8-800-100-44-55

«ИЗ ЧИСТОГО ИСТОКА МЫ НАЧИНАЕМ ПУТЬ….»

26.06.2016

В современном образовательном процессе все большее значение придается дошкольному обучению. Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало уровнем  общего образования личности. Уже более 20 лет дошкольные учреждения России работают в условиях свободного выбора образовательной программы. Благодаря вариативности образования разработано немало интересных обучающих и развивающих программ, которые активно распространяются по всей территории нашей необъятной страны. Среди них особое место занимает воспитательная программа «Социокультурные истоки», вызывающая большую симпатию и  одобрение в среде педагогического и родительского сообществ.

Основная цель программы – приобщение детей, их родителей, педагогов к не­преходящим духовно-нравственным и социокультурным ценнос­тям нашего Отечества и формирование на их базе стержневой основы личности. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Социокультурные истоки» не имеет аналогов в современном образовании.

Авторы программы  -  профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки» И.А. Кузьмин и доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкин.

Совсем недавно с данной программой познакомились тюменские педагоги-дошкольники. По инициативе Тюменского родительского комитета (ТРК) и при поддержке Департамента образования г. Тюмени в июне, в течение трех дней, на базе детского сада №146 проходил учебный практико-ориентированный семинар «Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании».

Семинар проводила Абрамова Ольга Сергеевна  -  методист Истоковедения Издательского дома «Истоки» (г. Москва), автор-составитель книг для развития детей дошкольного возраста и методического пособия «Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» во ФГОС дошкольного образования», автор методической разработки «Мониторинг социокультурного развития ребенка-дошкольника», Почетный работник общего образования.

                                                            Период накопления добра

Ольга Сергеевна, прежде чем говорить об «Истоках»,  хотелось бы спросить Вас, почему так важен именно дошкольный период детства в жизни человека? Существует распространенное мнение о том, что для понимания характера и жизненных приоритетов личности порой достаточно посмотреть, как формировался человек в возрасте до 6-7 лет.

IMG_0011.JPG

– Здесь есть несколько очень серьезных, значимых позиций. Дошкольный возраст краеугольный, базовый в жизни человека. Несмотря на то, что многие из нас плохо помнят свое раннее детство, тем не менее, этот период является самым определяющим для формирования будущей личности, он влияет на всю оставшуюся жизнь.

Именно в этом дошкольном возрасте активно развиваются психические и психологические функции. Это время, когда ребенок формируется во всех ипостасях – в физической, эмоциональной, нравственной, духовной, интеллектуальной, социальной. Малыши учатся взаимодействовать с окружающими, формируются социальные навыки общения и другие практические навыки. Но, самое главное, и на это нацелена наша программа «Истоки», в период младшего и старшего дошкольного возраста в ребенке закладываются основные базовые нравственные и духовные ценности. Возраст дошкольного детства признан специалистами сенситивным для духовно-нравственного воспитания: для формирования нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика и поведения.

– О ребенке этого возраста очень интересно сказал Достоевский: "Дети пока дети, до семи лет, например, страшно отстоят от людей: совсем будто другое существо и с другою природой". Что такого особенного в ребенке дошкольного возраста?

– Именно в этот уникальный период душа ребенка чиста, открыта, целостна и очень доверчива. Такой чистоты и открытости души в жизни человека потом уже не будет никогда. Не зря говорят, дети - ангелы на земле. И я все время говорю педагогам: у нас замечательная профессия, мы работаем с ангелами, самым  чистым материалом на земле. И поэтому, что мы сумеем заложить в эти чистые ангельские души,  на том и будет базироваться вся оставшаяся жизнь человека, а значит, и общества в целом.

Ребенок доверяет и верит взрослым буквально на слово. Здесь его не приходится убеждать, что черное - это черное, а белое - это белое. Маленький ребенок любит окружающих его взрослых, доверяет им. Он верит тому, что ему говорят его мама и папа, бабушка и дедушка, воспитатель в детском саду. Ребенок мыслит не логическими категориями, а категориями любви, добра и веры. Он абсолютно открыт миру и легко впитывает ту систему ценностей, которая свойственна его ближайшему окружению. Поэтому в нашей программе мы уделяем  большое внимание таким нравственным категориям, как Добро, Любовь, Милосердие, Надежда, Мудрость, Родной очаг, Родные просторы, Труд земной и Труд души... Воспитание ребенка в «Истоках» мы начинаем с мира его ближайшего окружения, которым  является семья и группа детского сада.

