Женевская декларация о содействии здоровью женщин и благополучию семьи была разработана в 2020 году и является самым консервативным документом, который был подписан рядом стран на уровне ООН. Он направлен на защиту традиционных семейных ценностей и против ультралиберальных подходов, в частности, в отношении использования абортов как «метода планирования» семьи.
Подписавшие декларацию страны согласились с тем, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства, что нельзя пропагандировать аборт как метод планирования семьи и то, что ребенок нуждается в защите и заботе не только после, но и до рождения.
В частности, один из пунктов декларации указывает на то, что на международном уровне отсутствует единое право на аборт и что в этом вопросе не существует каких-либо международных обязательств, а значит, каждое государство обладает суверенным правом определять свою политику в отношении абортов, в том числе в части их ограничений или запретов.
О том, что нашей стране необходимо присоединиться к этой декларации, выступала и родительская общественность, и ряд мои коллег, в частности, не раз об этом заявлял Петр Толстой. Этот шаг был бы логичным продолжением курса, который наша страна взяла на сохранение и защиту традиционных духовно-нравственных ценностей. Ведь главной традицией, данной человечеству, является семья и семейные отношения. Именно благодаря этой традиции человечество выживало и развивалось с начала времен, несмотря на мировые войны, сокрушительные катастрофы, смертоносные пандемии и человеконенавистнические идеологии. И именно Россия — та страна, которая заявила о своей приверженности этим традициям на государственном уровне.
Декларацию о благополучии семьи подписали 34 страны, из которых две, США и Бразилия, вышли из нее после смены власти (после прихода Байдена и да Сильвы соответственно), что можно было бы также воспринять как «знак качества» этого документа. Ведь ценности, обозначенные в декларации, полностью противоречат ультралиберальным планетаристским ценностям, которые продвигает администрация Байдена.
Тем не менее мы до сих пор так и не присоединились к декларации. Я поинтересовался у Министерства иностранных дел о причинах. Ответ на мой запрос вызвал недоумение.
Согласно ответу, в 2020 году Россия воздержалась от присоединения к Декларации о благополучии семьи, «поскольку размытость некоторых содержащихся в нем формулировок, в частности, затрагивающих тему искусственного прерывания беременности, может быть использована нашими оппонентами для того, чтобы обвинить нас в намерении запретить аборты…», что, в свою очередь, в отсутствие национального консенсуса может вызвать лишние дискуссии.
Что касается запретов, то лично я не вижу ничего страшного ни в том, что наши оппоненты нас в тысячный раз в чем-то обвинят, ни в самом запрете абортов. Достаточно назвать аборт тем, чем он есть на самом деле — лишением жизни нерожденного ребенка, то все встанет на свои места. Однако это мое личное мнение.
Относительно «национального консенсуса» — спорить не буду — его нет. Однако без общественной дискуссии не будет и консенсуса. И это при том, что декларация не запрещает аборты, но заявляет о том, что ребенок имеет право на защиту и заботу еще до рождения, что, насколько я понимаю, полностью соответствует позиции Минздрава РФ, изложенной в письме от 17 июля 2017 г. № 15-4/10/2-4792 О направлении методического письма «Психологическое консультирование женщин, планирующих искусственное прерывание беременности» (с полным текстом можно ознакомиться в системе «Гарант»).
«5. Дайте женщине понять, что это не «сгусток крови», это человек. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма, поэтому аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека…»
Как сообщил МИД, на данный момент наша страна не планирует подписывать декларацию, решение об этом было принято в ходе согласования с профильными министерствами — Министерством здравоохранения и Министерством труда и социального развития.
Однако с 2020 года многое изменилось. И, я надеюсь, наша страна еще вернется к вопросу подписания этого документа. Это отразило бы нашу последовательность в отстаивании традиционных ценностей.
Надо сказать, что дискуссия относительно признания права ребенка на жизнь и заботу еще до рождения обострилась как в нашем обществе, так и непосредственно в Государственной Думе после выхода Указа президента № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Ведь появление этого указа должно, по идее, закончить наши метания между традиционными и либеральными пристрастиями, во всяком случае в вопросах госуправления. А если говорить непосредственно о том, с какого момента начинается жизнь, то мнение и Русской Православной Церкви, и других традиционных конфессий, и, главное, всей части консервативно настроенного общества (а это большинство граждан России) однозначно: жизнь берет свое начало в момент зачатия.
Пока что в нашем законодательстве — путаница. В Конституции РФ право на жизнь защищается только с момента рождения (ч. 2 ст. 17): «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Гражданский кодекс РФ гласит (п. 2 ст. 17), что правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью.
При этом в определенных случаях права возникают еще до рождения. Так, статья 1088 ГК РФ указывает, что ребенок, родившийся после смерти кормильца, имеет право на возмещение вреда. А Конституционный суд РФ (постановление от 2 марта 2023 г. № 7-П) определил, что положения ГК РФ не являются основанием для отказа в компенсации морального вреда, причиненного ребенку, родившемуся после смерти его отца.
Одновременно с этим тот же Гражданский кодекс РФ (ст. 1166) определяет, что при наличии зачатого, но еще не родившегося наследника раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника, то есть учитывает права еще нерожденного человека. И это еще не все примеры.
Таким образом, в нашем законодательстве уже присутствуют нормы, которые признают, что зачатый, но еще не рожденный человек уже участвует во многих правоотношениях и жизненных процессах общества, он — часть социума.
Неопределенность момента возникновения права на охрану здоровья вызывает много нерешенных юридических вопросов и для медицинских работников.
Например, в нашей стране проводятся уникальные операции ребенку, находящемуся еще в утробе матери (есть случаи проведения таких операций в возрасте 20 недель). Однако хирург, по российскому законодательству, формально оперирует не ребенка, а часть организма матери. Очевидный аспект отношения данного медицинского вмешательства к ребенку как пациенту в законодательстве не установлен.
Отсутствие прав ребенка до рождения на охрану влияет и на здоровье рождающегося поколения. Согласно статистике Росстата, у нас ежегодно умирают до рождения порядка 10 тысяч человек, порядка 60 тысяч рождаются преждевременно, 31% от всех рожденных детей появляются на свет больными или заболевают непосредственно после родов. Если мы не дадим возможность планировать мероприятия по охране здоровья детей еще до рождения, мы так и продолжим эту печальную статистику.
Мы многое делаем для защиты материнства. Однако материнства без детей не бывает. Поэтому мы должны говорить о необходимости законодательного закрепления на федеральном уровне права на защиту здоровья не только после, но и до рождения.
Подобных этических и правовых вопросов, связанных с отражением традиционных российских ценностей, обозначенных в указе президента, — множество. Их решение требует работы не только депутатов, но также экспертов-правоведов, общественности, специалистов в различных областях.
Именно для этой цели ряд парламентариев — членов Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей, вышли с инициативой организации дискуссионного клуба «Традиция», целью которого является обсуждение путей законодательного регулирования и разработки предложений, направленных на реализацию Указа президента № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Проект реализуется совместно с Российским Православным университетом имени Святого Иоанна Богослова, и первое заседание клуба, которое состоится в ноябре этого года, будет посвящено вопросу разработки законодательных предложений по признанию права ребенка на жизнь и охрану здоровья не только после, но и до рождения.
Результатом работы клуба станет доклад, который будет представлен Межфракционной депутатской группе по защите христианских ценностей для дальнейшего оформления законодательных инициатив.
Николай Николаев,
заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям
Источник: pnp.ru
Минпросвещения