16 ноября 2023 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова состоялся круглый стол «Вопросы признания человеческой жизни до рождения». Мероприятие состоялось в рамках работы дискуссионного клуба «Традиция», который был создан при поддержке Государственной Думы Межфракционной депутатской группой по защите христианских ценностей и Российским православным университетом.
В мероприятии принимали участие правоведы, практикующие юристы, представители профессорско-преподавательского состава ведущих юридических вузов, духовенство Русской Православной Церкви, представители экспертного сообщества, общественных организаций, ученных, депутаты Государственной Думы:
Ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова. А.В. Щипков, Заместитель Председателя Государственной Думы П.О. Толстой, депутаты Государственной Думы РФ Н.П. Николаев, И.К. Сухарев, И.А. Филатова, руководитель экспертно-аналитического управления Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства И.Н. Ямбулатова, Председатель Союза родительских организаций А.В. Машкова-Благих, руководитель Благотворительного Фонда «Семья и детство» С.А. Руднева, координатор Русской Общины Е.В.Чесноков, ведущий Дирекции аналитических радиопрограмм ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА» А.Б.Шафран, профессор кафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Голиченков, Заслуженный врач Российской Федерации Н.В. Говорин, Протоиерей Михаил Дудко, Иерей Борис Седов, юристы А.А. Мохов, С.Р. Дробязко, В.Е. Родыгина, Н.С. Бессараб, и другие участники.
Открывая мероприятие, А.В. Щипков отметил, что рассматриваемая тема признания человеческой жизни до рождения чрезвычайно важна, потому что над всем, что существует в мире и природе господствуют две противоположно разные идеологии: идеология жизни и идеология смерти. Линия, которая разделяет две идеологии – разделяет и все человечество: «мы можем устраниться от любой политической идеологии, можем поставить себя вне политики, можем даже попытаться поставить себя вне религии, но никому еще не удавалось никогда избежать фундаментального выбора между идеологией жизни и идеологией смерти».
Подчеркивая определяющую роль выбора, А.В. Щипков сказал: «Идеология жизни противостоит и абортам, и смертной казни, и эвтаназии
Заместитель Председателя Государственной Думы П.О. Толстой в своем выступлении отметил, что: «Нам сейчас мешает вся юридическая ситуация, вокруг защиты жизни до рождения». Поэтому, по словам П.О. Толстого, важно найти юридическую технику решения этических вопросов, которые указаны в указе Президента №809 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Он также рассказал о работе, которая проводится Государственной Думой и направлена на сокращение числа абортов по желанию женщины – идет последовательное сокращение пространства возможности таких абортов, и выразил надежду на то, что в ближайшее время удастся законодательно реализовать запрет на проведение абортов в коммерческих клиниках.
Руководитель клуба «Традиция», член Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Н.П. Николаев, говоря о целях клуба, отметил, что «наши оппоненты часто играют на том, что у единомышленников, порой, очень разные взгляды на то, как именно реализовать те или иные идеи. Поэтому очень важно, чтобы дискуссионный клуб Традиция стал площадкой, на которой будет решаться вопрос, какие именно выбрать пути для воплощения традиционных ценностей в российском законодательстве».
Н.П. Николаев отметил важность того факта, что вопрос признания жизни человека до рождения, как и другие вопросы, рассматриваемые Межфракционной депутатской группой по защите христианских ценностей, - рассматриваются вместе с Русской Православной церковью: «Россия без православия невозможна. Именно православие должно задавать основные этические рамки для формирования законодательства в концепции Указа об укреплении традиционных духовно-нравственных ценностях, подписанного Президентом год назад».
Он также подчеркнул, что рассмотрение проблемы признания жизни до рождения важно и для решения практических задач, в том числе, улучшения здоровья будущих поколений: «Мы видим, что помимо этических вопросов, связанных с биотехнологиями, абортами, сейчас перед страной стоит еще очень серьезная задача, о которой почему-то мало кто говорит. Даже официальная статистика того же Росстата, она показывает, что в нашей стране порядка 60 тыс. детей рождается недоношенными; треть - 31% детей рождаются, или заболевают сразу после родов, больными… Есть масса вопросов, которые нам задают и медики: например, кому именно они оказывают помощь, когда оперируют еще нерожденного ребенка в утробе матери? Могут ли разрабатываться и приниматься программы по защите здоровья человека, который еще не родился?».
