основополагающих тезисов системы Русской классической школы – сформировать у ребенка незыблемый, твердый фундамент знаний. Дети по учебникам, которые разработаны руководителями проекта «Русская классическая школа» и имеют под собой историческую преемственность, охотно, с интересом постигают азы наук. Главное, изучая новое, они понимают изучаемый предмет. Каждая страничка «Родного слова» К.А. Ушинского или арифметики А.С. Пчелко позволяют маленькому ученику подняться на новую ступеньку и твердо встать на нее, а затем уверенно ступить на следующую. Участница из Тюмени С.Г. говорит:
– Когда я окунулась в атмосферу современной школы, то поняла, что надо что-то менять.
Молодая учительница начальных классов из Екатеринбурга Ю.П.:
– Два года плакала. Мне дали программу «Школа России». Это вообще ужасно! Программа абсолютно отбивает у детей познавательный интерес.
Студент филиала Тюменского государственного университета, будущий учитель из Тобольска Я.М.:
– На следующий учебный год я наберу первый класс. Мне очень хочется преподавать по программе Русской классической школы. В нынешней системе образования все очень запущено и сложно. Всем сложно даже психологически – родителям, ученикам, преподавателям, которые хватаются за голову от того, какие сейчас программы.
Моя знакомая молодая мама обучает старшего сынишку дома по программе Русской классической школы. Поначалу ее подруги откровенно скептически относились к решению Н. игнорировать местную школу. Сейчас, по прошествии полутора лет, они видят колоссальную разницу в знаниях, получаемых ребенком Н. по учебникам классической школы, и знаниями своих детей, которые учатся по программам общеобразовательной школы.
На сегодня сынишка Н. свободно читает, грамотно, на основе традиционных правил грамматики пишет, пересказывает прочитанный материал – сказки, рассказы, знает наизусть стихи русских поэтов. Он с удовольствием считает в уме и решает примеры на умножение и деление. Мальчик занимается каллиграфией (предмет для программы Русской классической школы является таким же обязательным, как в советское время правописание), в свободное от учебы время посещает художественную школу и спортивную секцию.
Время, отведенное для учебы, у него, как и в СССР, занимает первую половину дня. Потом – отдых и другие занятия.
В его режим дня, как у сверстников сына Н., не входит почти круглосуточная учеба сначала в школе, потом выполнение домашних заданий с родителями, потому что в одиночестве с казуистикой учебного материала обычный ученик справиться не способен.
Однако несмотря на многочисленные достоинства учебников системы РКШ, Министерство образования не допускает даже мысли об их введении в учебный процесс страны. В федеральном перечне учебников, рекомендуемых для аккредитованных государственных программ, ни книг К.А. Ушинского, ни «Арифметики» А.С. Пчелко просто нет. Вот и приходится педагогам довольствоваться «Литературным чтением» Чураковой, Кац или «Математикой» Моро. Есть варианты книг, но их содержание идентично учебникам указанных авторов. Отсюда и результаты, бесконечно далекие от тех, что имела советская школа или сегодня есть у воспитанников Русской классической школы.
***
По мысли авторов фильма «Последний звонок», несмотря на «рыночную вакханалию», в том числе и в образовании, «надо бить в набат, и люди услышат». Да, считают Константин Семин и Евгений Спицын, российское образование в упадке, а где-то, по оценке академика Глазьева, точка невозврата пройдена, но в обществе есть нравственно здоровые, честные люди, которые думают не только о своих сегодняшних «трех копейках» или сибаритском Бали, но и о будущем России. Нам всем нельзя допустить, чтобы по нашей великой стране звонил колокол. И по русскому образованию тоже.
Ирина Сергеева