8-800-100-30-70

«Блажен, кто истину искал…»

29.04.2016

«Талантливый преподаватель постарается разжечь в своих учениках жажду познания; он вложит в преподавание столько искреннего огня, что ученики, сами того не замечая, начнут жить активной силой суждения, - слагать свои собственные вкусы, воззрения и убеждения…». Иван Ильин 

Наверное, никто не будет спорить, что главное качество, без которого не может состояться ни один настоящий педагог, – это прежде всего любовь к детям. Любовь не по принуждению, искренняя, непритворная, когда человек, решивший посвятить свою жизнь детям, просто не мыслит себя вне общения с ними. Безусловно, это уже говорит о призвании. Не зря один мудрый человек заметил: воспитателем и учителем надо родиться: им руководит прирожденный такт.

Журнал «Семья и Отечество» и сайт «Покров» уже рассказывали нашим читателям о творчестве тюменской духовной студии «Ковчег». Поклонникам этого удивительного детского коллектива известны спектакли «Свет Рождества», «В ожидании тайны…», «Помни имя свое…», «Поющее сердце» (по И. А. Ильину).

20 марта 2016 года в Тюмени во Дворце творчества и спорта «Пионер» состоялась премьера историко-литературного музыкального спектакля «Блажен, кто Истину искал…». В основу сценария положены духовные стихи поэтов 18-20 в.в., библейские сюжеты, исторические факты. Сюжетная линия от сотворения мира и до наших дней. В роли знаменитых поэтов, писателей, героев-воинов, княгинь, сестер-милосердия выступили воспитанники студии в возрасте от 7 до 15 лет. Сегодня секреты своей творческой лаборатории приоткрывает для нас руководитель «Ковчега» Л.Б. Артемьева.

Думаю, что все, кто знаком с Лилией Болеславовной Артемьевой согласятся, что эти слова в полной мере относятся и к ней. И даже если не знаком: достаточно посмотреть спектакли этого уникального (без всякого преувеличения) детского театра, чтобы убедиться: Лилия Болеславовна – поистине сеятель разумного, доброго, вечного. Педагог, который соединяет в себе любовь к делу и любовь к ученикам. Уже одно слово «дети» она произносит только с улыбкой, с радостью:

- Детей я обожаю, я бы сказала, с детского возраста. Мама говорила, что я часто с малых лет приводила домой каких-то ребятишек. Мы занимались музыкой, ставили спектакли, декламировали стихи, пели. Я жила в мире музыки, театра, кино, живописи. После музыкальной школы поступила в музучилище по классу фортепиано. Потом меня заинтересовала психология - окончила университет по этой специальности. Но при этом чувствовала, что недостает чего-то очень важного в моей жизни, пока не поняла, что наш главный психолог - это Господь, церковь. С тех пор моя жизнь и моя деятельность приобрели другой смысл, наполнились верой.

Наш «Ковчег» зарождался в воскресной школе, а полноценным театром-студией стал уже здесь, во Дворце творчества. Большинство детей, которых вы видели на сцене, пришли ко мне еще малышами в 2007-2008 году. Спектакли ставим каждый год.

- Лилия Болеславовна, прошло уже две недели, а я до сих пор нахожусь под впечатлением вашего спектакля «Блажен, кто Истину искал…». Мне показалось, что я присутствую на какой-то уникальной постановке. Дети играют взрослых людей, известных личностей: царя Давида, Ломоносова, Пушкина, Вяземского, княгиню Дашкову, Экзюпери… . Никакой неестественности, натянутости, фальши. Наоборот, все органично, по-настоящему, непринужденно, трогает душу. Мне показалось, что зал в каком-то особом замирании смотрел на сцену. Как вам так удалось?

- Спасибо вам за вопрос. Как правильно вы это заметили. И это главное. Мы привыкли, раз дети, значит, стихи, вернее стишки, детские песенки. А мы классику играем. Но ведь она вечна. Многие считают, что все должно быть по возрасту. Мне уже приходилось слышать об этом не один раз: не слишком ли рано – история, философия, духовные стихи? Но духовные ценности разве имеют возраст? Дети о Боге больше знают, чем взрослые, больше понимают - душа у них чище. Поэтому они охотно учат стихи, где говорится о любви, молитве, красоте, природе. А о нравственных ценностях в какое время еще говорить? Когда они вырастут?! Ребята чувствуют сердцем, что вечно, а что временно, что правда, что ложь, поэтому они играют естественно. И очень серьезно воспринимают то, что делают.

cYHidmqQOvt9VGJ4n8GG_VYVV0g7KXLKKLT8e_Myc9Uh7hnNVtSdiYH6lzZc.jpg

- В своих спектаклях вы постоянно обращаетесь к русской истории.

