8-800-100-44-55

Галина Логачева-Беззубова: «Душа раскрывается, когда она поет…»

26.10.2017

Голос в России – это основной музыкальный инструмент. Поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем, каждому.

В.С. Попов, хормейстер,
народный артист СССР, профессор

Преемственность – великое дело

В одном из стихотворений известного духовного поэта иеромонаха Романа (Матюшина) есть такие слова: «Русь еще жива, Русь еще поет». О чем эти строки? Почему "еще поет"? Действительно, когда-то в России много пели, ее так и называли «Русь поющая». Пение было частью образа жизни русского человека, пел весь народ. Сохранилось немало исторических свидетельств этого удивительного факта. Вот что писал путешественник эпохи Екатерины II Уильям Кокс: «Проезжая по России, я был удивлен музыкальностью местных жителей и их любовью к пению... Ямщики пели от начала до конца перегона, солдаты пели на марше, жители сёл и деревень - за любой, даже самой трудной работой; из церквей доносились стройные гимны, и среди вечерней тишины я часто слышал, как в воздухе разносились звуки мелодий из окружавших деревень».

В книге Сюзанны Масси «Земля Жар-птицы» мы читаем: «Путешественники единодушно рассказывали не только о том, как много, но и как замечательно пели русские. Страна, казалось, была наполнена мелодиями. В России пели, когда ехали на лошадях, гребли на лодках, продавали товары на улицах, работали в поле или просто отдыхали».

Что же сегодня? Народ в своей массе перестал петь. Процесс этот шел, конечно, постепенно. Масштаб трагических событий двадцатого века был настолько огромен, что после пережитых потрясений, которые коснулись почти каждой семьи в стране, трудно было сохранить эту удивительную певческую традицию. Репрессии и миллионные потери населения в войнах мощным катком прошлись по поющей Руси.

Признаться, за двадцать лет проживания в своей квартире (звукопроницаемость в наших многоэтажных домах известна всем) я ни разу не слышала живого певческого голоса. Чаще звучат семейные скандалы, крики или смех, работающий телевизор, кто-то в интернете сидит и слушает музыку или запись телепередачи – еще одно средство общения и культурного времяпрепровождения современного человека. «Русь поющая» уже давно нашла себе пристанище в домах творчества, музыкальных образовательных учреждения, театрах, дворцах культуры, концертных залах. Вокальные ансамбли, хоровые коллективы стали узко профессиональными группами. Но и за это, за то, что они все-таки есть, как говорится, слава Богу! Русь еще жива…

Замечательно, что в нашем обществе есть люди, готовые передать свои знания и опыт, создавать вокальные коллективы, учить обращаться со своим голосом, приобщать к музыкальной культуре, воспитывать, в конце концов. Ведь в вокальной сфере тоже свои законы и правила, своя система и методики. Певческому искусству надо учиться!

В этом плане Тюмени очень повезло. Знакомство с Галиной Леонидовной Логачевой-Беззубовой для каждого желающего петь можно считать большой удачей. Галину Леонидовну и ее знаменитый детский ансамбль «Музыкальный трамплин» многие знают, во всяком случае, те тюменцы, кто интересуется музыкальной жизнью города. Логачева-Беззубова – заведующая отделением вокального и хорового искусства Дворца творчества и спорта «Пионер», педагог по эстрадному и академическому вокалу, логопед, лауреат педагогических конкурсов «Искусство – детям» и «Сердце отдаю детям», награждена почетными грамотами, в том числе Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций и профсоюзов Российской Федерации, обладатель почетного звания «Ветеран труда».

tPXqoBiqEs8 (1).jpg

Регалий и заслуг у Галины Леонидовны предостаточно. Главное все-таки в другом. Она – педагог по призванию, человек, вкладывающий душу в свою профессию без остатка, мастер своего дела, умеющая учить вокальному искусству, раскрывать таланты, щедро делиться знаниями. Знакомясь с ее биографией, не очень удивляешься, почему именно так сложилась жизнь и профессиональная карьера этого удивительного человека.

