8-800-100-44-55

Детской душе – особое внимание

27.06.2017

«Ибо воистину — мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской же можно его и погубить»

Иван Ильин

Возраст до 5-6 лет является базовым и определяющим в формировании будущей личности человека. Этот возрастной период признан специалистами сенситивным для духовно-нравственного воспитания ребенка, душа которого особо восприимчива, чутка, открыта, доверчива и подражательна. Не зря возраст до 5-6 лет Иван Ильин определяет как нежнейшую эпоху жизни ребенка. «В этот период жизни, - пишет философ, - впечатлениям открыта последняя глубина души; она вся всему доступна и не защищена никакой защитной броней; все может стать или уже становится ее судьбой, все может повредить ребенку или, как говорит народ, испортить ребенка… . И обратно, все то светлое, духовное и любовное, что детская душа получает в эту первую эпоху, приносит потом, в течение всей жизни, обильный плод».

Иммунитет ко злу, ко всему негативному закладывается в раннем детстве. От окружения этого маленького ангелоподобного существа, от того, что попадает в поле зрения его внимания, какие слышит он звуки, какую речь и музыку, во многом зависит в каком направлении будут развиваться его духовные , нравственные, эстетические качества, каким будет его психическое здоровье. Период младшего дошкольного возраста иногда называют периодом накопления добра, наиболее оптимального периода для построения фундамента личности человека.

Наша отечественная педагогика в лице К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, или того же И.А. Ильина, который немало внимания в своих трудах уделял вопросам воспитания и образования, оставила нам богатейший материал о том, как оградить детей от дурного влияния, как вырастить доброго, отзывчивого, совестливого человека, патриота своей страны. Их рекомендации бесценны и актуальны на все времена, поэтому нам, педагогам, психологам, родителям, нужно использовать эти знания в своей практической деятельности и непременно распространять их и пропагандировать.

Но… позволю себе сказать: сегодня среди педагогического сообщества что-то незаметно большого стремления изучать корифеев отечественной педагогической мысли. Ко всему прочему, и это, может быть, самое главное: мы живем в эпоху информационного взрыва и информационной войны. Семья перестала быть замкнутым пространством, защищающим и оберегающим своих детей от дурного влияния, от негативного воздействия информационной среды. Семья сегодня «открыта», я бы даже сказала, беспомощна перед угрозами и агрессий неконтролируемых информационных потоков как никогда в истории человечества. Глобальное построение электронного, цифрового, виртуального царства ставит практически любого ребенка в зону риска. Негативная информация, опасная для психики юного поколения, льется непрерывным потоком почти в каждый дом. В первую очередь через телевидение и интернет, адепты которых почти в совершенстве овладели технологиями манипулятивного воздействия на свою целевую аудиторию, в том числе и детскую. Большинство людей сегодня вряд ли способно отказаться от просмотра приятных для времяпрепровождения передач или фильмов, от просмотра любимых сайтов. Какие слова, музыку, ритмы, интонацию слышат в это время их дети, даже если они еще несмышленыши? Разумеется, они слышат и видят не то, что способствует накоплению добра в душе.

Привожу наблюдение практикующего психолога, который регулярно проводит беседы с молодыми родителями:

«Сегодня дети все чаще бывают оторваны от живого, теплого общения с мамой и папой, от доверительных разговоров, «обнимашек», совместного времяпровождения. Общение с ребенком заменяют телефонные разговоры, смски, смартфоны, компьютеры. Родители сидят в социальных сетях сами по себе. И дети тоже «вконтактах» сами по себе. Вроде все дома находятся, но очень далеко друг от друга».

Да, дошкольник еще не дорос до соцсетей – до поры до времени. Но он все равно все видит, все слышит, запоминает. Дети наблюдательны и подражательны.

Сегодня мы оказались в некотором роде в информационной ловушке, из которой трудно выбраться одними своими силами, тем более если человек не осознает опасности того, с чем имеет дело. Особенно это касается молодых родителей, которые уже сами выросли в реалиях электронного мира, естественного и привычного для них, где они себя чувствуют почти как рыба в воде.

