8-800-100-30-70

РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА: образовательная система будущего, проверенная прошлым

30.06.2014

Проблема

Российская дореволюционная система школьного образования, точнее просвещения, была одной из лучших в мире, а может быть, и самой лучшей: глубоких сопоставлений тогда не проводилось. Советская система была объективно лучшей, если не принимать во внимание идеологическую составляющую гуманитарных дисциплин. Об этом говорят и оценки экспертов, и результаты международных олимпиад, а главное – реальный уровень грамотности тех уже немолодых людей, которые ходили в школу 30 – 40 лет назад.

Сегодня грамотность поколения девяностых и «нулевых» (очень емкое название этого периода упущенных возможностей) вызывает тихий ужас или горькую усмешку, обильный материал для выступлений Михаила Задорнова. Стоит перед глазами недавно увиденное: «осторожно – сход снега с крышЫ», «требуются вАдители», «чОрные бАтинки!», ну а «мАлАко», наверное, скоро сделают альтернативным вариантом правописания… И хорошо одетые юноши, складывающие на телефонном калькуляторе 20 рублей за пачку сигарет и 20 – за бутылку пива…

Не стоит все списывать на недавно введенный ЕГЭ, хотя по нему тоже много вопросов. Плачевный образовательный уровень современной молодежи – продукт не одного десятилетия. И недофинансирование тут тоже не при чем. Проблемы с элементарной грамотностью особенно рельефно выступают у учащихся «гламурных» школ на фоне развлекающей и «развивающей» мишуры. Проблема глубинная, проблема ложной парадигмы, тупикового пути. Хочется спросить:«Зачем было ломать, разрушать как всегда «до основанья» то, что было столь эффективным, лучшим в мире, проверенным десятилетиями?»

Ложная парадигма

Начало системного кризиса приходится на шестидесятые годы двадцатого века, когда ученые почему-то решили, что дети в любом возрасте способны к теоретическому мышлению, к мышлению в понятиях и выстроили новую «развивающую» систему образования, исходя из этих принципов – «теория должна опережать практику», «обучение должно опережать развитие», «обучение на высоком уровне трудности», «быстрыми темпами», «не надо давать знания, надо развивать личность» и т.д. и т.п. Сторонники «развивающего» обучения ссылались (и продолжают ссылаться) на Ж. Пиаже, на Выготского, при этом почему-то совершенно игнорируя тот факт, что эти ученые экспериментально доказывали, что собственно понятийное мышление, то есть мышление теоретическое начинает развиваться только в подростковом возрасте, не ранее 12-13 лет, что рефлексия собственных мыслей и действий возможна только после этого возрастного изменения человека. Несколько цитат из фундаментального труда Л.С. Выготского «Мышление и речь».

«…специальные исследования показывают, что лишь после 12 лет, т.е. с началом переходного возраста, по завершении первого школьного возраста, у ребенка начинают развиваться процессы, приводящие к образованию понятий и абстрактному мышлению,…только в переходном возрасте вызревают, складываются и развиваются те интеллектуальные функции, которые в своеобразном сочетании образуют психологическую основу процесса образования понятий. Только при превращении ребенка в подростка становится возможным решительный переход в область мышления в понятиях. …Педагогический опыт учит нас не в меньшей мере, чем теоретическое исследование, тому, что прямое обучение понятиям всегда оказывается фактически невозможным и педагогически бесплодным. Учитель, пытающийся идти этим путем, обычно не достигает ничего, кроме пустого усвоения слов, голого вербализма, симулирующего и имитирующего наличие соответствующих понятий у ребенка, но на самом деле прикрывающего собой пустоту. Ребенок в этих случаях усваивает не понятие, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенного знания».

