8-800-100-30-70

Таблетки для прадедушки

15.09.2016

                                               День города в Тюмени

В последний день июля в Тюмени традиционно отшумел День города. Круглую дату – 430 лет со дня основания областного центра отмечали с размахом. Праздничные мероприятия - творческие фестивали, спортивные программы, активные игры, фотовыставки, мастер-классы народного творчества (и многое другое) были организованы во всех уголках города. Солидное количество участников и гостей собрал масштабный татарский праздник «Сабантуй», состоявшийся в зоне отдыха Заречных микрорайонов. Незабываемые впечатления оставил после себя, прошедший по центральным улицам Тюмени карнавал, а также ночной «Фейерверк огня». Молодёжь порадовала праздничная дискотека. На площадях и улицах, в скверах и парках весь день звучала весёлая музыка, и звенели счастливые детские голоса

Особо хотелось бы отметить ещё одно традиционное мероприятие – «Парад детских колясок». В нынешнем году он был приурочен к году кино в России, поэтому и назывался «Моя первая роль». Более восьмидесяти семей участвовали в необыкновенном конкурсе. Каждая из них представила сюжет из любимого мультфильма, кинофильма или детской книжки. По площади Борцов октября проезжали ракеты, самолёты, машины. Восторженными аплодисментами встречали зрители карету-тыкву в сопровождении милейшей Золушки, сказочного Емелю на печи, принцессу на горошине. Коляска-замок, коляска - матрёшка, курочка, цыганская кибитка, Мойдодыр, фея в лепестках роз, яркий арбуз, в центре которого мирно спал малыш. Всех творческих шедевров не перечислить. Глядя на удивительный полёт фантазии, забываешь, что все эти конструкции держатся на обычных детских колясках. Кроме того, молодые родители шили костюмы детям и сами наряжались в сказочных героев, дабы сюжет был полноценным.

На параде мы познакомились с семьёй Володиных, стилизовавших свою коляску под чум, и, пообщавшись с мамой Таней, договорились встретиться в один из ближайших дней, чтобы без суеты поговорить о том, что значит для многодетной семьи подобный выход «в свет».

                         

                                   Взрослые и дети

Жаркий солнечный день. Над улочками микрорайона Парфёново колышется знойное марево. Плавятся от жары, закатанные в асфальт дороги. Частные дома утопают в зелени, в прибранных палисадниках сосредоточенно жужжат шмели, разноголосо звенят кузнечики. Маленький деревенский рай. Город совсем рядом и все-таки далеко. В Парфёново в большом частном доме живут дедушка и мама Татьяны Володиной Павел Яковлевич Котов и Лидия Павловна Кузнецова. Внуки у бабушки частые и желанные гости, и когда они приезжают, под гостеприимной крышей родного очага собираются сразу четыре поколения.

просто фото 1341.JPG

- В этом доме я родилась и выросла, - рассказывает Татьяна. – Дедушка был нам с сестрой за отца, потому что отец ушёл из семьи, и лично я его не помню.

В своё время Татьяна окончила педагогический колледж, по специальности – воспитатель. Десять лет проработала в детском саду. Её муж Евгений – мастер в СМУ-9. В 2012 году молодые супруги, по словам Татьяны, чудом попали в программу «Молодая семья» и купили четырёхкомнатную квартиру в одном из Заречных микрорайонов.

- Почему чудом? 

- Тогда с этой программой был такой ажиотаж, - подключается к разговору Лидия Павловна.

Мы и не заметили, что она давно стоит в дверях.

- Трудно было собрать документы. Потом, когда все «бумаги» были на руках, очередники составили списки. Дежурили по ночам, чтобы никто «не прошел» без очереди. Каждый день кто-то из семьи должен был присутствовать на перекличке. Отмечались, и если кто-то не приходил, его тут же вычёркивали из списков. Таня и Женя работали, не всегда успевали на перекличку. В такие дни отмечаться ездила я.

- Квартира – большой плюс. Вас можно поздравить.

