8-800-100-30-70

Добрый дом во Вселенной…

25.04.2014

Собираясь на встречу с супругами Филатовыми, которые после непродолжительных раздумий согласились поделиться своей главной семейной тайной – усыновлением ребенка, я постаралась продумать ход разговора до мелочей. Не один раз приходилось слышать, с какими проблемами сталкиваются родители в процессе создания новой семьи, семьи для приемного ребенка. Но с первых минут разговора стало понятно, что все мои вопросы если не бестактны, то точно неуместны.

– А какая разница, свой или приемный? – ответил на мой вопрос глава семейства, – потом добавил, рассмеявшись, – для мужчины это имеет значение опосредованное. Может, для женщин это и важно, а мужчина не рожает, у него нет такой физиологической привязанности. Я воспитываю третьего по счету. Поверьте, разницы нет.

Узнавая семейную историю Филатовых, все больше убеждалась: эта пара была изначально создана для того, чтобы в ней появился ребенок из детского дома. Миловидная, хрупкая женщина вспоминает, что когда Александр сделал предложение, то она без стеснения выдвинула требование: только в том случае, если ты согласен усыновить ребенка.

– Это то, ради чего мы встретились, настоящая семья должна иметь детей, – говорит Марина.

Взаимное чувство скрепили договоренностью жить друг для друга и для маленького человечка. Начав семейную жизнь с твердым намерением, Александр и Марина вскоре сумели осуществить задуманное. Впервые увидав своего будущего малыша, они сразу поняли – это он.

– Кажется, все происходило специально для того, чтобы мы встретились, – вспоминает счастливый отец. – Только семимесячный Ваня поступил в детский дом, а тут мы подоспели. Не только мы его выбрали, но и он нас. Он дал нам понять, что с нами ему хорошо, не плакал, не капризничал. Когда брали на руки, улыбался.

Не отпугнуло супругов и то, что ребенок имел признаки аутизма: он мало реагировал на происходящее.

– Вы предполагаете, что Ваня переживал разлуку с близкими?

– Мы не предполагаем, мы точно знаем, что он страдал, – в два голоса говорят родители. – А вы вспомните себя в детстве. Чувствовать отношение к себе младенец начинает еще в утробе матери. Вы Владислава Крапивина читали? – говорит Александр, и за его спиной, в подтверждение сказанному, вижу полное собрание сочинений любимого писателя. Действительно, наш легендарный земляк один из немногих, кто сумел так честно и пронзительно передать гамму детских чувств и переживаний. В детстве мы все понимали и чувствовали этот мир намного острее. Почему же в жизни так мало пользуемся этими инструментами души для понимания окружающего мира? Кто любит Крапивина, тот не может быть черствым – наверное, так. Точно так.

Увидев беззащитного ребенка с печальными глазами, Александр и Марина почувствовали в себе силы сделать его счастливым. На свидания с Ваней будущие родители бегали практически каждый день. На сбор документов, прохождение медкомиссий, обучение у психолога ушло полгода. Некоторые справки приходилось ждать по месяцу, а потом обнаруживалась какая-нибудь ошибка в документе – и снова ждали. Неужели за это время у них ни разу не возникало страхов? Чего опасались решившиеся на усыновление взрослые люди, пожившие в нашем социуме и знающие массу жизненных примеров?

– Я понял, о чем вы хотите спросить, – предвосхищает неудобный вопрос Александр. – Конечно, послушав страшные истории про то, как приемный ребенок убил родителей, можно и задуматься, но убивают и родные. Когда говорят про гены, я все время думаю: а кто может дать гарантию, что у него самого хорошие гены? Одни и те же гены могут дать художника и бандита. Это зависит не от того, какие гены, а от того, как ты воспитал человека. Вот наш Ванька такой маленький, а тоже воспитывает нас. О том, что он усыновленный, мы просто не распространяемся, даже соседи по подъезду не знают. Хотим сохранить это обстоятельство в тайне и для него. Мне и самому в переходном возрасте приходило в голову, не усыновили ли меня родители. Потому что к родному, думал я, так не могут относиться, – смеется отец троих детей.

– Мы любим его за то, что он в нас нуждается. Когда мы только собирались забрать Ваньку из детдома, не все родственники поддерживали нас в этом решении, а сейчас заявляют, что он на них похож. Его очень любят все, заботятся.