Ее отец Леонид Федорович Беззубов основатель и руководитель первого в Тюмени и области оркестра русских народных инструментов. Сегодня этот творческий коллектив успешно выступает на концертных площадках Тюменской области и других регионов страны. Оркестр носит имя Л.Ф. Беззубова. Мама Лилия Игнатьевна пианистка, работала концертмейстером и преподавателем по классу фортепиано в училище искусств.

– Судьба моя в какой-то степени была предопределена свыше, – говорит Галина Леонидовна. – Я росла в музыкальной среде, музыка постоянно звучала и у нас дома, и у родителей на работе. Все мои первые детские рисунки – это дирижирующий папа на сцене и мама за роялем. Большая часть моего детства и юности связана с репетициями, концертами и гастролями. К тому же дома у нас проходили жаркие споры о том, как исполнять то или иное произведение. Всегда было много друзей – музыкантов, певцов, среди них – Людмила Лядова, Юрий Гуляев.

Потом все пошло по известной схеме – учеба в музыкальной школе, затем – в училище искусств, где Галя Беззубова попала в класс педагога Шапиро Евсея Натановича, сыгравшего большую роль в ее профессиональном становлении. Если бы не знакомство с этим замечательным музыкантом, которого Галина Леонидовна называет Учителем с большой буквы, то, скорее всего, она стала бы пианисткой.

Другого своего учителя Василия Васильевича Яременко – преподавателя института культуры города Челябинска она тоже вспоминает с особой благодарностью и теплотой, называет его человеком потрясающей души.

Все-таки преемственность – великое дело: сначала родители, потом достойные учителя передают тебе мастерство. Суметь сохранить полученные знания, затем передать их следующему поколению, при этом совершенствовать методику, навыки работы – такие специалисты, на мой взгляд, особенны, ценны, их надо беречь, как зеницу ока.

После окончания вуза Г.Л. Беззубова вернулась в Тюмень, преподавала в училище искусств на дирижерско-хоровом отделении по классу "хоровое дирижирование", во Дворце культуры «Строитель» работала с певцами любительского хора.

Обучать музыке надо всех

Вам больше нравится учить петь или дирижирование?

Я была увлечена дирижированием. При этом очень нравится педагогика. В этой области много неожиданного, интересного. Но после окончания училища, благодаря педагогам института и работе в Челябинском оперном театре, увлеклась вокалом настолько, что постепенно интерес к вокальной сфере стал преобладать. Я преподаватель именно по постановке голоса, не только певческого, но и речевого. У меня своя методика, которая была отработана за многие годы работы и сейчас приобрела определенные свойства. В педагогической работе на меня сильно повлияла Елена Васильевна Образцова. Ее творческая школа до сих пор существует, и педагоги там могут обучаться. В свое время у меня была возможность личного общения с ней, благодаря чему произошли изменения в моей системе обучения вокалу.

В основном я занимаюсь с детьми. Вокальный ансамбль «Музыкальный ТРаМПЛиН» был создан в 1997 году.

– По какому принципу Вы отбираете детей?

– Принципа никакого нет. Определяющим является горячее желание ребенка заниматься пением в первую очередь и желание родителей, пока ребенок маленький. Прослушивание в коллективе мы проводим в течение всего учебного года. Возраст наших воспитанников от 3-х до 18 лет.

Сначала мы существовали на базе музыкальной школы. Изначально это был детский хор «Серебристый ручеек». Позже мы стали заниматься не только классическим жанром, но и эстрадой, в хорошем понимании этого слова. Эстрадные песни необходимо было петь уже несколько на другом уровне, работать с микрофонами, знакомить детей со звукотехникой, ведь мир музыки сейчас таков, что без этого уже никак не обойтись.