- Можно, - соглашается Татьяна, но есть в нем  и минус. Денег, которые выделялись участникам программы нам, конечно, не хватило. Пришлось взять ипотеку, сейчас возвращаем долг – шесть тысяч рублей ежемесячно. Полтора миллиона рублей Евгению  одолжил руководитель частной фирмы, в которой он работает мастером. Организация занимается очисткой просек под ЛЭП.

Как-то мужу пришлось подписывать документ, в котором требовалось указать фактическое место жительства, - вспоминает Татьяна. - Я тогда пошутила: «Пиши, - говорю, - лес, тайга». Так оно и есть, но что делать? Говорят, долг платежом красен. Евгений выплачивает долги, да и мне на карточку, пусть небольшие деньги, но отправляет. Сейчас он в Тобольском районе...

Татьяна вздохнула. Показалось, - с грустью.

- Редко бывает дома?

Она кивнула и вдруг засмеялась. В синих глазах блеснули озорные искорки.

- Четыре-то раза точно был.

Я поняла её шутку – в семье четверо детей: тринадцатилетний Саша, двенадцатилетний Юра, четырёхлетняя Настя и полуторогодовалая Светочка. Все, кроме старшей девочки, собрались вокруг матери, занимаются, казалось бы, своими делами, но дети только делают вид, что не слушают взрослых.

- Когда папа приезжает, мы с Юркой быстро разбираем его сумку, - вспоминает вдруг Саша, - потому что на дне он оставляет для нас мелкие деньги. Мороженое купить, ещё что-то.

- Папа би-би, - тряхнула каштановыми кудряшками маленькая Света, сидевшая у мамы на коленях.

- Говорит, что папа, когда приезжает, катает её на машине, - перевела реплику девочки  Татьяна.

Вроде, и не сказано ничего, а понятно, что отца любят и семье очень не хватает его постоянного присутствия.

- Мама учиться собралась, - делится Юра. Высокий, плотный, коренастый, он сильно похож на отца. Правда, главу семьи я видела только на фотографии, но и этого вполне достаточно, чтобы определить несомненное сходство.

 - Учиться? – удивилась я.

- Ходила к заведующей детским садом, спрашивала, возьмут ли меня на работу. Она сказала: «Маленькие вы ещё... отдыхайте до трёх лет». Увидела  объявление о работе  для мамочек-декретниц. Оказывается, можно за короткий срок выучиться на кондитера и работать в удобное для тебя время. Хочу попробовать.  

- Тяжело материально?

- Живём... У мамы огород шесть соток. Овощами себя обеспечиваем. Помидоры, огурцы, лук, морковь, капуста, – всё своё, экологически чистое. Одежду, когда нам кто-то отдаст, когда мы кому-то подарим. Ребятишки быстро из неё вырастают. Теперь  многодетные семьи, если мама в отпуске по уходу за ребёнком, получают ежемесячно по шесть тысяч рублей. И так  до трёх лет. Это хорошо. Раньше декретные только до полутора лет платили. Стоим в очереди на получение земельного участка:  государство и здесь идёт навстречу.

- Недавно компьютер починили, - вставил Юра.

просто фото 1008.jpg

- Светка  клавиатуру испортила,  - незло заметил Саша.

- Всё равно больше часа в компьютер играть не дают, - пожаловался Юра.

- Ты книжки читаешь?

- Я занимаюсь в  кружке радиодела в детском морском клубе «Алый парус», - уходит от ответа Юра. - Там готовят радистов. Мы даже в армейский лагерь ездили на неделю. Когда кадеты соревновались, радисты обеспечивали эстафету связью.

- В штабе отсиделись, - подшучивает над  внуком бабушка, но тот не обижается и  продолжает рассказ.

- Интересно было. Я диплом получил. Ребят, которые хорошо занимаются в клубе, берут учиться в институты связи. Пока не знаю, где буду учиться, но в армии это точно поможет. Пойду служить в радиотехнические войска.