Для глубокого, серьезного обучения ребенком должно быть воспринято множество разнородных ощущений, чтобы возникло собственное верное представление о каком либо предмете или явлении. Множество подобных представлений создадут в уме ребенка одно ясное понятие. И лишь спустя много времени (по исследованиям Ж.Пиаже и Л.С. Выготского не ранее 12 лет) ребенок сам сможет дать определение понятию, которое естественным образом при методически верно организованном учебном процессе сформировалось в его сознании. Еще через определенное время, обусловленное возрастом ученика, понятие в свернутом виде «упаковывается» в термин.

Все сегодняшние программы нарушают этот фундаментальный закон развития мышления: сначала дают максимально обобщенные закономерности (в том числе определения и термины) с тем, чтобы дети выводили из них частные случаи; требуют абстрагирования от конкретного жизненного содержания…, то есть начинают с конца. Впоследствии сознание ребенка в средней школе как бы «проваливается», не имея того прочного фундамента собственных воспринятых ощущений и наработанных представлений, который должен был быть заложен начальной школой.

Что является главным в «развивающем обучении»? Сначала повышенное внимание к теоретическим знаниям, затем постоянное удерживание ребенка в так называемой зоне ближайшего развития, где он не может действовать сам, без помощи взрослого. Именно этого принципа и придерживаются все современные учебные программы, то есть раннее введение терминов, буквенной символики, абстрактно-логических схем и алгоритмов действий до момента фактического освоения ребенком навыков в практических действиях.

Современная школа с ее противоестественными «развивающим» и «компетентностным» подходами стала фактором огромного психического и физического риска для ребенка. Только ленивый сегодня не говорит об этом. Катастрофическое падение уровня образованности абитуриентов – прямое тому подтверждение .

Дети с трудом выдерживают школьные нагрузки. Ребенку тяжело не потому, что материал сложный (программы по сложности как раз значительно уступают дореформенным), а потому, что само содержание учебного материала и дидактические способы его подачи не учитывают природу ребенка. Обучение должно выстраиваться так, чтобы школьник понимал сам то, чему его учат, мог сам решить задачу, заданную на дом. День за днем ребенок должен набираться уверенности в собственных силах, а не привыкал инфантильно следовать алгоритму, не понимая сути решения задачи.

Раньше так и было. Учились легко и самостоятельно. И трудности у современных детей не оттого, что сейчас программы серьезнее и глубже - нет! Берите учебники и сравнивайте. Просто откройте учебник для первого класса и посмотрите, с чего он начинался и чем заканчивался. УчебникАРИФМЕТИКИ длячетвертого класса А.С. Пчелко и учебник четвертого класса любой сегодняшней системы. При этом у А.С.Пчелко нет «развлекаловки», но есть простота, академичность и стройнаялогичная система. И до этого уровня ребенок дорастал сам, не теряя уверенности в своих силах.

Сейчас все голову ломают, как повысить мотивацию, как развить творческое и образное мышление. Сначала всей мощью образовательной системы убивают то, что от природы живо в ребенке, когда он приходит в школу: целостность, образность, интуицию, самостоятельность мышления, а потом, когда ребенок уже интеллектуально истощен, исполнен отвращения к учебе, как к труду непосильному и малоинтересному, начинают в средней школе формировать образное мышление, повышать мотивацию.

А если бы всё шло по естественным законам развития человеческого мышления, то и образность бы сохранилась - она нам во всю жизнь помогает познавать, и абстрактное мышление бы развилось. Но так как полноценное зрелое абстрактное мышление опирается на живущие в глубине души образы (образная подушка мышления), никогда окончательно не отрываясь от них, то и выходит, что ребенок, лишенный непосредственной образности мышления в младшем возрасте, никогда не будет способен к настоящему самостоятельному абстрактному мышлению. Зато терминами говорить научится, смыслы которых для него чаще всего будут непонятны.