Вообще слово ТРаМПЛиН это аббревиатура. Если написать его вертикально и по буквам расшифровать, то получится:"Театр Радости Музыки Песни Любви и Надежды". Поэтому мы вводим моменты театрализации в каждую песню, над каждым словом, эмоциями, движениями работаем очень скрупулезно. Программа разработана годами и дает возможность развивать артиста-вокалиста в двух направленияхклассический и эстрадный вокал.

TN3sGzV1gIg.jpg

– А сами Вы что больше любите?

Конечно, классический вокал. Я воспитана на классике, дома у нас постоянно звучала классическая музыка, я всегда жила в этих звуках. Когда меня спрашивают, что ты любишь, говорю, что люблю все. Потому что с детства знала и Рахманинова, и Скрябина, и Чайковского. Классика это другой мир, другие мысли, другая вселенная, более богатая и глубокая по своим смыслам, чувствам, музыкальной палитре, ощущениям, глубине восприятия.

Вообще считаю, что обучать музыке желательно всех. Потому что музыка это такой же язык знаков, как математика, физика, химия. Такая же логика, как в той же геометрии, такое же планетарное понимание, как, скажем, в философии, литературе, истории. Музыкой нужно и должно заниматься любому ребенку, даже если он увлечен математикой, физикой, информатикой. Какую в будущем специальность себе он выберет – это его личное дело, но обучение игре на музыкальном инструменте или обучение вокалу будет идти ему только на пользу и помогать в его учебе, а потом – в работе. Музыка воспитывает душу, облагораживает ее, приобщает к духовности, развивает эстетическое чувство. Поэтому, я считаю, развивать в музыкальном плане надо всех детей.

– Наверное, немало зависит и от вкуса человека, кому-то нравится больше, например, народная музыка, а кому-то джаз.

Музыкальных направлений много. Нельзя сказать, что надо заниматься исключительно классикой. Многие музыканты в своем творчестве используют разные жанры. Взять хотя бы Дениса Мацуева. Он классический пианист, но при этом прекрасно играет джаз.

Вообще музыку я слушаю не как обычный меломан. Я получаю истинное наслаждение от того, что могу проследить звуковедение, передачу мелодической линии от одного инструмента к другому, тембры инструментов, гармонию и так далее. Поэтому очень люблю слушать симфонические оркестры и, конечно, вокальную музыку. Но опять же вокал слушаю с позиции профессионала. По привычке начинаю разбор – а как это дышится, а как это говорится, какова чистота интонации. Что же касается стиля пусть каждый выбирает то, что ему больше нравится. У нас есть дети, которые хотят петь только классику, им неинтересна эстрада, и мы их поддерживаем в этом желании.

58CB4CFB-F9DF-4B3D-A0BD-E0BBF4FD53F0.JPG

О логопедии и талантах

Галина Леонидовна, считается, что пение очень полезно для здоровья. Каково Ваше мнение, так ли это?

– Это, безусловно, так. Пение показано всем имеющим проблемы с дыхательно-легочной системой, тем, у кого астма, хронический бронхит. Пение полезно детям, которые имеют логопедические диагнозы или проблемы психологического характера, например, общения.

Занятия пением в таких случаях прекрасно работает, что я вижу из своего профессионального опыта. По второму высшему образованию я логопед, начала этим заниматься в силу жизненной необходимости, так как увидела, что ко мне каждый год идут дети, которые все хуже и хуже говорят. Приходят дети и с поведенческими проблемами. Бывало и так, что отправляешь ребенка к логопеду, а он к тебе не возвращается. Пришлось заниматься логопедией всерьез и самостоятельно, исправлять речь. Результат ощутим: наш детский коллектив поет чисто, ясно и понятно, поет на любой площадке города, будь то храм или филармонический концерт. Коллектив выступает на правительственных мероприятиях, международных конкурсах. Все отмечают, что у наших певцов хорошая дикция.

Насколько талантливы тюменские дети?