- Саша, а ты чем занимаешься?

- Велоспортом в детско-юношеском клубе «Прибой».

- Занимался, да переусердствовал, - недовольно заметила бабушка. – Докатался так, что ноги заболели. А вообще он с детства мечтает стать ветеринаром.

- Да, - подтвердил Саша, - пойду учиться в сельхозакадемию.

- Не знаем, откуда у него такое увлечение, - пожала плечами бабушка, - но хочет, пусть идёт. Его выбор.

- Вы, Лидия Павловна, уже не работаете?

- После выхода на пенсию, работала ещё четыре года в ПТП, но когда подрос и пошёл в первый класс старший внук Саша, пришлось уволиться. Тогда Таня и Женя жили с нами в Парфёново, а Сашу надо было возить в школу на КПД. Пока работала, пенсию не тратила. На эти деньги мы с Сашей  потом в Санкт-Петербург съездили. Побывали с паломниками на острове Валаам, посетили монастыри.

В комнату гордой поступью вошла Настя. Королевишна! Обняла маму, поцеловала в щёчку и, ни слова не говоря, ушла в комнату деда досматривать мультфильмы.

- И что приходила? - иронично спросил Саша.

                                  Золотой ребёнок в чуме

- Настя  наш золотой ребёнок, - сказала Таня.  - Материнский капитал принесла. После её рождения закрыли кусочек ипотек

- Она у нас красавица, - отметила бабушка, достала смартфон и стала  показывать фотографии внучки.

просто фото 437.jpg

- Вот, посмотрите, - в хантыйском костюме...

- С этой фотографии началась наша подготовка к нынешнему параду колясок, - оживилась Татьяна. - Я взглянула на фото, и сразу осенило... Почему бы нам не построить чум? Открыли с ребятишками интернет, посмотрели, как чум строится, и взялись за дело. Саша пилил и строгал шесты, я шила костюмы. Мне вообще нравится шить, но ещё больше - вязать. Это у меня получается. Только времени не хватает.

- Хотели взять первый приз?

- Дело не в призах. С ребятишками скучать, конечно, некогда, но, какой у меня распорядок дня... Проснулась, кашу сварила, детей завтраком накормила. Мальчишек в школу отправила, Настю – в детский сад, маленькую - гулять собрала.

- Юрку с собакой - на улицу, - уточнил Саша.

- Да, - засмеялась Татьяна, - нам мало четверых детей, у нас ещё собака есть и кошка. – Постирала, погладила, посуду помыла, младшую на руках покачала. Ещё дома не прибрала - пора школьников встречать. Надо обед готовить. Крутишься, как белка в колесе, и никак из этого колеса не выскочить. Однообразие. Парад колясок и подготовка к нему, будто свежий глоток воздуха. Ребятишки, каждый по-своему  участвуют в  подготовке к нему. Все в приподнятом настроении, в ожидании праздника. Это действительно семейное творчество. Даже мама с дедушкой загораются. Столько  добрых чувств! Гордость за детей! Мы – участники со стажем. Парад пропустили только в пошлом году, потому что Светочка была маленькая.

- Татьяна, ты – многодетная мама. Мечтала об этом, или так получилось?

- Я сразу сказала Жене, что у нас будет много детей. Он не возражал. Я хотела, правда, остановиться на троих, но случилось забеременеть снова. Позвонила мужу.

- Будем Светочку рожать? - спросил он. – Даже имя дочке сразу придумал.

- Вдруг случится ещё?

- Делать абортов не стану принципиально. Мои дети рождаются в любви, от законного мужа, и мы их очень любим. 

Прадедушка

- Дедушка! - объявил Юра.

- Здравствуйте, - заглянул в комнату приятный пожилой мужчина с роскошной белой бородой и пышными усами.

- Пришёл учить Танюшку, как надо с детьми нянчиться, - пошутил Павел Яковлевич, присаживаясь на диван и поглядывая на всех добрыми светлыми глазами.