К.Д. Ушинский говорил, что у образования широчайший фундамент – это начальная школа и маленькая вершина – это высшее образование, где педагогу достаточно просто хорошо знать свой предмет и уметь его излагать. В начальной же школе важна каждая деталь: важно четкое понимание природы мышления ребенка, природы его восприятия, нужны искусные методические и дидактические приемы, которые переведут научные закономерности на доступный ребенку на его уровне развития образ и язык. Это и было мастерски наработано нашей дореволюционной отечественной школой. Советская школа в период своего расцвета пользовалась этим опытом, лишь изменив идеологическую направленность.

Альтернатива

Если выбрана ложная парадигма, то «косметический ремонт» не поможет, паллиативы не уместны. Тем более расширенным финансированием можно только разогнать машину, несущуюся не в ту сторону. Опять «разрушать до основанья, а затем…», наверное, тоже неправильно. Надо предложить альтернативу. Концептуальную альтернативу, и, может быть, не одну. Если это будет сделано не для галочки, а по-настоящему, с открытием равных (хотя бы минимально приемлемых) возможностей для конкурирующих систем, то сама жизнь расставит все по своим местам. Открытого соревнования боится только заведомый аутсайдер, монополизировавший образовательное пространство. А ведь это пространство созидания и развития для умов, сердец и душ наших детей…

И эта альтернатива есть. Альтернатива, испытанная прошлым, основанная на обобщении всего лучшего, что было на момент расцвета русской школы. Она так и называется – образовательная система «Русская классическая школа».

Рождение Школы

Обучение в школе раздельное.png
Обучение в школе раздельное

Система начала разрабатываться в Екатеринбурге. Предлагаемый образовательный подход подразумевает отказ от действующих ныне «развивающих» методик и возврат к классике отечественной школы: от К.Д.Ушинского до А.П. Киселева и А.В.Пёрышкина. Руководитель проекта Татьяна Анатольевна Алтушкина, мать шестерых детей, понимая все современные проблемы современной педагогики, изначально стремилась проникнуть в суть, дойти до основания и охватить систему в ее целостности для того, чтобы учить и воспитывать собственных детей. С каждым шагом для нее открывались новые горизонты, пласты понимания, все отчетливее становилось осознание глубины и системности проблем нашего образования, все более жгучим - желание защитить детей и дать им, хотя бы эксклюзивно то, что раньше было доступно каждому. Такой благой цели можно посвятить жизнь. Ведь главная забота матери – о детях! И вот, когда было проделано много работы, творческой и кропотливой, возникла твердая уверенность в том, что результаты большого труда, это богатство должны стать достоянием многих людей.

Татьяна Анатольевна собрала команду единомышленников-профессионалов, которые не только хорошо понимают проблемы современного образования, но и имеют чёткое представление, каким оно должно быть. Они не занимаются измышлением кабинетных теорий, но исходят из практики, отталкиваясь от природы детей, работают над тем, чтобы сделать учебу – серьёзный труд детей, радостным, творческим и максимально продуктивным.

В коллектив разработчиков общей концепции и учебно-методического комплекса новой образовательной системы входят: Ирина Анатольевна Горячева - филолог, методист, автор методических пособий по обучению русской словесности, чистописанию, многочисленных публикаций, книг и монографий по книгам К.Д. Ушинского; Елизавета Михайловна Нифонтова – математик, методист, технический редактор адаптированных учебников по арифметике, тренер-методист обучающих педагогических семинаров; Михаил Геннадьевич Балакаев – историк, автор-составитель учебника для чтения «Детский мир» из русской истории, часть II; инокиня Азария (Зыкова Наталья Владимировна) – историк, член епархиальной комиссии по канонизации, автор-составитель учебника для чтения «Детский мир» из русской истории, часть II.