– В Тюмени есть очень талантливые дети и их много. Мы занимаемся с детьми в рамках федеральной программы «Одаренные дети». Среди них есть лауреаты международных конкурсов. Я считаю: наша Тюмень поющая! Мой ученик Михаил Шепеленко окончил консерваторию, затем прошел стажировку в Италии, потом учился в Королевской академии музыки в Англии. Сейчас он солист в оркестре русских народных инструментов имени Леонида Беззубова, прекрасный тенор.

Другой мой ученик Алексей Романов поет в эстрадном жанре, хотя в начале его творческого пути мы с ним пели классические произведения. Он очень организованный молодой человек в плане музыкальности и общей культуры, имеет три высших образования, участвовал в проекте «Голос».

g0NXSxPON98.jpg

Ученица Елизавета Брагина, сейчас ей 13 лет, в прошлом году заняла 1 место на международном конкурсе в Вене. Тогда представители 28 стран боролись за призовые места. Выпускники ансамбля продолжают обучение в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, а также консерваториях Италии.

29eTEG3X5OY.jpg

Конечно, мне одной было бы очень трудно вырастить такой большой состав артистов. Уже несколько лет мне помогает Татьяна Шурлыгина – молодой композитор, хормейстер, моя помощница во всех делах.

Как часто вы выступаете?

Каждую неделю что-то происходит. Недавно мы спели три концерта в католическом храме. Нас пригласила на свой проект Мария Блажевич, лауреат международных конкурсов органистов. Мы с ней сотрудничаем уже пять лет, поем в органном зале филармонии, в детских абонементах, поем классику. Но в то же самое время нас приглашают на многие значимые события в городе. Недавно наши артисты выступили на открытии детского технопарка «Кванториум».

LXg1tLMofJk.jpg

Как часто меняется ваш репертуар?

Есть репертуарная основа. Стараемся знакомить детей и с Моцартом, Бахом, Гайдном, Чайковским и Мусоргским. Новый репертуар мы тоже осваиваем. Поем блоками. Военно-патриотический блок, русский народный блок, классический, эстрадный. Несмотря на возрастную разницу детей, наш ансамбль «Музыкальный ТРаМПЛиН» – единый сплоченный коллектив. Наш дом это Дворец творчества и спорта «Пионер» с большой сценой, роялем и главное с замечательным творческим коллективом.

Хоровое пение – основа безопасности страны

Как Вы считаете, можно говорить о возрождении хоровой культуры в России?

Необходимость возрождения хорового искусства в России неоднократно отмечали многие деятели культуры и искусства. Старт в этом направлении дали в 2013 году, когда прошел учредительный съезд Всероссийского хорового общества. Его возглавил художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Что значит возрождение хоровой культуры? Значит вернуться к своим корням и вспомнить о национальной идентичности, приобщить к хоровому пению широкие слои населения страны. Сводный Детский хор России уже существует. Этот масштабный проект оказался возможным благодаря личной поддержке Президента. Идея создания сводного хорового коллектива с участием детей со всех концов нашей страны была поддержана федеральными и региональными органами власти, руководителями ведущих хоровых коллективов. Отбор в большой детский хор проходит на конкурсной основе. Тюменские поющие дети тоже прошли отборочный тур и сейчас ежегодно участвуют в концертах. С 2014 года воспитанники вокального ансамбля "Музыкальный ТРаМПЛиН" – участники сводного хора Тюмени.

– Есть интересное высказывание председателя комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павла Пожигайло: "Я считаю, что хоровое пение в стране – это основа ее безопасности, и если бы я сейчас разрабатывал доктрину национальной безопасности России, то одним из первых пунктов было бы возрождение хорового пения во всех средах – в армии, системе МВД, в школах, на заводах".