- Как же без истории. Очень важно приобщаться именно с детских лет к своей истории, чтобы быть в ответе за нее, чувствовать себя частью своей Родины. Все по Ильину. Как он говорил: «История учит духовному преемству и сыновней верности». Я вижу, что дети испытывают большой интерес к историческим событиям. А в пять-шесть лет ребенок уже способен восхищаться героическими поступками, иметь представление о Куликовской битве и других значимых событиях, знать героев своей страны. Мы поставили спектакль «Поющее сердце» по Ильину. Знаете, какой был эффект?, В «Читай-городе» после премьеры спектакля очень быстро разобрали книги этого выдающегося писателя. Один из моих воспитанников, семиклассник, который играл самого Ивана Александровича, через некоторое время стал читать Солженицына. Как он сказал мне: «Это же наша история, хочу знать, что происходило в стране в те годы».

- Удивительно, Иван Ильин – знаменитый философ, с другой стороны - дети. Какие-то неожиданные, нестандартные решения вы принимаете.

- Вы знаете, наш спектакль прошел очень высокую оценку, на мой взгляд. Как-то мы были с детьми в паломнической поездке в Тарасково под Екатеринбургом, где в Свято-Троицком монастыре пребывает чудотворная икона Божией Матери «Всецарица». Я подошла к игумену монастыря отцу Алексию с просьбой, чтобы он разрешил петь детям на Литургии. Потом мы предложили батюшке познакомиться с нашим театром и подарили ему диск с записью спектакля «Поющее сердце». «Это дети?», - спросил игумен Алексей с недоверием». Я говорю: «Вы не смотрите, что дети. Посмотрите на обложку, что здесь написано: «Все мысли мои о России…»

Он взял диск. И что вы думаете. Проходит время, вдруг звонок – игумен Алексий. А я сама уже думала, что он забыл про нас. Передаю вам слова, которые он сказал: «Я посмотрел, такой глубокий, проникновенный материал, какое-то чудо. У вас очень высокий уровень. Ваши дети сумели все прочувствовать, пережить и донести до зрителя…».

cYHidmqQOvt9VGJ4n8GG_eoCzPbjjDuuh3WXorBys8-Ji8h6QFSVOw4IAY_S.jpg

- Лилия Болеславовна, каковы цели, задачи вашей студии?

- Скажу вам академичным языком. Цель наших занятий – формирование у воспитанников интереса и уважения к православному наследию Отечества. Программа студии ориентирована на духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное, музыкальное развитие личности ребенка, воспитание хорошего эстетического вкуса. Мне очень важно, чтобы дети могли почувствовать красоту и духовное содержание православия, но при этом они должны понимать, что Бог не только в храме, его присутствие и в красоте этого мира, природе, в творениях великих людей. Ребята знакомятся не только с православными традициями и праздниками, но и с лучшими произведениями мировой культуры. Мы изучаем произведения тех художников, музыкантов, поэтов, писателей, которые жили в христианскую эпоху, чье творчество вдохновлялось верой в Бога. А детям я всегда говорю: у вас должны быть разносторонние знания, почти как у дворянского сословия, где образованность, воспитанность, нравственность, духовность, патриотизм органично переплетались в человеке. Во всяком случае, в лучших людях той эпохи.

- Репетиции, паломнические поездки, пение на клиросе, как я понимаю, это формы вашей работы?

- Мы много беседуем, нередко в доверительной обстановке. Часто обсуждаем следующий спектакль, советуемся друг с другом, какое произведение выбрать, кому какая роль достанется. Каждому ребенку я предоставляю возможность высказаться.

Но это далеко не все. Мы посещаем филармонию, смотрим спектакли, которые нам приглянулись. Не так давно посмотрели в нашем главном храме искусства балет «Щелкунчик». Дети ближе узнали о композиторе Петре Ильиче Чайковском, который создал свой шедевр по сказке выдающегося немецкого писателя-романтика Гофмана. Потом мы обсуждаем спектакль, говорим об эпохе, разбираем героев, даем им оценку, обязательно обращаем внимание на костюмы. Так дети приобретают знания. Так они становятся культурными людьми. Разумеется, все это происходит не без влияния соответствующей домашней атмосферы. И это очень важно.

cYHidmqQOvt9VGJ4n8GG_YSG2KV7ekiP7tGfKr3ikj0V4wQBj3CA_fHcSJJI.jpg

- Как к вам пришла идея поставить спектакль «Блажен кто Истину искал…»?