– Можно, конечно, посвятить себя какому-нибудь, любимому делу, бизнесу, например, – рассуждает Марина, – но когда ты уйдешь, твое дело, скорее всего, уйдет вместе с тобой, а дети останутся. Значит, дети – это то, что можно оставить после себя, – делает вывод мама. – Мы написали своему сыну письмо в 2025 год. Там есть такие слова:

«Тебе сейчас 14 лет. Мы видим тебя человеком, у которого есть свое увлечение. Ты занимаешься спортом, у тебя много друзей, ты один из лучших учеников школы». Написали, а потом поняли: да это письмо самим себе. Это то, к чему мы будем подталкивать, в чем поддерживать своего сына.

Будучи людьми увлеченными, Александр и Марина активно участвуют в благотворительной и творческой жизни города. С собой они берут и Ваню, если уверены, что это будет полезно для ребенка. Пока мальчишка ходит на развивающие занятия, которые выбрали ему родители, но когда подрастет, конечно, выберет что-то свое.

– Хотя уже сейчас мы видим, какой восторг он испытывает, когда смотрит театральные представления, слушает музыку. Последний раз в кукольном театре Ваня сказал: «Здорово!» А когда все кричали «Браво», он так и рвался на сцену, видно, хотелось пообщаться с куклами поближе.

В свои два с половиной года Ваня с нетерпением ждет, когда пойдет в детский сад.

– Мы морально его готовим, показываем площадки ближайшего детского сада, – продолжает Марина. Теперь, когда его спрашивают, сколько тебе лет, Ваня показывает два пальца и говорит: «Два, сад». Это значит, мне два года и скоро я пойду в детский сад... А вот и Ванечка проснулся! Нам пора собираться, сегодня идем на занятие в библиотеку.

Из комнаты выглянул симпатичный малыш с мультяшной внешностью, умным и по-детски озорным взглядом. Забравшись к маме на руки, он с любопытством огляделся и тут же включился в привычный процесс. Вокруг засуетились родители, забренчали горшки, кастрюли и жизнь потекла своим чередом. Нарушать заведенный порядок не имею права, а потому спешу удалиться. Пробираясь к дверям, успеваю задать Марине еще один вопрос:

– С появлением Вани отношения с мужем изменились?

– Я своего Сашу еще больше любить стала. Видя, как он заботится о ребенке, таким уважением к нему прониклась, такой нежностью! Теперь у нас настоящая семья.

Дом Филатовых я покидала со странным, волнующим чувством освобождения от тягостных убеждений, накопленных или заимствованных у кого-то на протяжении жизни. Вместо расхожих установок появилось ощущение открытия, радость обретения утраченного. Того, что хочется унести с собой за пазухой, чтобы дома разглядеть, прочувствовать, обдумать. Как будто только что я встретилась с надеждами нашего детства, которые в этой семье каким-то чудом сохранились.Вспомнились строки Владислава Крапивина:

"— Бытовала легенда о Командоре. О человеке, который ходит по свету и собирает неприкаянных детей. И не просто детей, а таких, как Галька, со странностями.— Койво? — Да... Именно им чаще других неуютно и одиноко в нашей жизни. Потому что они опередили время... Так говорил Командор. Говорил, что они — дети другой эпохи, когда все станет по-иному. Тогда, в будущем, каждый сможет летать, причем стремительно — на миллионы километров за миг. Люди смогут разговаривать друг с другом на любом расстоянии и, значит, всегда быть вместе. Не будет одиноких. Никто не сможет лишить другого свободы, потому что человек станет легко разрывать все оковы — и природные, и сделанные руками... И у каждого будет добрый дом во Вселенной, куда можно возвратиться с дороги... Это не мечта, а просто будущее. Ведь все на свете меняется, развивается, появляются и у людей новые способности... Только способность к одиночеству не появится никогда, потому что одиночество и вражда противны человеческой сути... Но до тех времен еще далеко, а мальчики и девочки со странными свойствами своей природы и души нет-нет да и появляются среди людей. Как первые ростки. Их надо сохранить... "

(В. Крапивин "Выстрел с монитора"- Цикл "В Глубине Великого Кристалла").

Елена Поддубная