_4kbSBJT9s0.jpg

Тем не менее возможности противоядия все-таки есть: они имеются в арсенале тех граждан, которые обладают здравомыслием, соответствующими знаниями и способностью чутко улавливать угрозу со стороны любого информационного продукта, даже если он имеет красивую и привлекательную упаковку, наподобие вокального телевизионного шоу «Голос. Дети».

Впрочем, речь идет не только о возможностях, но и о реальных действиях людей. Например, создание всероссийских родительских общественных движений (РВС, АРКС) и общественных организаций, типа областных или городских родительских комитетов. В рамках этих структур должны работать (уже работают в ряде регионов) экспертные комиссии, медиаэксперты, отслеживающие любые информационные продукты, которые предназначены для детей (игрушки, мультфильмы, книжки и т.д.). Огромный опыт такой работы имеется в Амурской области, где экспертными комиссиями предпринимаются конкретные меры для противодействия негативной информации, способной нанести вред психическому здоровью и развитию детей и подростков.

Тюменский областной родительский комитет также активно трудиться в данном направлении. Например, родители-активисты только за один год отправили десятки заявлений в надзорные службы с требованием проверить или запретить рекламные плакаты и «детскую» литературу, способную навредить нравственному, психическому и физическому здоровью ребенка. На счету Тюменского родительского комитета немало и других инициатив, направленных на создание чистой информационно среды для детей и подростков.

Далее, необходима активная просветительская работа среди молодежи, популяризирующая традиционные семейные ценности. Такую деятельность осуществляет Тюменский ЦЗМ «Покров», специалисты которого читают лекции по семейной тематике старшеклассникам и студентам учебных заведений. Как показывает практика, молодому поколению очень интересна тема семейных отношений. Подобной информации не дают в современных учебных заведениях страны, несмотря на ее востребованность и актуальность для каждого молодого человека, вступающего во взрослую жизнь.

Но более всего надо обратить внимание на малышей, которые очень податливы авторитету взрослых. С этого я начала свою статью. Пока ребенок маленький, родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы заложить в нем фундамент для выработки иммунитета к информационным потокам негативного содержания, с которыми он неизбежно столкнется в жизни.

Такие возможности в нашем государстве есть. Уже более 20 лет дошкольные учреждения России работают в условиях свободного выбора образовательной программы. Благодаря вариативности образования разработано немало интересных обучающих и развивающих программ, которые активно распространяются по всей территории страны. Среди них особое место занимает воспитательная программа «Социокультурные истоки», вызывающая большую симпатию и одобрение в среде педагогического и родительского сообществ.

Основная цель программы – приобщение детей с 2, 5 лет и более, их родителей, педагогов к не­преходящим духовно-нравственным и социокультурным ценнос­тям нашего Отечества и формирование на их базе стержневой основы личности. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Социокультурные истоки» не имеет аналогов в современном образовании. Подробнее о методике программы можно прочитать здесь. Сегодня программа «Истоки» реализуется более чем в 59 регионах Российской Федерации – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Везде она работает по-разному. Где-то очень активно и массово, как, например, в Сургуте, где большинство школ и более сорока дошкольных учреждений вовлечены в работу по «Истокам». В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре «Истоки» также реализуются в Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Югорске, Белоярском районе и других областях страны.

Но не все так благополучно. У этой программы есть немало противников. Разумеется, это представители либеральных кругов, которые всеми силами стараются дискредитировать данный метод образования и воспитания маленьких детей. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать технологии по противодействию вредоносного влияния информационной среды на детей, а также добиваться изменения в законодательстве, которое бы ввело более жесткие ограничения в использовании информационного продукта, поступающего на детский рынок. Сегодня реалии таковы, что от родителей и педагогов требуется гораздо больше сил, заботы, внимания к своим детям, чем в прежние времена.

В заключение еще раз обращаюсь к Ивану Ильину. Находясь в эмиграции, он писал свои произведения для будущих поколений, для нас: «Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь».

Если бы у нас действительно был верно решен вопрос национального воспитания, то бороться с информационными угрозами современного мира, было бы гораздо успешнее и проще.

Татьяна Николаева