- Опять же дети подсказали. Вначале я хотела что-то другое. Какая-то воздушность, красота, романтика, природа, цветы. Но дети не согласились. Они мне говорят: «Лилия Болеславовна, надо уже серьезнее. После Ильина и Бунина уже нельзя останавливаться. Надо, чтобы люди задумывались, изменялись».

- Ребята, видимо, почувствовали, что спектакли производят большое впечатление на публику. Выходя из зала, я услышала мнение одной женщины: «Этот спектакль не для детей, а для взрослых. Он вызывает покаянные чувства». С этим трудно не согласиться. На самом деле, детская чистота, искренность, сама идея спектакля – это обращенность ко взрослым. Словно они говорят: «Мы чисты и невинны. Почему же вы, взрослые, допускаете столько зла в мире?» Я видела слезы на глазах зрителей.

- Наверное, вы правы. Дети очень чувствуют несправедливость нашего мира. Их тоже волнуют эти вечные вопросы: смысл жизни, добро и зло, почему войны, жестокость, они же видят, что вокруг происходит. Сейчас на очереди у нас «Моцарт и Сальери». Будем изучать вопрос, который поставил Пушкин: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Кстати, о наших спектаклях даже атеисты одобрительно отзываются.

- Вы сами пишете сценарий?

- Тоже помогают дети и мои верные соратники – их родители. Все устраивается промыслительно. Когда-то они подарили мне удивительную книгу «Молитвы русских поэтов» под редакцией Виктора Кулигина. А до этого у нас была беседа с детьми, в ходе которой выяснилось, что в школьных учебниках биологии до сих пор пишут, что человек произошел от обезьяны. Я даже не поверила. В наше время учить такой ереси детей! Ребята мне говорят: «Надо же просвещать людей». Они чувствуют себя почти миссионерами. Поэтому в сценарии появился и Ломоносов, и Паскаль, и Коперник, высказывания других ученых, философов. И «Молитвы русских поэтов» очень помогли и пригодились. Эти творения – жемчужина русской духовной поэзии. В антологии есть стихи, которые ни разу не печатались за последние 150 лет. Название спектакля мы взяли из поэмы Алексея Константиновича Толстого «Иоанн Дамаскин». Поэма рассказывает о некоторых эпизодах жизни подвижника православия. Ребята ее всю прочитали. Все 15 глав. Для детского возраста – это непростая работа.

- Вашим юным артистам удается своей игрой передать эпоху. Жесты, движения, дикция - вы учите их этому?

- Я бы сказала, немного поправляю. Дети сами должны прочувствовать атмосферу эпохи, чтобы достичь такого эффекта на сцене. События разворачиваются, допустим, в 19 веке. Ребята должны изучить этот исторический период. Поискать репродукции картин известных художников, рассмотреть одежду, отметить ее особенности, почитать книги, посмотреть фильмы. Они должны понимать уже, какой этикет был принят в этот период, как воспитывались дворяне. Какие у них движения, жесты, обратить внимание на выражение лица.

Вы заметили, как они брали микрофоны в руки? Их же нельзя просто схватить или выхватить, делать какие-то резкие движения. А взять цветок в руки? Если его берет княгиня Елизавета Шахова – потомок персидского шаха, какие у нее должны быть жесты, манеры? Зритель же все видит.

- Лилия Болеславовна, музыкальное сопровождение вашего спектакля просто потрясает. Удивительно красивые голоса у девочек. Они так спели, что хотелось бы еще раз услышать. Окуджава, Цветаева в исполнении ребенка 14 лет звучали как новое прочтение. Вы с ними занимаетесь вокалом?

- Да. Занимаюсь со всеми детьми, но есть дети, которые учатся в музыкальной школе. Некоторые занимаются по классу вокала. Я очень благодарна их преподавателям. В первую очередь я прошу петь сердцем. Только такое пение может тронуть зрителя.

- Удивляет и то, что дети читают очень большие тексты наизусть. Сколько времени требуется, чтобы выучить их! Ребята не сопротивляются, не жалуются?

- Да что вы. Этот вопрос даже не обсуждается. Некоторые даже обижаются, что слишком короткий текст. Просят больше, что, конечно, очень радует. Но выучить - это не главное. Главное - прочувствовать текст. Ребята должны произносить так строки, чтобы они были способны проникнуть в душу человека, пробудить в ней самые сильные, глубокие чувства - ощущение бытия Бога, красоты созданного Им мира.

- Как вы подбираете музыкальные произведения?

- Я же музыкант. И, конечно же, считаю, что дети обязательно должны знать, как звучит Бах, Глинка, Чайковский, Шопен, Рахманинов, Свиридов… . Они должны уметь различать музыку разных эпох. Воспитательное значение музыки просто огромно. Серафим Роуз (известный духовный писатель - прим. ред.) говорил, что ребенок, с детства приученный к классической музыке не подвергается искушениям грубого ритма рока и современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и готовит ее к принятию духовных впечатлений. Над этим мы и работаем.

