8-800-100-30-70

Суррогатное материнство — попрание материнской любви

02.06.2014

Сегодня младенческая смертность в России в восемь раз превышает аналогичные показатели стран Европы и Америки. 18% супружеских пар не могут зачать и родить детей. Прирост рождаемости снижается и сейчас ежегодно составляет только 0,2%. При этом сторонники суррогатного материнства считают, что каждая женщина имеет право на счастье быть матерью. И если она не способна зачать и выносить ребенка, она вправе использовать этот способ. Для абсолютного большинства моральные аргументы не имеют значения. Что же стоит за «счастьем из пробирки» и почему оно однозначно осуждается Церковью? На эти вопросы отвечает завкафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова профессор Ирина Силуянова

— Ирина Васильевна, сначала о терминах. Что называется суррогатным материнством и как оно связано с методами экстракорпорального оплодотворения?

— Суррогатное материнство (СМ) — это вынашивание и рождение чужого ребенка одной женщиной для мужчины и для другой женщины, которая не может или не хочет рожать сама. С этой процедурой непосредственно связано экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) — технология искусственного оплодотворения яйцеклетки вне материнского тела (от латинского extra — снаружи, вне и corpus — тело). В "пробирке" (in vitro) создаются семь-восемь человеческих эмбрионов. К будущей маме подсаживается только два-три из них, а остальные или уничтожают, или используют в научно-исследовательских целях либо в качестве «сырья» для новых «терапевтических» препаратов, против чего выступает Церковь. В случае суррогатного материнства само оплодотворение происходит по технологии ЭКО, а носителями мужских или женских половых клеток могут быть либо оба супруга, либо один из них, а другим — донор, то есть совершенно посторонний человек.

— Давайте уточним: на Западе уже некоторое время по технологии ЭКО получают только один эмбрион. Даже в этом случае Церковь против СМ и ЭКО?

— Варианты ЭКО могут быть различны. Один эмбрион или несколько подсаживаются женщине — суть феномена СМ от этого не меняется. Утверждение Церкви о том, что сам акт зачатия ребенка вне материнской утробы, неестественным путем греховен, основано на упоминаниях о зачатии человека (Иов, Давид) в Священном Писании. Подробно об этом сказано в заявлениях Церковно-общественного совета по биомедицинской этике от 29.12.2010 и 06.11.2007.

— Тем не менее сторонники суррогатного материнства (а они есть и среди православных мирян), ссылаются и на пример из Ветхого Завета, когда Агарь, служанка Сарры, родила от Авраама "на колени" бездетной Сарре сына Измаила. И считалось, что это ребенок Сарры и Авраама. Разве Агарь в данном случае не может быть неким прообразом суррогатной матери?

— Этот аргумент не совсем точен. Ведь Агарь рожает все-таки своего биологического сына и с ним она остается. Если рассматривать эту ветхозаветную историю как некий «архетип» повторяющихся жизненных ситуаций, то не следует забывать и о дальнейшей судьбе Агари — женщины изгнанной, испытывающей за свой поступок лишения и страдания.

— Но почему Церковь против суррогатного материнства, если оно действительно может сделать бесплодную женщину счастливой?

сурогатное материнство.jpg

— Однозначной и обязательной связи между обретением ребенка бесплодной женщиной и ее счастливой судьбой нет и быть не может. Отрицательное отношение Церкви к СМ связано с тем, что Церковь концентрирует внимание не только на «счастье» бесплодной женщины, но и на других важных моментах. Среди них — благополучие ребенка, здоровье самой суррогатной матери и социальные последствия применения СМ. В Основах социальной концепции говорится, что суррогатное материнство «предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

— Какими тут могут быть социальные последствия?

— СМ и ЭКО сегодня всё чаще становятся средством и экспериментальной площадкой для манипулирования с природой человека. В частности, существуют проекты создания умственно и физически совершенного человека с помощью генной инженерии, и эксперименты здесь проводятся непосредственно с человеческим эмбрионом. Как вы считаете, настоящая мать согласится, чтобы над ее ребенком проводились эксперименты? А для суррогатной матери это вполне допустимо. И здесь можно привести опять же архетипическую историю о суде царя Соломона. Он понял, кто из двух женщин мнимая мать, когда одна из них согласилась с убийством чужого младенца (ср.: 3 Цар. 3, 16-27). Конечно, нельзя исключать того, что суррогатная мать испытывает на последних сроках беременности какие-то переживания за судьбу вынашиваемого ею ребенка. Это вполне возможно. Но все же суррогатной матери легче согласиться с экспериментами над ее плодом, ведь она уже психологически готова отказаться или продать его. Сегодня в России набирает силу так называемое трансгуманистическое движение. Адепты идеологии трансгуманизма ратуют за новый виток эволюции человечества — за создание совершенного «нового человека» с помощью генной инженерии. Эта идеология имеет прямой антихристианский характер. Пока ее разделяет небольшая группа людей, но если не противостоять этой идеологии, то не исключено, что она обернется реальной научной практикой и конкретными делами.

