8-800-100-30-70

Опасность безопасной контрацепции

31.05.2023

Анна Мустафина, врач-гинеколог, психолог, член общественной организации «Врачи за жизнь, врачи против абортов»

Можно коротко обозначить современные виды контрацептивов?

Есть барьерные методы – всем известные мужские презервативы. Существуют и женские, но они практически не применяются. На рынке присутствуют спермициды – свечи, мази, кремы, которые обездвиживают сперматозоиды.

Подробнее остановлюсь на внутриматочных спиралях. Как они появились? Погонщики верблюдов изобрели такой способ: вводили камушек или другое инородное тело внутрь матки верблюдицы, чтобы животное в переходах не беременело. Такая манипуляция препятствовала прикреплению эмбриона к слизистой матки. За счёт того, что матка пыталась вытолкнуть инородное тело, происходили её сокращения, и зародыши не прикреплялись. Гинекологи взяли на вооружение изобретение погонщиков, в результате появилось много разных форм «препятствий». На сегодня есть спирали пластиковые, есть с содержанием меди, серебра, есть спирали с гормонами. Последние служат ещё и лечебным целям. При эндометриозах применяются для того, чтобы заболевание ввести в стадию ремиссии.

Принцип действия спирали остался таким же, как и в древности?

Суть действия внутриматочных средств – абортивная. Они не препятствуют зачатию ребёнка, зачатие может произойти, но плод 7–9 дней в матке не приживается, а выталкивается. То есть происходит мини-аборт. Кроме этических, нравственных компонентов, есть еще и другие отрицательные факторы. Некоторые дети приживаются, надёжность контрацептива – 85%, если спираль гормональная – 97%, но всё равно есть сильные ребятишки, которые несмотря ни на что закрепились. Конечно, такая беременность не совсем правильная. Могут возникать угрозы прерывания, аномалии прикрепления плаценты, низкая плацентация – прикрепление плода не к полости матки, а ниже, например, в шейке матки. Спираль гинекологи не очень любят, потому что она вызывает повышенный риск воспалительных заболеваний именно внутри матки, потому что целостность этого барьера шеечного, (в шейке находится слизь, которая препятствует проникновению микробов в область матки), а так как там находится усы спирали, то по ним микроорганизмы могут подниматься вверх и вызывать эндометрит – воспалительный процесс во внутреннем слизистом слое матки – эндометрии. Может протекать остро или хронически, может вызывать аднексит – воспаление придатков. Официальное противопоказание – отсутствие детей. Но не всегда соблюдаются официальные рекомендации.

Наверное, самое распространённое средство гормональные таблетки?

Сегодня врачи чаще назначают гормональные контрацептивы, потому что это удобно. В конце 90‑х годов стали появляться якобы низкодозированные комбинированные гормоны (сокращенно называют в быту КОКами). В них содержатся эстрогены и прогестерон. Какие объявлены плюсы? Налаживание циклов. То есть те женщины, у которых нерегулярные циклы или есть гормональные нарушения, им назначают контрацептивы в качестве регуляции менструальной функции, даже если отсутствует интимная жизнь.

Механизм их действия – заместительный. То есть они собственные гормоны, которые должны выделяться яичниками, замещают синтетическими поступающими извне гормонами. Соответственно пять уровней регуляции менструальной функции, которые есть у женщины – матка, яичники, гипофиз, гипоталамус и самый верхний уровень – кора головного мозга, сбиваются препаратами. Гипофиз обманывается тем, что присутствует «чужой» эстроген, в результате тормозит свою выработку ФСГ – фолликулостимулирующего гормона, отвечающему за стимуляцию синтеза эстрогенов и выработку прогестерона.