Но у нас и прекрасные современные композиторы. Тоже был удивительный момент при написании сценария спектакля. Мне очень хотелось, чтобы в постановке прозвучала песня «19 октября» на музыку знаменитого композитора, нашего современника Владимира Дашкевича. Когда-то эту замечательную песню открыла для меня Елена Камбурова. Проблема была в том, что у меня не было нот, интернетом редко пользуюсь. Я попросила Екатерину Николаевну Чернышеву написать Дашкевичу, чтобы он выслал нам ноты. Сначала пришел отказ. Мы опять попросили. Написали подробнее о нашем «Ковчеге», выслали видео. И через 15 минут я получила ноты. Представляете, я играю прямо по рукописному варианту самого Дашкевича! Мы обязательно ему вышлем наш диск.

IMG_1437.JPG

- Тюменские композиторы и поэты, насколько мне известно, тоже прозвучали в спектакле. Вы сами пишете музыку?

- Редко пишу. Иногда даже вместе с детьми на наших занятиях. Во вступлении спектакля прозвучала мелодия, которую я сочинила. Музыку к произведению «Песнь Богородице» на стихи тюменского духовного поэта Василия Полушкина написала композитор, профессор института культуры Екатерина Николаевна Чернышева. Она же и аккомпанировала на рояле.

Но мы не только занимаемся музыкой и поэзией. Мы изучаем и мировою живопись. Весь спектакль, как вы увидели, шел при мультимедийном сопровождении. Здесь нам, конечно, очень помогли родители. Они, кстати, шьют и уникальные костюмы. Специально подбирались репродукции картин выдающихся художников Средневековья, эпохи Возрождения. Дети знакомы и с русскими портретистами 19 века - Рокотовым, Крамским, Кипренским, с творчеством Ильи Глазунова, Павла Рыженко, знаменитым мастером исторической живописи современности.

- Лилия Болеславовна, какие качества хотели бы вы видеть в своих учениках, когда они подрастут?

- Хотелось бы видеть их настоящими православными людьми. Как сказал Серафим Саровский : «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Они должны различать добро и зло, чувствовать лицемерие и неправду, быть терпимыми к другому мнению, добрыми, милосердными, совестливыми, как это ни тривиально, может, для кого-то звучит, любить до самозабвения свою Родину.

- Спектакль ваш прошел на «ура». Громче всех «браво», как ни странно, кричали мужчины, отцы семейств. Вы ожидали такого успеха?

- Каждая премьера – это волнения и сомнения, а дети были уверены. В целом мы, конечно, очень довольны, как прошел спектакль. Но это не только наша заслуга. Большая помощь идет от родителей, без них просто было бы невозможно все это создать. Да и сама атмосфера во Дворце очень благоприятная, доброжелательная, творческая. Помогают буквально все, весь персонал «Пионера»: администраторы, преподаватели, завучи. Директор Сергей Сергеевич Лысов очень внимательно относится к нам, мы чувствуем его большую поддержку. Ничто сегодня не мешает нам плодотворно трудиться во благо будущего наших детей, ради Отечества земного и Небесного.

***

P.S

Хотелось бы еще раз вернуться к И.А. Ильину. Находясь вдали от Родины (он жил в вынужденной эмиграции), знаменитый философ непрестанно думал о России, ее судьбах. В своей автобиографической статье «Что нам делать?» он писал: «Мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России». Не прошло и полвека после его смерти, как огромное творческое наследие мыслителя стало доступным читателю в России. Его книги и статьи являются, в своем роде, программными документами по возрождению России, неким руководством к действию. Считается уже хорошим тоном цитировать Ильина, ведь он так актуален сегодня. Его имя стало звучать в речах государственных деятелей страны. Владимир Путин не раз в своих выступлениях цитировал знаменитого философа.

Тюменский «Ковчег» тоже услышал Ивана Ильина. Знаменитый философ и педагог призывал воспитывать в ребенке «национальный духовный характер», «вкус к добру и любви». Эти задачи детская студия Л.Б. Артемьевой выполняет в полной мере. Вглядываясь в чистые, непорочные лица юных артистов, вслушиваясь в возвышенную и глубокую по мысли лексику, озвученную ими на сцене, невольно появляется чувство гордости за нашу Тюмень, за нашу страну, в которой родились и живут такие дети. Значит, у России есть будущее. Значит, нашу многострадальную Родину ждет процветание. Как хочется в это верить!

Татьяна Симонова