8-800-100-30-70

Как на самом деле повысить рождаемость (ликбез для политиков и чиновников… и не только).

16.11.2024
О чем чаще всего говорят и чиновники, и простые люди, когда речь идет о рождаемости?

Про выплаты, пособия и льготы, конечно. Бесплатные квартиры и машины. Звучит красиво – но, увы, это так не работает.

И теперь можно это уже говорить со всей определенностью – проблема с упадком рождаемости давно стала глобальной. Куча стран с ней пыталась бороться вот такими вот методами.

Результаты, мягко говоря, не впечатляют. Они почти никакие. Общая тенденция на снижение рождаемости никуда не ушла.

Буквально на днях вышла статья во влиятельном американском деловом издании Wall Street Journal, пытающаяся «подбить итоги» ситуации, которая как раз об этом.

Вывод большинства демографов? Вот он: «Нежелание иметь детей является, скорее, фундаментальным культурным сдвигом, чем чисто финансовым».

Простым человеческим языком – люди не рожают не из-за того, что у них проблемы в кошельках, а из-за того, что у них проблемы в головах.

Очень многие считают, что деторождение – это какой-то само собой разумеющийся процесс. Убери препятствия – и все немедленно захотят рожать и растить детей. Но нет, это не так.

Существует фундаментальная потребность в детях – на уровне базовых ценностей, экзистенциального выбора человека. Нет потребности? Детей, особенно много, у таких людей не будет – даже если их искупать в золоте.

Значит ли это, что материальные стимулы вообще бесполезны? Нет. Но надо понимать, что разглагольствования на тему «у меня нет детей, потому что у меня нет квартиры, хорошей зарплаты и автомобиля» и реально существующая потребность в детях – это совершенно разные вещи.

В огромном большинстве случаев первое – это «подбор алиби». То есть обоснование того самого глубинного экзистенциального выбора. Человек не хочет детей и ищет внешние оправдания этому. Но причины у него внутри.

Так вот, существует небольшой процент тех, у кого потребность в детях, действительно, есть – но кто не позволяет себе ее реализовать из-за внешних условий.

Правда, даже в этом случае причина чаще в головах, чем в кошельках. Потому что у нас сложилась массовая культура на тему «стыдно плодить нищету».

Людям очень долго последовательно вдалбливали в голову, что нельзя рождать детей, если ты не можешь обеспечить каждому из них отдельную комнату, собственный фирменный смартфон, элитную школу, кучу платных кружков, брендовую одежду и потом вуз. И теперь люди сами так искренне думают – и рутинно повторяют это другим.

По сути – это такая антидетная (по-научному – «антинаталистская») «светская псевдорелигия».

Тем не менее, если у человека правда есть потребность в детях, но его смущает материальная ситуация, экономическая поддержка может помочь ему решиться последовать зову сердца.

Такие семьи есть, но доля их в общей массе, увы, очень мала. Это видно, как раз-таки, из результатов введения мер материального стимулирования – и по всему миру, и у нас.

Есть ли решение? Да, но оно требует больших усилий от всех, включая государство.

Вот что надо понять для начала:

▪️ Людей, которые на самом деле рождать не стремятся, экономические меры не изменят никогда.

▪️ Потребность в детях – очень глубинная вещь, что-то сродни глубокому религиозному чувству.

▪️ Людей, которые действительно хотят рождать детей, но не могут по внешним причинам, мало.

▪️ Обычно это люди, у которых дети уже есть, но они хотят больше.

▪️ Причем чем больше детей у семьи, тем больше вероятность, что они хотят больше.

Изменение глубинного выбора людей – очень сложная задача. Обычно он формируется в раннем возрасте и меняется потом редко. Когда меняется – это сродни религиозному обращению и другим аналогичным глубоким личностным переворотам.

А вот помешать осуществлению правильного глубинного выбора за счет антидетной и антисемейной пропаганды, «ювенального» террора в отношении семей, отрицательного давления общественных взглядов – увы, можно очень легко.

Сами глубинные убеждения не изменить законами и поверхностной пропагандой. Зато законы и пропаганда могут пресечь дурную пропаганду, устранить «ювенальные» подходы и сделать неприемлемым «ювенальное» и антидетское мышление в публичном пространстве.

Наконец, для того, чтобы – самое главное – правильно менялись глубинные взгляды, нужны две вещи:

▪️ Как можно больше своего рода «светской (да и не только) проповеди» подлинных ценностей – искренней, от сердца к сердцу.

Эта часть – про нас с вами, про силы самого общества, а не про чиновников!

▪️ Создать условия, благоприятные для такой «проповеди» и для верного изменения взглядов.

А вот это уже про государство, законодателей и чиновников.

Что касается мер именно экономического стимулирования рождаемости, то они:

▪️ Должны быть направлены на семьи, в которых уже есть дети, особенно два и более.

▪️ Чем больше детей в семье, тем осмысленнее расширение этих мер для нее.

Но не стоит забывать: кроме прямого демографического стимулирования нужны и другие шаги.

Выступающие в качестве «знаковых поступков» государства, которое говорит: «Да, семья – это очень важно! Рождение детей – это очень ценно! Быть родителем – это святое!».

В эту категорию идут:

▪️ Общие меры поддержки всех семей (типа материнского капитала).

▪️Просемейный пересмотр законов: устранение «ювенального», подчеркивание ценности родной семьи и прав родителей.

▪️Строгое пресечение антисемейной и антидетской пропаганды – в частности, запрет пропаганды чайлд-фри.

▪️Наконец, создание общего просемейного публичного фона в информационном пространстве.

Это не все – но это основные части комплекса правильной демографической политики.

Причем они необходимы все одновременно. Но самые определяющие среди них — ценностные и инфомационные.

Источник ТГ канал: «ПАРФЕНТЬЕВ.КЛУБ»