— В чем же вы видите основную опасность СМ для нравственности?

— Для любого общества абсолютная непреходящая ценность, его нравственный фундамент — это жертвенная любовь. Ее реальное воплощение — любовь материнская. Не случайно, например, для святого Максима Исповедника именно материнская любовь соответствует по своему подобию и сути любви Бога к человеку. Легализация СМ обесценивает материнскую любовь в общественном сознании. Жертвенная материнская любовь лежит в основе гармонии, мира и культуры человеческих отношений. Она есть некий «геном нравственности», отвечающий за сохранность человечности в человеческом обществе. Суррогатная мать, предоставляя в «аренду» свое тело и продавая свое материнство и рожденное ею дитя, разрушает великую «физику» любви, на которой построена и вся метафизика человеческих отношений. Ведь жестокость, агрессия, хамство, преступность — то, что в нашем обществе возрастает катастрофически — не возникают сами по себе. Они — следствие разрушения моральности человеческих отношений, основанных на любви.

— Два года назад интернет-СМИ облетела история, когда 55-летняя Анна Шульгина (Павлоград, Украина) стала суррогатной матерью для своей дочери, которая не могла выносить ребенка. Этот подвиг самопожертвования тоже грех?

— Это не столько подвиг самопожертвования, сколько пример своеволия, нарушения биологических, природных основ иерархии человеческих отношений, что равнозначно, например, инцесту (латинское incestus — преступный, греховный), то есть половой близости братьев и сестер, родителей и детей, что порой также оправдывается самопожертвованием.

— Новый закон о здравоохранении легализует услуги суррогатной матери. Могут ли этим воспользоваться гомосексуалисты?

— Конечно, особенно когда отсутствует запрет на куплю-продажу подобных услуг. И это еще одна причина, по которой Церковь выступает против СМ. У гомосексуалистов теперь есть легальное средство иметь детей, и, следовательно, появляется аргумент признания сожительства двух мужчин-гомосексуалистов как семьи. С помощью ЭКО и СМ они могут «заказать» себе своих биологических детей, и вот вам «семья» с родителями и детьми.

— Что здесь еще угрожает традиционной семье?

— СМ и ЭКО способствуют разрушению традиционной семьи еще и потому, что являются формой поддержки неполных семей. Право одиноких женщин иметь детей с помощью ЭКО легализовано. На повестке дня вопрос о правах одиноких мужчин. Но в связи с этим встает важный вопрос о правах детей, которые в результате эгоистического удовлетворения желаний одиноких родителей лишаются фундаментального права иметь двух родителей — мать и отца. Это еще одна причина, почему Церковь выступает против суррогатного материнства, так как видит в такой форме человеческих отношений реальную угрозу для благополучия детей, в том числе их физического и психического здоровья.

— Чем вы объясните рост спроса на СМ в обществе?

— Одна из причин — массовый рост бесплодия у женщин и мужчин в современном европейском и российском обществе. Это феномен конца ХХ — начала ХХI века, который непосредственно связан, во-первых, с легализацией абортов, во-вторых, с сексуальной революцией. Одна из причин женского бесплодия — это осложнения после абортов. Одна из причин мужского бесплодия — осложнения после перенесенных венерических заболеваний. Когда производство абортов и прелюбодеяние становятся массовыми, массовым становится и бесплодие, и, как следствие, возникает запрос на СМ и методы искусственного оплодотворения.Еще одна причина — мощное влияние прагматического мировоззрения, норм общества потребления. Многие женщины, исходя из эгоистических идеалов и прагматических соображений, не желают переносить трудности вынашивания ребенка (например, токсикоз) и ущемлять себя в комфорте. И хотя таких женщин пока немного, тенденция уже есть.

— Есть ли у христиан шансы бороться за запрет суррогатного материнства законодательно?

— Шансы есть всегда. Один из них связан с нравственной волей людей, прежде всего законодателей. Запрет СМ — это задача-максимум. А сегодня важно хотя бы отстоять приоритет Семейного кодекса РФ (ст. 51 п. 4) над новым законом о здравоохранении. Семейный кодекс всё еще оставляет за суррогатной матерью право оставить ребенка себе, не отдавая его «заказчикам», а закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 55 п. 9) лишает ее этого права. Суррогатная мать заключает договор с «заказчиками», будь то фирма или физические лица, после чего все пути назад оказываются отрезаны.

Можно предположить, что впереди нас ждет настоящая борьба противников и лоббистов суррогатного материнства в Госдуме. Мы надеемся, что православные люди не останутся в стороне и с помощью Божией общество сможет защитить себя от нравственного распада и самоуничтожения.

Источник: pk-semya.ru