«Русская классическая школа» основана на системе К.Д. Ушинского в области словесности и на системе А.С. Пчёлко, Г.Б. Поляка и А.П. Киселёва в области математики. Приобретены исключительные права на использование этих учебников на основании Договора, заключённого с прежними правообладателями. Эти педагогические системы, несомненно, являются классикой отечественной педагогики, её недосягаемыми вершинами, с которых можно только спускаться. Сохранив традиционные антропологические и методологические основы избранных систем, авторы придали им современные методические формы и интерпретации. Несмотря на то, что эти системы относятся к разным областям знаний (словесность и математика), они проникнуты единым созидательным, национально-самобытным духом, представляют собой эстетическое совершенство, соответствие формы и содержания.

Так родилась образовательная система «Русская классическая школа» - совокупность программ, методик, учебных пособий, дидактических материалов, принципов обучения и воспитания. Понятие «школа» в данном контексте - это не просто статус учреждения, не только полный общеобразовательный курс, но и уникальное направление в отечественной педагогике.

Методика и учебники

В настоящее время полностью разработана начальная ступень обучения (с 1-го по 4-ый классы). Собраны, переработаны, адаптированы и переизданы практически все необходимые учебники, поурочные планы, методические разработки, хрестоматии, большой корпус дополнительной литературы для внеклассной работы.

В обучении Родному языку было чрезвычайно важно восстановить предназначение предметов Чтение и Русский язык. Их назначение - быть проводниками в мир Родного Слова, развить у детей дар слова, ввести их в сознательное обладание сокровищами родного языка и способствовать усвоению его логики и грамматических законов. Исходя из этого, всё обучение представляет собой целостную филологическую систему «погружения» в родной язык, позволяющую установить в детском сознании единство языка, речи и литературы.

В адаптированном учебнике для чтения «Детский мир» К.Д.Ушинского подобран такой исторический и художественный материал, который обращен не столько к уму, сколько к сердцу ребёнка, вызывает в нём сочувствие, воспитывает любовь к своему народу. Всё это - необходимый фундамент, на котором возможно воспитание личности, ответственной за судьбу страны.

Обучение математике традиционно начинается с арифметики – фундамента всей математической науки. Здесь дети научаются разнообразным приёмам устного счёта, смело оперируют в уме с несколькими трёхзначными числами, что чрезвычайно расширяет пространство ума, делает его глубоким. По современным программам дети уже двузначные числа начинают складывать столбиком на бумаге. Некоторые программы откровенно предлагают детям пользоваться калькулятором с первого класса (В.В. Давыдов).

В школе преподаются предметы художественно-музыкального цикла.jpg
В школе преподаются предметы художественно-музыкального цикла

Большое значение придается целостности смыслового восприятия арифметических задач, что формирует у детей подлинно рациональное, логическое мышление. А гибкость ума и живая интуиция, не ограниченные алгоритмизацией, помогают ученикам удерживать и прослеживать все причинно-следственные связи, начиная от условия задачи и заканчивая результатом. Методика и содержание учебников образовательной системы «Русская классическая школа» позволяют детям, оперируя с разнообразным дидактическим материалом, накапливая собственный опыт, проникать в глубинную суть математических действий и явлений и уяснять их смысл. Ни одна современная программа не уделяет этому внимания, детям дают общие принципы, закономерности и учат их действовать не по соображению и интуиции, а по алгоритму.

Классическая математика помогает школьникам видеть мир, окружающую их близкую и понятную им действительность с точки зрения математических законов, числовых отношений и взаимосвязей. Отсюда математика не является для них чем-то чужим, абстрактным, непонятным, а значит страшным, она становится ещё одним языком описания окружающей реальности. Современные программы выстроены по прямо противоположному принципу максимального отрыва от жизни.

Помимо учебников для начальной школы разработан интегративно-последовательный курсматематики(арифметика, алгебра и геометрия) для средней и старшей школы на основе учебников и задачников А.П. Киселёва, Н.А. Рыбкина, Е.С. Березанской, П.А. Ларичева и др. На протяжении десятилетий эти учебники совершенствовались в методике и дидактике. Они давали стабильность школе, здоровый консерватизм и были основой высокого уровня подготовленности выпускников советской школы по математике. Интересный факт: фонд Сороса (институт «Открытое общество») издал учебники А.П.Киселева для внутреннего пользования в своих школах с грифом «предназначен для использования Соросовскими учителями и продаже не подлежит».