Как я понимаю, обучение ребенка в «Истоках» осуществляется прежде всего через эмоционально-чувственную сферу?

681584dccbcef075f35c50be84a8b23a.jpg

Константин Дмитриевич Ушинский оставил нам замечательное напоминание о том, как мыслит дитя. Он говорил: «Дитя мыслит чувствами, формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно вредно насиловал бы детскую природу, если бы заставил ее мыслить иначе». В современном образовании дошкольников, делая часто акцент на раннее интеллектуальное развитие, а не на воспитание личностных качеств, мы как раз и заставляем ребенка «мыслить иначе», все более и более загружая левую часть мозга.

Авторы программы «Социокультурные истоки» среди приоритетов развития ребёнка выдвигают не раннее интеллектуальное, но эмоционально-чувственное развитие. Не зря в возрастной психологии дошкольное детство традиционно определяется как «золотое время эмоциональной жизни в человеке».

Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа.

Со временем, когда мы все  больше мы будем загружать левое полушарие знаниями, когда информации будет перехлест, когда эта информация будет перебивать важное и основное в жизни, тогда все сложнее будет достучаться до нашего маленького ребенка. Знания, которые мы ему сообщаем, а это знания в первую очередь о нравственности, должны проходить через его эмоционально-чувственную сферу и через  его практический опыт.

Ушинский говорил - а мы в «Истоках» во многом опираемся на его педагогическое наследие: «Образование   должно «дать пищу сердцу, уму и вере, чтобы не окорнать человека». Поэтому задача педагога не «окорнать» ребенка, а дать ему возможность развиваться гармонично и самым естественным образом, на своих эмоциях, чувствах, проживая первый позитивный социокультурный опыт предшествующих поколений. 

Если в этом возрасте мы успеваем сформировать основные базовые качества – доброту, любовь, милосердие, терпение, сострадание, уважение к старшим, то он с этим багажом будем жить всю оставшуюся жизнь.

Еще период младшего дошкольного возраста - с 2, 5 до 4, 5 - называется в психологии периодом накопления добра. В этот период ребенок активно усваивает понятия доброго слова, доброй книги, доброго мира.  Он начинает понимать, что добрым мир становится тогда, когда мы сами проявляем к нему свое доброе отношение. В пять лет ребенок уже начинает открывать внутренний мир других людей. К семи годам душа ребенка начинает переполняться другими чувствами и эмоциями, другими, уже школьными  интересами. Поэтому очень важно нам вместе с родителями успешно и усердно поработать в этот уникальный период накопления добра, успеть  заложить в ребенке все самое светлое, лучшее, доброе.

–  Неужели все то доброе и светлое, что дадут ребенку «Истоки» не смогут заменить другие ценности, с которыми ребенок неизбежно познакомится в той же школе?

–  Если заложен нравственный стержень к семи годам, если ребенок, трудясь вместе с родителями, воспитателем, группой детского сада впитал в себя все, что ему дали «Истоки», то, поверьте, такого ребенка трудно будет испортить, сбить с пути. Но самым оптимальным вариантом будет, если дети и дальше продолжат обучение в школе по программе «Социокультурные истоки». У нас программы разработаны и для младшего школьного возраста, и для среднего и старшего возрастов.

Я много общаюсь с учителями, с детьми, вижу, как и какие они растут. О наших детях есть немало положительных отзывов от учителей.

Мне бы хотелось сказать еще об одном важном качестве, которое должны впитать и уже впитывают наши дети -  это послушание. Его практически уже нет в современном воспитании - ни в семье, ни в школе, ни между мужем и женой, ни между родителями и детьми. Современные педагоги говорят о том, как сегодня тяжело с детьми, потому что они не послушны страшим.

