… На прошлой неделе клиенток было немного больше обычного. Хочу поделиться своим состоянием и мыслями по этому поводу, это больше коктейль чувств – тревога, усталость, даже злость и страх. Я не понимала, что послужило этому причиной. Последние дни были насыщенными, не смогла вовремя остановиться и «оцифровать», что со мной не так. А теперь пришло понимание... .
После пяти консультаций в поликлинике, почувствовала раздражение, обычно – наоборот – проникаюсь теплом и сожалением о том, что что-то страшное в жизни женщины происходило или происходит, если встал вопрос о прекращении жизни собственного ребёнка, пусть даже нерождённого, но ребёнка. Как обычно назывались всё те же причины: "нет денег", "устала", "в муже не чувствую опоры", "нужно поднимать детей", "нет здоровья", "возраст " и т.д. И ведь это я слышу постоянно, но не могла понять, что меня "выбило". И тут меня осенило: пару дней назад я думала на тему ценности жизни, собственной в том числе, а там, где встаёт тема жизни, понятно, и тема смерти неизбежна. Думала о том, готова ли я к смерти, чувствую ли я страх и панику. Понятно, что это то, что мы не можем контролировать, управлять, не можем планировать. И я поняла причину своего смешанного состояния, когда сошлись воедино в моей голове темы нерождённых детей, жизни и смерти, где я встретилась со своим несогласием с тем, что мы не можем решать за других: жить или не жить им, не должно быть в этом нашего выбора! Когда говорится о свободе выбора каждой женщины и даже ведётся борьба за свободный выбор женщины, на самом деле нет в этом никакой свободы, есть только страх и напряжение, потому что свобода - это прежде всего любовь, к себе, своим близким.
Возникает вопрос, который задаю себе миллионный раз: "Как же так случается, что об одних своих детях заботимся, переживаем, не спим ночами, так много говорим об их счастье, а другие наши дети становятся медицинским отходом по нашему желанию?" Ведь самое ценное, что нам даётся помимо свободы, это ЖИЗНЬ и не важно, чья она...
***
Вы знаете, что я провожу индивидуальное и парное консультирование в Женской консультации поликлиники в кабинете кризисной беременности. Давно размышляю о том, что причины, по которым решают прервать беременность, более глубинные, а не те, которые называются в кабинете.
Вот один из случаев: супружеская пара приняла решение прервать беременность по причине нехватки финансов: "не хотим плодить нищету", "нужно поставить детей уже родившихся на ноги"… . Но самой важной причиной было со слов супруга: "жена тяжело переносит беременность, боюсь её потерять" (у них трое детей). В процессе беседы с мужчиной выяснилось, что во время родов у его матери открылось кровотечение и ей удалили матку, о чём она так и не рассказала своему супругу, боясь, что он перестанет видеть её женщиной и оставит. Сложно представить, в каком напряжении жила все эти годы женщина (38 лет), стараясь сохранить тайну и семью в целом. А мы с вами прекрасно знаем, это не могло не повлиять на супружеские отношения, а соответственно, и на ребёнка, ведь "питание" ребёнка – это в том числе и взаимоотношения его родителей.
Много звучало из уст мужчины про его стыд и вину. А мне думалось про то, как маленький мальчик негласно, не осознавая, взял на себя непосильную в силу возраста задачу по искуплению вины ("я все сделаю, чтобы мама не мучалась, не плакала, много ей помогаю"), как будто являясь виновником подорванного здоровья матери. Задаю себе вопрос:" И кого же этот «мальчик» в 38 лет видит в своей супруге, так переживая за её здоровье и чувствуя почти вселенскую вину?". С горечью говорит мужчина: «В тяжёлые минуты думаю о том, для чего я родился, лучше мне было не появляться на свет...». Слёзы... "С детства не плакал. Камень в груди".
Думается мне в такие минуты, ну разве это про сегодняшнюю беременность речь? Это только верхушка айсберга. А сколько боли внутри камнем лежит?... . Как до сих пор этот «мальчик», видимо, ждёт самых важных слов матери: "Сын мой, я люблю тебя, ты ни в чём не виноват, так сложились обстоятельства... Я просто люблю тебя". И тогда не нужно будет искупать вину, отстаивать и доказывать своё право на жизнь. Это, конечно, при желании долгий процесс терапии, потому что вина в данном случае выступает как самый лучший способ контакта с матерью. Не будет вины, что останется?
PS.
К большому сожалению, это не единственный случай, когда неосознанно, пытаясь решить свои внутренние проблемы и избавиться от переживаний, тревоги и страха, истоки которых коренятся в прошлом, принимается решение не в пользу зародившейся жизни маленького человечка.
Я, конечно же, не претендую на 100%-ю истину. Это моё видение этой ситуации, мои предположения по поводу обстоятельств, в которых оказалась супружеская пара, и которая нашла своё, близкое им.
Нелли Панасюк, психолог по доабортному консультированию, семейный психолог