Сейчас концептуально разрабатывается и подбирается материал уникального авторского курса Ирины Горячевой по русскому языкуи литературедля средней и старшей школы, особенностью которого будет не схоластическая отработка разрозненных тем и правил, а возобновление утерянной после Фёдора Буслаева и Константина Ушинского классической традиции наблюдения над языковыми явлениями, органично сосуществующими в живом языке, и формирование в сознании ребёнка закономерностей и логики устроения родного языка. Благодаря погружению детей в исторические, семантические и этимологические основы русской словесности будет достигнуто осмысленное, а не механическое усвоение грамматики, в то время как существующая сегодня практика формального абстрактно-теоретического изучения родного языка привела к тотальной безграмотности и отсутствию понимания и переживания родного языка как богатейшего наследия русской культуры.

Будущие воины, защитники отечества.jpg
Будущие воины, защитники Отечества
Ведется большая и трудная работа по выстраиванию всего школьного курса истории с 1 -го по 11 класс. В курсе всемирной истории лейтмотивом является уникальность бытия каждого народа, его исторической судьбы и влияния на ход мировой истории.

Осуществляется подбор прошедших испытание временем учебников для естественнонаучного цикла: биологии, физики и химии. Тех, которые были бы написаны языком, доступным для понимания и усвоения на всех возрастных этапах обучения. Планируется переработка выбранных учебников и освобождение их от идеологической нагрузки советской эпохи.

В целях противодействия разрушительным антисемейным тенденциям молодёжной субкультуры разработан и апробирован в разных регионах уникальный авторский курс «Культура семьи»(Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева, Т.А. Алтушкина). В этом курсе впервые современным научным языком запечатлён образ традиционной семьи, как носителя русской культуры, системно изложены духовно-нравственные законы её устойчивости и благополучия.

Опыт внедрения

Программы по русской словесности разрабатываются уже в течение 12 лет, программы по математике подбираются и адаптируются в течение пяти последних лет. «Русская классическая школа» выполняет с опережением образовательный стандарт Второго поколения, что отражено в рабочих программах, написанных в соответствии с ним.

После успешного внедрения и апробации в семейной школе три лицензированных учебных заведения в Екатеринбурге и других городах перешли на эти программы. Администрации школ заключили договоры с Российской академией образования и получили статус федеральных экспериментальных площадок, что дало право официально работать по программам и учебникам «Русской классической школы». Сейчас в разных регионах России, в Казахстане и на Украине действуют уже более двух десятков частных школ и гимназий, использующих данную образовательную систему. Многие родители, обеспокоенные образованием своих детей, забирают их из школы и занимаются с ними сами по здравым учебникам. Учащиеся по системе «Русской классической школы» могут сдавать ЕГЭ и другие экзамены по договору в обычных школах.

По мнению педагогов и родителей, положивших начало возрождению Русской классической школы, единственной возможностью вернуть нашим детям радость и успешность их главного дела – учебного труда является возврат к бесценному наследию наших гениальных предков. Мы – обладатели сокровища, нашего национального достояния – русского классического содержания образования и русской классической методики. Это вершина педагогической деятельности лучших представителей отечественной педагогики, с которой, повторюсь, можно только спускаться, что и происходит на наших глазах – со стремительной быстротой.

Авторы концепции Русской классической школы не просто говорят о том, как все плохо, они сердечно переживают за глубочайший кризис, в который ввергнуто наше образование. И они обладают тем, что поможет кризис преодолеть. И предлагают Вам. Они не несут ничего своего, но лишь являются благодарными реставраторами этого воистину национального достояния, незаслуженно поруганного и забытого.

А. Федорова