Послушание не есть абсолютная покорность. В нашей традиции послушание – это добродетель и первый закон детской жизни. Взрослые лучше знают, как правильно поступить, у них больше опыта. Послушание предостерегает ребенка от неверных поступков и ошибок. Послушный ребенок – счастливый ребенок. Об этом вам скажет любой психолог. И дети старшего школьного возраста знают о радости послушания. Они сами об этом говорят. Если послушание легло в основу характера ребенка, он никогда не сделает того, что делать нельзя, и тем самым избежит многих бед в жизни.

                                 «Обучая – воспитывать; воспитывая – обучать»             

– Ольга Сергеевна, в чем уникальность вашей  программы?

Во-первых, в программе «Социокультурные истоки» в дошкольном возрасте  разработана содержательная основа, которая включает в себя систему понятий и категорий-ценностей. Во-вторых, содержание обучения и воспитания объединены в целостный образовательный процесс. Ведь одна из сложных задач современного образования, которая реализует принцип «Обучая – воспитывать; воспитывая – обучать». Мы успешно справляемся с этой задачей.

В-третьих, разработана особая методика, в основу которой положен активный метод, что требуют от нас стандарты образования. В методике мы используем уникальные технологии - мы их называем социокультурными образовательными технологиями, которые позволяют развиваться целостно ребенку, независимо от особенностей восприятия.

Когда я говорю о целостном восприятии, то здесь имеется в виду следующее: педагог в «Истоках» выстраивает образовательный процесс таким образом, чтобы его слышали, видели и чувствовали  все сразу: и взрослые, и дети, независимо от меры развития у них образного и абстрактно-логического мышления, что будет способствовать формированию целостного восприятия этого мира. Педагог создает в общении со всеми участниками образовательных отношений так называемый социокультурный образовательный инструментарий, который позволяет через слово, образ, чувство передать знания о мире, вызывает ответное желание детей участвовать в их освоении. Благодаря инструментарию можно «дойти» до каждого ребёнка, собеседника.

umk.jpg

Современное образование в целом направлено на развитие левого (логического) полушария мозга ребёнка. Социокультурный  инструментарий способствует целостному развитию правого и левого полушарий головного мозга ребёнка.  Благодаря использованию в общении всех каналов восприятия, педагог успешно решает задачу развития и правого полушария. Именно правое полушарие отвечает за формирование творчески развитой личности.

Постепенно овладевая приёмами создания инструментария, мы развиваем восприятие мира в чувствах, звуках, образах, положительно настраиваем детей на  усвоение нового содержания нравственного характера.

Далее. У нас разработан целостный учебно-методический комплекс, представляющий особый образовательный инструментарий. Подобный инструментарий, который бы одновременно и обучал, и воспитывал, и развивал в нашем российском образовании применяется совершенно недостаточно. В него входят, прежде всего, серия книг для развития детей 3- 8 лет, методические рекомендации к их использованию в условиях детских дошкольных учреждений и семьи, программа для дошкольного образования; планы активных развивающих занятий с детьми, программа и система активных занятий по работе с родителями «Моя семья» и методические рекомендации к ней и другой инструментарий.

Подобный инструментарий в настоящее время мы разрабатываем и по развитию речи, часть которого будет готова уже к  сентябрю. Он позволит работать и маме, и папе, и воспитателю по развитию речи на наших лучших образцах отечественной литературы.

– Наверное, не всякое дошкольное учреждение готово принять такую программу. Всякий ли методист, воспитатель сможет ее освоить? И многие родители тоже могут иметь совсем другую систему ценностей и вкусы.

  Было бы неправдой, если бы я сказала, что все сразу способны к освоению и реализации нашей программы и сразу будут работать в этом направлении. Автор и руководитель программы, профессор РАЕН Игорь Алексеевич Кузьмин говорит, что у каждого человека свое социокультурное время. Что это такое?  