Замещается натуральный гормональный цикл на искусственный. Конечно, такое вмешательство в здоровье женщины не проходит бесследно. При гормональных нарушениях могут быть какие-то плюсы, но, когда у женщины свой цикл регулярный и ей пытаются извне навязать искусственный, её гормональная система подвергается испытанию. Бывает так, что прописывают гормональные контрацептивы пять-шесть лет, а бывает, что и десять, потом у женщины свои циклы могут не восстановиться, не прийти. Называется гиперторможение гипофиза. Одно из осложнений гормональной долгой терапии изменение и нарушение цикла. Хотя как один из плюсов гинекологи говорят о том, что сохраняется запас яйцеклеток в яичниках, но на практике это не подтверждается. Яйцеклетки не сохраняются и не копятся. Точно сказать, что с ними происходит, невозможно. То ли они погибают, то ли идут в рост, а потом редуцируются. Овариальный резерв не сохраняется. Наоборот, фертильность женщины – способность к зачатию, снижается при длительном употреблении гормонов.

К сожалению, многие молодые люди начинают вступать в отношения до брака и детей не рассматривают, и под их потребность подстроена гормональная контрацепция.

Обычно, как говорят медики: «Начинаете интимную жизнь, пока хотите пожить для себя, без детей, принимайте комбинированные таблетки, а потом, как решитесь на пополнение в семье – отмените препараты и забеременеете» Но не тут-то было. Девушки, начавшие рано половую жизнь, мечтают о детях после 25, а то и в 30 лет, прекращают приём таблеток и обнаруживают неприятный сюрприз. Беременность не наступает. Кроме того, и цикл может не восстановиться.

Такие пациентки у меня были. Например, девушке в 15 лет назначили гормоны для лечения псевдоэрозии, что для меня было странным. Через десять лет она захотела сына или дочку, перестала принимать медикаменты, но ничего не получалось. Ко мне она обратилась уже в 30 лет. У неё бесплодие после десятилетнего приёма контрацептивов. И свой цикл сбился, а до этого был регулярным, начался с 12 лет. Подчеркну, что влияние гормональных таблеток на фертильность нехорошее.

Они небезобидны, а на чём еще могут отражаться данные препараты?

Кроме того, что гормоны влияют на наш естественный цикл, есть воздействие на печень и повышенный риск образования тромбов. Сейчас основные иски, которые предъявляют производителям на Западе, связаны с образованием тромбов и последующими оперативными вмешательствами. Появление тромба – очень серьёзная проблема, может приводить к инсультам, инфарктам, инвалидности, вплоть до летальных исходов. А при сегодняшнем вирусе – ковиде, который влияет на свёртываемость крови и повышает риск тромбозов, если ещё принимать гормональные таблетки, то риск возрастает до существенных значений. Моё мнение – их сейчас применять нельзя и с целью лечения. Нецелесообразно назначать для нормализации цикла, опасность ничем не оправдана: пусть лучше менструации будут нерегулярными, чем тромб образуется.

Если касаться этического вопроса также заявлено, что они овуляцию предотвращают, но это не так. Есть исследования, которые показывают, что может наступать беременность при приёме гормонов, но у зародыша нет возможности прикрепиться к слизистой матки. Слизистая атрофирована, не нарастает необходимой толщиной. Здесь мы видим не 100% ановуляцию (когда яичники не выделяют яйцеклетку во время менструального цикла), поэтому не можем утверждать, что это не абортивное средство. Здесь два момента – с этической точки зрения неправильно, и с точки зрения репродуктивного здоровья. Невозможно предугадать, как та или иная женщина прореагирует на гормоны, какое будет долгосрочное влияние на репродуктивную функцию той или иной пациентки. Некоторые отменяют противозачаточные и становятся мамами. Но даже небольшой процент женщин, которые получили серьёзные проблемы со здоровьем, с репродуктивной системой, не повод закрывать глаза на этот вопрос. За каждой цифрой, даже маленькой, стоят живые люди. Лично я стараюсь не назначать препараты. Кстати, и надежность их не 100%. У меня было в практике две беременности на фоне приёма таблеток. Да и сами производители заявляют о 97–98% гарантии в своих аннотациях.

