8-800-100-30-70

Несколько правил обучения детей чтению

02.03.2022
1. Любой нормально развитый ребенок в читающей семье рано или поздно выучивается читать. (Желательно, чтобы процесс был максимально самостоятельным, а не зубрежка). Стимулировать его к этому в год-два-три совершенно не нужно (более того, это отнимает драгоценное время от более первоочередных задач в раннем возрасте).

2. Знакомство со знаковыми системами (буквы, цифры, ноты) должно идти от ощущений и кинестетики, а не наоборот - от символов. То есть, правильно: различать звуки, слышать определенные звуки в конце или начале слова, уметь "играть в слова", понимать ритм, развивать чувство ритма, развивать слух и т.п. и только "на десерт" запомнить буквы. К сожалению, сейчас многие делают наоборот: заглушая все естественные способности ребенка, зубрят с ним буквы по кубикам, таблицам и прочему, не давая развиваться всем тем мыслительным операциям, которые должны развиваться в процессе. Знаковые системы - это как бы визуализация всего того, что ребенок усвоил и понимает, а не просто некие символы, которые он должен заучить без всякой ассоциативной связи с действительностью.

3. Пропорция в познании должна быть такая: как можно больше процентов действий с объектами познания, а не количества объектов. То есть, не надо спешить, чтобы ребенок как можно скорее начал читать - это всего лишь воспроизводящее механическое действие. До этого нужно уделить внимание всему тому, что предшествует: чтобы у ребенка появилось чутье языка, "вкус" слов, интерес к распознаванию символов (это не обязательно могут быть буквы, вообще подумайте, как можно "нарисовать" письмо? придумайте какие-то домашние условные обозначения, покажите ребенку разные письменности, рассказывайте этимологию, изучайте иностранный язык)

4. Для того, чтобы ребенок в дошкольном возрасте овладел каким-то умением, он должен видеть практическое его применение. То есть, чтобы захотеть научиться писать и читать, ребенок должен ощущать в этом потребность: просто так писать в прописи это не выглядит жизненной потребностью, это из разряда "задали - обязан выполнить", поэтому постарайтесь придумать практические задания: подписать бабушке открытку, выложить свое имя необычными материалами (ракушками на берегу моря?), написать письмо-сюрприз папе, поздравление другу.

5. В школах и в садиках представляют, что чтение и письмо это непересекающиеся области. Мы учимся читать на одном уроке, писать на другом. Очень логично? Ребенок должен видеть связь между этими действиями. Поэтому гораздо эффективнее не показывать ребенку буквы в букваре (на карточках и прочем), а попросить его изображать букву разными способами, а потом уже прочитывать - если делать упор на моторной памяти и двигательном восприятии, усвоение будет глубже. Если мы опираемся только на визуальный канал (показали - запомнил), мозг работает менее интенсивно. Напиши букву (слово), и прочитай, а не наоборот - прочитай, а потом запиши.

6. Чтение и письмо (и вообще интеллектуальные занятия) в дошкольном возрасте не должны вытеснять куда более важные занятия - свободное творчество, подвижные и сюжетные игры, наблюдение за окружающим миром. Ребенок лучше всего развивается в игре и творчестве, и если у него хорошо развит интеллект за счет этой деятельности, освоить грамотность ему не составит труда перед школой, и займет куда меньше времени, чем "натаскивание" в раннем детстве в ущерб творческому развитию.

Марина Озерова, с сайта "Дети в семье