8-800-100-30-70

Детский сад в помощь…

04.04.2014

Не знаю, как вы, а я свой поселковый детский сад вспоминаю с содроганием. Высокий забор из серых досок, сиротливая песочница и воспитатель, похожий на надзирателя, способный обидеть до самой глубины детского сердца. В раздевалке - ссоры родителей из-за перепутанных валенок и кофточек. Хуже только - ужас от прихода в группу зубного врача.

Даже когда я стала мамой, страх перед педагогической кастой еще долго меня не покидал. Угодить педагогам было трудно: то не в такой юбочке пришла, то брючки не те, я уж не говорю о таких родительских «преступлениях», как несвоевременная оплата за сад или ребенок остался в группе один.

Когда к своим 45 годам я уже смирилась с мыслью, что, наверное, была слишком впечатлительным ребенком, а позже не очень хорошей мамой, судьба привела меня и моих внуков в такой детский сад, о котором можно только мечтать. Мнение складывалось медленно, но верно - из ежедневных впечатлений, которые к концу месяца переросли в стойкое убеждение: «Счастье есть, его не может не быть».

Утром, когда мы торопливо мерили шажками уютно обустроенную территорию сада, внук попросил: «Баба, возьми на руки». Подхватив на ходу, укутанного в кокон комбинезона пупса, я позвонила в дверь. Вышедшая навстречу дежурная спросила: «А вы случайно не ошиблись входом?»

- Нет, мы вчера в эту же дверь заходили, – оправдывалась я.

- Вы в какой группе?

- В «цветике-семицветике»...

- Тогда правильно пришли. А то смотрю, на руках ребеночка несете, думаю, в ясли вам надо - так они с другой стороны. В «цветик» у нас все своими ногами ходят.

Тут до меня дошло, что это не претензия, а педагогический прием, который специально для нас разыграла женщина. И надо сказать, он достиг своего эффекта. Внучок похлопал глазами, потом сказал: «Дальше я сам», - и потопал в группу. Как говорится, мелочь, а приятно.

Но глядя именно на эти мелочи и складывалось общее впечатление о садике. Следующим штрихом к моему представлению о детском учреждении опять стал случай. Выйдя зимним морозным утром из машины, мы обнаружили, что рукавиц в карманах нет. А температура такая, что гулять малыши, скорее всего, пойдут. Помявшись на пороге группы, мы нашли в себе силы признаться, что без рукавиц. Реакция воспитательницы была уже ожидаемая: «Ничего страшного, у нас есть запасные варежки или в «потеряшках» поищите подходящие». А как же насчет: «Вы одного одеть не можете, а мы всех должны», или: «Значит, ваш сегодня в группе сидеть будет»? Именно такие фразы мы слышали от воспитателей в нашем первом детском саду. Да…уж… жизнь полна приятных неожиданностей. Вот тебе бесплатная порция хорошего настроения - не отругали, значит - похвали.

И уж совсем сбил с толку дрессированную бабушку случай с квитанцией. Когда, запинаясь о ступеньки, я неслась в группу с квитанцией об оплате, чтобы отчитаться перед воспитателем, а в ответ услышала: «Хорошо, квитанция пусть у вас будет». Подождите… и это все? А где привычное: «Хорошо, что успели, а то бы завтра мы вас не приняли», «Вы точно все заплатили, а кого волнует, что эти дни вы не ходили»… Эти воспитатели - они что, не наши педколледжи оканчивали или их не мучают отчетами, проверками, в чем тут подвох? Окончательно все стало понятно, когда я впервые встретилась с заведующей детским садом, Лилией Александровной Шведовой.

Рисунок1.jpg

Мягкая, интеллигентная, спокойная женщина, создающая вокруг себя полное ощущение достоинства и уважения. Не так часто, как мне кажется, в наше время можно встретить настоящих педагогов. Тех, кто за многолетнюю педагогическую деятельность не перестал относиться к детям, как к драгоценностям, а к родителям, как взрослым людям, заслуживающим уважения.

- Я хочу, чтобы в нашем саду было комфортно и детям, и родителям, и сотрудникам – говорит Лилия Александровна. - Сотрудники мою позицию знают - доброта и терпение.

Этой педагогической тактики Лилия Шведова придерживается более 30 лет. Когда-то выпускницу Тобольского педучилища приставили к опытному педагогу, но методы, которые использовала наставница, начинающей воспитательнице сразу пришлись не по душе. Прививать знания, умения, навыки можно ведь и не лишая ребенка чувства собственного достоинства, – решила тогда Лилия Александровна и выбрала для себя другой, менее востребованный массовой педагогикой путь, – мира и долготерпения. С тех пор на этом пути она обрела целый коллектив единомышленников. Не самый легкий, который быстрых результатов не приносит, но единственно верный способ сделать мир лучше.

- Работникам детского сада порой приходится терпеть от родителей грубость. Но даже на такие выпады мы отвечаем вежливостью и доброжелательностью. Результат рано или поздно наступает. Как-то одна мама, сидя в моем кабинете, в течение 40 минут отпускала в адрес работников детского сада, мягко говоря, некорректные высказывания. В ответ получала вежливые объяснения. Когда негативный запал иссяк, женщина все-таки услышала меня и поняла, что неправа. С тех пор у нас очень теплые и конструктивные отношения. Люди, которым позиция терпимости и уважения чужда, в нашем заведении не задерживаются. Сейчас у нас сложился очень хороший сплоченный коллектив, где мы понимаем друг друга с полуслова.

Здесь и правда во всем чувствуется трепетное отношение к детству: и в элегантном оформлении детского сада, и в разговоре между сотрудниками, и, конечно, в отношении к успехам воспитанников.

- Современный детский сад, - продолжает Лилия Александровна, - в свете новых подходов к дошкольному образовательному процессу, дает ребенку возможность проживания полноценного детства и готовит его к завершению дошкольного образования в соответствии с социально - нормативными возрастными характеристиками, которые выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования. Но многие родители стремятся устроить ребенка еще на какие-нибудь дополнительные занятия или кружки. Дети не успевают наиграться, получая слишком большую нагрузку, они теряют желание учиться, еще не придя в школу. Не надо спешить натаскивать ребенка на школьную программу. По каждому ребенку, которого забирают на дополнительные занятия, мы проводим беседу с родителями. Объясняем, что ребенку достаточно того, что он получает в саду, многие с нами соглашаются.

Что касается секретов воспитания, то здесь главным Лилия Александровна считает правило личного примера:

- Ребенку не нужны нотации и нарекания, нужен личный пример, доброжелательная среда. Сегодня наше общество нуждается в возрождении культуры и нравственности. Многое забыли, многое потеряли. И все-таки, как бы за эти годы не менялись родители, во все времена они стремятся дать детям лучшее, в этом мы готовы их поддержать.

С этим не поспоришь: в детском саду №165 г. Тюмени дети и родители на самом деле чувствуют поддержку и ненавязчивую помощь во всем. Не в этом ли нуждается каждая семья, воспитывающая ребенка. Получить не замечание, а совет, не ярлык, а понимание проблемы. Не знаю, является ли данный детский сад лучшим среди дошкольных учреждений по показателям, но для тех, кто ценит доброе отношение к себе и детям, кто ищет ответы на вечные вопросы, – это лучший пример воспитательной работы.

И очень важно, чтобы коллектив, сдерживающий порой неоправданные нападки родителей, не оставил своей«тактики» добра и долготерпения, не свернул с выбранного пути, оставаясь детским садом, который послан в помощь, а не в нарекание.

Елена Поддубная