Иногда врачи советуют контрацептивы в виде колец, пластырей. Как они действуют, какие последствия могут быть?

Кольцо вводится на 28 дней во влагалище, потом вынимается и следующее кольцо. Это гормоносодержащий контрацептив, но только гормоны всасываются не через ЖКТ, а через слизистую влагалища. А действие – то же самое. Поставляет в организм гормоны – эстрогены и прогестероны. Соответственно гормональные пластыри – поступление вещества идёт через кожу.

Последние могут быть вводиться на длительный срок, например, пластырь ставится на три месяца. Обычно рекомендованы женщинам с низкой социальной ответственностью, страдающих, возможно, алкогольной, наркотической зависимостью, ведущих беспорядочную интимную жизнь.

Есть препараты только с одним гормоном – прогестероном. Обычно врачи их выписывают кормящим женщинам. Я не использую их, потому что те же самые риски – тромбозы, плюс вызывают состояние, похожие на беременность – тошноты, усталости, набухание груди, эмоциональная лабильность, скопление жидкости в теле, повышение массы тела.

В конце 80‑х годов в нашей стране появились так называемые экстренные, пожарные контрацептивы. Что можете сказать о них?

Посткоитальные препараты, когда тот же прогестерон в огромных дозах вводится после контакта. Например, самый известный – Постинор и его новейшие аналоги с ещё большим содержанием гормона. Официально заявлено, что они препятствуют зачатию, на самом деле препятствуют прикреплению к слизистой матки. Они производят гормональный срыв в организме, и, если беременность наступила, плод не прикрепляется. Подобная контрацепция во многих странах запрещена, например, в Венгрии, где этот препарат производится. Он поступает в страны третьего мира и в Россию. Приводит к дисфункции яичников, к нерегулярным менструациям, к прорывным кровотечениям, образованию кист. Крайне вредная контрацепция, врачи признают это, и сами производители рекомендуют использовать в крайнем случае – после изнасилования. Но, к сожалению, женщины их употребляют намного чаще, некоторые даже чуть ли каждые три месяца. Я провожу воспитательную работу, объясняю. Но он экстренные таблетки доступны, рецепт не нужен, любая может купить в аптеке и сорвать себе гормональную функцию.

Говоря о таблетках, спрошу про медикаментозный аборт. Многие, к сожалению, его считают лёгкой процедурой и даже не абортом…

Недавно столкнулась с такой ситуацией. Пришла 19-летняя пациентка на приём. Парень ей сказал идти и сделать фармаборт, он убеждал свою подругу в том, что это безопасно, быстро. Парню 27 лет. Я захотела поговорить с ним. Созвонились, я начала с того, что аборт может привести к бесплодию в будущем. А мой собеседник спорит: «Это же таблетка, нет в ней ничего такого страшного, это даже не аборт…»

Почему люди решили, что после «просто таблетки» нет серьёзных побочных действий?

В интернете написано, что ничего опасного, нет никакого хирургического вмешательства.

Реклама построена таким образом, что умалчивается правда, побочные действия. Более того, производители не просто умалчивают, а обманывают, что это безопасная альтернатива хирургическому аборту. Соответственно молодёжь получает такое послание: таблетки – это безопасно. Когда они идут в частную клинику, центры их никто не переубеждает, им не дают информации об этой процедуре. Ко мне приходят пациентки после фармаборта с жалобами: киста выросла, циклы сбились, воспаление возникло, остатки плодного яйца обнаружились, которые потом пришлось «расковыривать», выскабливать. Я спрашиваю их, рассказывал ли врач о последствиях, предупреждал ли о них, когда давал таблетку? Нет, не рассказывал. У нас по правилам, прежде чем женщине дать направлению на аборт, нужно отправить на консультацию к психологу. В каждой женской консультации есть такой специалист, который должен дать своё заключение, предложить разные варианты выхода из жизненной ситуации.

– Вы были у психолога? – спрашиваю

– Да, была.