На вид ему не больше семидесяти лет. На самом деле – девяносто два года.

- Павел Яковлевич, - расскажите о себе.

- Расскажу, только спрашивай яснее, а то уши у меня большие, а слышать не хотят.

Он оказался интересным рассказчиком. Воевать Павлу Яковлевичу не довелось, хотя на войну просился, обивал пороги военкомата. Но ему дали бронь, потому что гражданский завод, на котором он работал, спешно перепрофилировали на выпуск военной продукции. Предприятию нужны были молодые, подающие надежды кадры. Война закончилась, а желание служить в рядах советской армии осталось.

- Я снова пришёл к военкому: «Теперь-то отпустишь в армию»? В это время шёл набор новобранцев в учебную роту отдельного радиодивизиона особого назначения. Брали парней  с образованием не ниже семи классов и с техническими способностями. Часть стояла в Ташкенте. Повестку мне вручили, но  организованной отправки в место дислокации армейского подразделения ждать надо было ещё два дня. Мне не терпелось попасть в часть.

Я – на поезд, и скоро был в Ташкенте. Во время службы встретил свою любовь. Прожили мы с женой шестьдесят три  года. Три года назад ее не стало... 

В доме у Павла Яковлевича самая светлая, окнами на солнце, комната. Просторно, чисто, уютно. В переднем углу образа на вышитых полотенцах.

На стене среди фотографий внуков и правнуков портрет жены в молодые годы.

- Такой была Леночка, когда мы познакомились, - голос  моего собеседника становится совсем тихим, - росточком маленькая, шустрая. Я сам с Урала, она – сибирячка. Когда поженились, она привезла меня в Сибирь с родными знакомить. Так я оказался  в Тюмени. Мне здесь сразу понравилось: лес, рыбалка, охота! Со временем построили дом. В комнате этой, всё, как при ней было. Ничего не поменялось. Вот и кровать её на месте.

Тоскует Павел Яковлевич... После демобилизации освоил глава молодой семьи много профессий, но любимой стала специальность сварщика. Не было такой работы, которую не мог бы он выполнить.

Сварочному делу Павел Яковлевич отдал без малого тридцать два  года. Десять из них работал на ТЭЦ-1, где портрет мастера высокой квалификации не сходил с Доски почёта.

- Квартиру мне не раз предлагали, - говорит мой собеседник, - но я отказывался. – Как-то проводили мы на крыше ТЭЦ ремонтные работы. Позвал я парней и говорю: «Посмотрите на город. Воздух над ним серый. Теперь в сторону Парфенова  посмотрите. Над домом моим воздух легкий, голубой  и зачем мне городская квартира.

Тихо, как мышка, в комнате дедушки смотрит мультфильмы  его любимица Настя.

просто фото 2664.jpg

- Она, как в дом заходит, - рассказывает Лидия Павловна, - отец говорит:

- Вот  моя таблетка приехала.

- Я потому и живу долго, что все время с ребятишками, - вторит ей Павел Яковлевич, - с ними все болячки забываешь. Дети – счастье. Главное, чтоб они были, а там судьба подскажет, что  делать. Ребятишки, они и жить заставляют, и работать.

В семье прадедушка - несомненный авторитет. Вот Юра. Увлекся радиоделом. Не дедушкины ли рассказы из армейской жизни стали  тому причиной?

Володины живут большой дружной семьёй, помогая друг другу в сложные моменты жизни. У  них, несомненно, есть трудности, но есть и надёжный тыл, «мой дом - моя крепость», где поймут и поддержат.

 ***

Я ехала по улочкам Парфёнова мимо ворот, заборов, калиток и думала, что за ними живут семьи со своими цветами на клумбах, со своими секретами и историями. Мы ничего о них не знаем, но постучись в любую калитку, заведи душевный разговор, и про каждую из них можно написать очерк, повесть или роман. Потому что неинтересных людей нет, особенно, если относиться к ним, как к творению Великого Мастера.

Екатерина  Плетнева