Говоря о дальнейших шагах, Н.П. Николаев обозначил, что по итогам круглого стола будет доработан доклад, который был подготовлен к первому собранию, а также варианты законопроектов, решающих, прежде всего, проблему признания единства человеческой жизни от момента ее возникновения и права человека на охрану здоровья вне зависимости от этапа его развития. Доклад будет представлен в Государственной Думе Межфракционной депутатской группе по защите христианских ценностей, в которую выходят представители всех фракций и профильных комитетов.
Продолжая обсуждение, эксперт Союза «Родительская палата» С.Р. Дробязко обозначила важнейшую проблему правовой терминологии: пока такие термины как «эмбрион» и «плод», употребляются в законодательстве без каких-то дополнительных пояснений или уточнений, существует большое пространство для спекуляций и искажений фактов: «В моём понимании, единственный юридически корректный термин, который нам стоит использовать – это «ребёнок до рождения» вне зависимости от того, сколько ему недель, какого он веса и т.д».
В своем заключении она выделила первостепенную необходимость защиты ребёнка до рождения и указала два возможных пути. Первый путь - наделение ребёнка правоспособностью до рождения, что, как минимум, подразумевает право на жизнь, право на охрану здоровья. Второй путь - заявить о человеческом достоинстве ребёнка до рождения.
Руководитель экспертно-аналитического управления Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства И.Н. Ямбулатова отметила, что необходимо создать «дорожную карту» изменения нормативных правовых актов, противоречащих концепции признания жизни человека до рождения. При изменении законодательства необходимо также учитывать важный фактор, о котором сегодня не говорится, когда речь идет о здоровье человека до рождения – это фактор боли, которую испытывает ребенок при вмешательствах. Чувствовать боль человек начинает задолго до своего рождения, а это значит, что отворачиваться от этого вопроса мы просто не имеем права.
Также в своем выступлении И.Н. Ямбулатова затронула связанные с темой обсуждения вопросы биоэтики и биобезопасности.
Профессор кафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Голиченков, отвечая на просьбу Н.П. Николаева дать научную точку зрения о моменте начала новой жизни человека, сказал: «Как ни называй человека, а с появление зиготы, вот с этого момента эта клетка становится человеком, со своим генетическим паспортом. Человек всегда человек, на всех стадиях развития….. Мы по-разному относимся к ребенку грудному, ребенку детского сада, ребенку школьнику, но это не перестает менять его качества человека. Это человек, человек, человек, просто он разный человек».
Руководитель дирекции – ведущий Дирекции аналитических радиопрограмм ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА» А.Б. Шафран продолжая тему важности терминологии обозначила ее одной из основополагающих: «Слово решает ту парадигму мышления, в которой мы существуем».
А.Б. Шафран подчеркнула, что указ Президента №809, в котором достоинство и жизнь определены как основные ценности, по своему духу определяет что: «не может и не должен стоять вопрос того, с какого момента считается зачатый ребенок ребенком; безусловно, это единственно возможный вариант определения – Человек на пренатальной стадии развития, только так, и никак иначе».
Общественный деятель А.В. Машкова-Благих, Председатель Союза Родительских Организаций, так выразилась о необходимости признания права на жизнь еще нерожденного человека: «Мы, сторонники принятия прав человека до рождения, опираемся на научную составляющую вопроса. Наши же оппоненты опираются на эмоциональную сторону, их позиция: «сегодня я хочу считать человека человеком, а завтра нет; сегодня у меня есть деньги на лечение этого человека (речь о ребенке), а завтра нет, поэтому я его убью» – мы с этим категорически не согласны».
Заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук Н.В. Говорин сделал заключение о том, что если вопрос с признанием жизни до рождения решится положительно, то мы существенно продвинемся в плане предупреждения роста числа заболеваний среди детей подростков: «Раннее повреждение зародыша, плода в период внутриутробного вынашивания и разного рода пренатальные сложности, приводят к органичному поражению мозга, которое может проявиться в более взрослом возрасте».
Он отметил, что признание жизни до рождения будет очень серьезным шагом и для того, чтобы решить вопрос правосубъектности пациента и врача и баланса их прав.
Завершая мероприятие А.В. Щипков отметил, что всем, кто занимается указанной проблемой, необходимо учитывать что: «Помимо всех перечисленных факторов надо помнить о том, что есть еще философская и богословская составляющие. Есть вещь, которую мы все обходим, и она касается и момента зачатия, которое как бы невозможно определить. Когда человек начинается?! Это тайна, поэтому она не видна. В момент зачатия появляется душа, ее бессмертная составляющая. Это вещь абсолютно священная и сакральная».