– И что?

– 30 секунд провела в кабинете, мне подписали бумажку, и я ушла, – такой ответ.

А этой пациентке всего 18 лет. Она нуждается в информировании. Это не взрослая женщина, у которой есть жизненный опыт, умение критически воспринимать информацию, задавать вопросы. Это девушка, которая черпает свои знания из интернета. А с ней не беседовал врач, не разговаривал психолог. Получается, что доктор надеется на психолога, а последний на медика, а может быть, вообще им всё равно. Потом женщины приходят с осложнениями, и мы разгребаем осложнения, насколько это возможно сделать. «Есть проблема есть таблетка» – такой девиз отражает одну из главных проблем молодёжи. Если лекарство покупается в аптеке к нему прилагается инструкция, и человек может с ней ознакомиться. А тут пациентка получает пилюлю из рук врача и аннотацию не дают прочитать. Я считаю, что это преступление. Прежде чем давать такое средство, нужно рассказать честно, что медикамент повлияет в будущем на репродуктивную функцию, рассказать, что аборт – это убийство человека. Это не удаление клеточек, сгустков крови. «Тутовая ягодка», эмбрион – это разные стадии развития человека. Никто же не сомневается, что дошкольник, студент и пенсионер – это люди, просто разного возраста. Так же и здесь: с момента зачатия это уже человек, у него уже есть ДНК человека.

Были пациентки мусульманки, верующие, ходят в хиджабах, четверо детей, четыре аборта, как же вы верующая и пришли с запросом на фармаборт. Ей кто-то сказал, что до сорока дней, ребенок в утробе матери не имеет души. Не знаю более абсурдного утверждения.

Когда совсем молодые пациентки приходят за направлением на прерывание первой беременности, и у них можно использовать сильный аргумент: детей может не быть потом. А что делать, когда у женщины двое детей, и наступает третья беременность? Желание сделать аборт объясняют так: «у меня уже есть мальчик и девочка, мне больше не нужно». Пытаюсь отговорить, остановить: «Это же брат или сестра вашим детям, почему вы их лишаете брата или сестры?» К сожалению, не всегда удается.

Есть средства, которые не связаны с приёмом гормонов?

Хирургические методы. Стерилизация у мужчин – перевязка семенных канатиков. Но она повышает риск рака яичка. Есть операция по стерилизации у женщин – перевязка труб. Она выполняется лапароскопическим методом – через три небольших разреза (каждый не более 1 см). Делается только, если женщине больше 35 лет и есть дети.

В своей практике сталкивалась с такими ситуациями, которые можно назвать только чудом.

Женщина родила одного ребёнка, потом сделала аборт, дальше – внематочная беременность и удаление одной трубы, затем она собиралась стать мамой уже с помощью ЭКО. Её готовили к процедуре, перевязали оставшуюся маточную трубу (так делается, чтобы избежать внематочной беременности), а она самостоятельно, натуральным способом, забеременела. Повторюсь – у неё одна труба удалена, другая перевязана.

Другой случай. Ко мне пришла пациентка и хотела понять, как возможна у неё беременность на маленьких сроках, если полгода назад развелась с мужем и с тех пор интимная жизнь отсутствовала. Я сначала думала, что женщина ошибается, путает что-то или привирает. Но потом нашла научную статью о том, как в складках удалённой маточной трубы нашли сперматозоид. Мало того, что он там прожил пять месяцев, так ещё и был способен к оплодотворению.

Возможно, что и моя пациентка забеременела благодаря подобному жизнеспособному сперматозоиду, который попал и сохранился до развода.

Каждое зачатие – чудо Господнее, а когда это случается и вопреки применениям методов контрацепции, человеческим ухищрениям, мы, врачи, радуемся. Убеждаемся, насколько сила Господа и сила жизни велика, насколько противостоит нашим человеческим хитростям.


Беседовала Александра Грипас

https://azbyka.ru/zdorovie/1/problemy-bioetiki/aborty