Три дня учебного семинара я говорила о целях, содержании,  инструментарии, присоединении родителей, технологиях программы, важности решения ее задач. Но я понимаю, как по-разному слушатели воспринимают эту информацию. Многое зависит от того, какую жизнь мы прожили до этого момента, в нашем случае  - до знакомства с «Истоками»,  -  что в  жизненном багаже педагога накопилось, в его социокультурном опыте, что в его внутреннем мире, каковы  приоритеты его образовательной деятельности, и, в конечном итоге,  какова общая образовательная политика региона, на что в первую очередь она направлена?  Поэтому у каждого своя степень восприятия и понимания важности программы. Есть педагоги, которые сердцем открыты к родным отечественным традициям,  непреходящим ценностям, их генетическая память жива. А некоторым педагогам бывает сложно понять и принять ценностную основу программы. Хотя сложного в программе ничего нет. Все, что провозглашают «Истоки», это наше родное, это отечественные традиции воспитания, развития и обучения детей. В нашей программе нет никаких модернистских идей, посылов, взятых из зарубежных методик. Просто каждому педагогу нужно всерьез задуматься о той огромной ответственности, которая на него возлагается изначально выбором  профессии. Помните, Иван Александр Ильин говорил: «Судьба будущей России лежит в руках русского учителя». В этом смысле педагогу надо осознать свою миссию.

                                      Любовь и добро - две базовые категории

– Все-таки, какие требования должны быть к педагогу, который взялся работать по программе «Социокультурные истоки»?

– Игорь Алексеевич, автор и руководитель программы говорит: «У педагога должно быть самое главное  –  любовь к тому делу, которым он занят. Любовь и Добро  - это две базовые категории, без которых педагог не может существовать». Если они есть, все остальное рождается. Без любви к детям и к своему труду не получится ни воспитать, ни образовать ребенка, тем более в детском саду. Все зависит от того, кто работает с этим ребенком, какой это человек, являет ли он собой образец любви и доброты. Дети ведь понимают больше, чем мы думаем, они на уровне чувств воспринимают другого человека и «считывают» его внутреннее состояние.

– Какое участие принимают родители в вашем деле?

Вопрос очень актуальный, потому что воспитание маленького ребенка немыслимо осуществлять без его семьи, без родителей. Поэтому в программе «Социокультурные истоки» существуют три направления взаимодействия. Первое из них как раз и заключается в том, чтобы через эти книги присоединить родителей к образовательному инструментарию, а значит, и к содержанию самой программы. Родители работают по нашим книгам дома со своим собственным ребенком. Ребенок и мама сидят вместе за книгой, читают, рассуждают, размышляют. Таким образом, мы возвращаем традицию семейного душеполезного домашнего чтения, которая зародилось в России в 18 веке и  выполняло важнейшую воспитательную и образовательную функцию.

Самая большая потребность современного ребенка в общении с мамой, папой. Он говорит: «Мама, посиди со мной, поговори со мной, мама, послушай меня». А маме некогда – век скоростей, технологий, Интернета, век экрана. Наших детей называют детьми экрана. К сожалению, часть психологов говорит, что в этом ничего страшного нет, что это реалии сегодняшней жизни. Но разве можно принимать за норму убогую, безобразную речь наших детей, неспособных связно говорить, формулировать свои мысли, составлять сложные предложения? А какова речь, таково и мышление.

IMG_0021.JPG

Но прежде чем эти книги по развитию речи попадают в семью, идет работа с родителями по программе «Моя семья». Методист, воспитатель  вместе с молодыми родителями осмысливают те же категории, ту же систему ценностей, которые представлены в «Истоках» для работы с детьми. Занимаясь по нашим книгам для развития, можно понятно и доступно донести до родителей содержательную основу программы. И уже вместе с ними мы думаем, как лучше ту или иную тему обсудить с ребенком, как достучаться до сердечка и души маленького человека. 

Далее идет подготовка и в семье, и в  детском саду к единственному итоговому занятию, которое проходит в конце каждого месяца. И само это итоговое занятие есть уже третье направление работы с родителями. Родители  становятся участниками образовательных отношений, грани между педагогам и ребенком практически стираются, и мы становимся одной семьей.

На занятиях мы даем возможность детям порассуждать, почему так важно, например, не просто произносить имя своих ближних, а произносить его ласково. А что дает употребление доброго слова, как меняются взаимоотношения от этого, какие возникают чувства, если мы не говорим эти добрые слова? А какую роль играет ласковая песня, как колыбельная воздействует на маленького ребенка? Почему очень важно, как можно дольше петь колыбельные песни?