– Безусловно, это так. Хоровая музыка обладает большой созидательной и объединяющей силой, и, что очень важно, воспитывает патриотические чувства, любовь к Родине. Именно песня воодушевляла на фронте людей. «Вставай, страна огромная!» пела вся страна, песня поднимала боевой дух, давала веру в победу, вселяла в наших солдат силу, мужество. Когда поет вся страна, то она непобедима. Я считаю, что хоровое искусство надо возрождать, нужно всячески помогать хоровым коллективам, но при этом внимательно смотреть, какой репертуар исполнять. Он должен быть качественным. К сожалению, бывает и так, что не все руководители относятся к этому с должным вниманием.

1299B8CB-3B0F-44CB-ABBE-0A425622970A.JPG

Качественный репертуар это какой?

Считаю что репертуар должен знакомить детей с классикой всех направлений. Необязательно петь только Чайковского или Глинку и Свиридова, которых я очень люблю. Дети должны понимать, что есть прекрасная зарубежная музыка, что наряду с Рахманиновым, Римским-Корсаковым есть Моцарт, Бах, музыка барокко, народная музыка. Есть замечательные песни советских и современных российских композиторов. Мы поем о семье, детстве, мире, дружбе, о Родине, доброте, о маме, папе. Очень тщательно отбираем репертуар.

Речь не идет о том, что все дети станут вокалистами. Мы говорим о воспитании культуры как таковой. Надо добиваться того, чтобы ребенок пошел не на рок-группу, а в филармонию, на концерт известного пианиста или вокалиста, на симфонический или хоровой концерт. Сейчас в нашей филармонии набирает силы замечательная хоровая капелла, у которой богатый репертуар. Детям нужно слушать то, что работает на воспитание души, а желание некоторых родителей переложить воспитание детей на телевизионные каналы даст только негативные результаты.

Любой родитель должен осознанно, с пониманием подходить к воспитанию общей культуры своего ребенка. Конечно, нажать кнопку телевизора или компьютера гораздо проще, чем пойти в концертный зал. Я считаю, что родители все-таки должны водить своих детей в концертные залы. Когда слушаешь произведение в записи, слышишь мертвый звук. В техническом звучании нет должного воздействия музыки, нет тех тонких флюидов, от которых рождаются чувства и неповторимые ощущения, невозможно получение катарсиса, сопереживания высшей гармонии. В зале совсем другой, живой звук. Работает физика, акустика зала. В концертном зале музыка оказывает реальное воздействие на человека. Благотворное.

Заниматься пением значит жить любовью в душе. В советские времена звучала такая замечательная фраза из произведения Островского: «Самое дорогое у человека – это жизнь… прожить жизнь надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Наверное, это самое важное. Надо понимать ценность жизни. Каждая прожитая минута – большое счастье, и ее нужно наполнять любовью, светом, творчеством. Надо стремится передавать другим то хорошее, что есть, наверное, в каждом из нас.

И при этом всегда помнить, что ты – передаточное звено для нового поколения. Я всегда говорю своим вокалистам: если тебе Бог дал талант, то его надо обязательно отдать, потому что, если ты его не отдаешь, он отнимется у тебя свыше. Если дар не востребован, следовательно, он не нужен. Поэтому мы поем везде, где поется, где нам позволяют. Чтобы душа раскрывалась, она должна петь. И только так можно жить в этом сложном мире.

Татьяна Симонова

Справка

Вокальный ансамбль «Музыкальный ТРаМПЛиН» разделен на возрастные группы:

• «Карапузы» – 3-4 года;

• «Шалунишки» – 5-6 лет;

• «Звездный день» - 6 лет;

• «Радуга» - 7-8 лет

• «Апрель» – 8-9 лет;

• «Радость» – 10-11 лет

• "Подснежник"- 12-14 лет;

• «Вместе» 14-18 лет;

• «Vivat TRaMPLiN», ансамбль мальчиков – 9-18 лет;

• классик-хор «Серебристый ручеек» – группы от 9 до 18 лет;

• классик-хор «Серебристый ручеек», подготовительная группа – группы 3-8 лет.