Вы знаете, когда готовилась к этим лекциям, я нашла интересную информацию о значении колыбельной песни в жизни ребенка. Это касается вашего города Тюмени. Несколько лет назад на базе  тюменской детской поликлиники областной клинической больницы  N2 проводился уникальный добровольный эксперимент. Здесь была открыта "Школа материнства и отцовства", в которой будущих и уже состоявшихся родителей учили, какие колыбельные и как часто нужно петь своим детям. Параллельно медики отслеживали динамику заболеваемости детей первого года жизни до эксперимента и в ходе него. Первые же полученные результаты позволили медикам говорить о положительном воздействии колыбельных на состояние детей. 

Дети, которым пели колыбельные песни, значительно быстрее развивались, чем детки второй группы. Устранялись или сглаживалась дефекты, их быстрее выписывали.

 – Как дети воспринимают программу «Истоки»?

Все зависит от того, как с ребенком пообщается взрослый  - родитель, воспитатель, как были прочитаны произведения, не было ли это сделано формально, с какими эмоциями и чувствами приходит наш ребенок на занятия. Если ребенок не будет замотивирован, не поймет, зачем ему эти философские категории - Вера, Надежда, Любовь и Мудрость, почему ему так важно, ребенку 21 века, прикоснуться к семейным традициям, к  тому, что было дорого его бабушкам, дедушкам, то результат будет нулевой.

Но если все было проработано так, как следует, то, поверьте, будет  удивительный результат. Дети общаются с интересом и с желанием высказывают свои мысли. Мы обязательно после семинаров оставляем видеозаписи итоговых занятий. Их  можно посмотреть, услышать, какие мысли у детей на заключительном этапе. В итоге мы же предполагаем, что все эти знания, которые ребенок получит по программе «Истоки» должны перейти в практические отношения с этим миром, в его взаимоотношения с людьми и миром в целом. Все это делается не ради знаний, а ради тех внутренних изменений, которые происходят по крупицам, незаметно, но весь этот незаметный, долгий процесс закладывает прочный фундамент для развития сильной, мудрой, доброй и цельной личности. 

                                   Семья – основополагающая ценность

– Послушав немного ваше выступление на семинаре и посмотрев ваши замечательные книги, я поняла, что  семейные ценности у вас в особом почете.

Взаимодействие педагога  с родителями является важнейшим средством социализации, поскольку ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья.

Я бы сказала, что это самое главное, на что направлены «Истоки». Наши методические разработки составлены таким образом, что понятие ценности семьи проходит через любую тему. Какую бы тему ребенок ни осмысливал, он всегда понимает, что, оказывается, самое важное и главное для человека - это семья. Что семья должна быть один раз и на всю жизнь. Когда он воспринимает эту семью в ракурсе прошлого, настоящего и будущего, то он понимает, что большая семья - это норма. Ребенку современному не хватает большой семьи, семейных связей, братьев и сестер, которых должно быть много. К сожалению, это пока несбыточная мечта многих детей.

 – Насколько успешно программа реализуется в других регионах?

– Сегодня программа «Истоки» реализуется более чем в 59 регионах Российской Федерации  - от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Везде она реализуется по-разному. Где-то очень активно и массово, как, например, в Сургуте, где большинство школ и более сорока дошкольных учреждений вовлечены в работу по «Истокам».  В Ханты-Мансийском автономном  округе - Югра «Истоки» также реализуются - в Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Югорске, Белоярском районе (в следующем учебном году присоединяется Березовский район). Программа реализуется в Республиках Чувашия, Коми, Саха (Якутия), Ямало-Ненецком национальном округе, Приморском и Ставропольском краях, Ульяновской, Костромской, Архангельской, Кировской, Волгоградской, Псковской  и других областях.

Также очень активно работают по «Истокам» все дошкольные и школьные организации города Сергач Нижегородской области. Во всех школах Вологды дети более 20 лет обучаются по «Истокам». Осенью 2015 года в Москве с Игореем Алексеевичем Кузьминым и Александром Васильевичем  Камкиным проводили 2-х-месячный семинар на 33-х площадках  - комплексах «Детский сад – Школа».

Кроме того, нашу программу мы ежегодно представляем на Рождественских Чтениях. Истоки» в 2016 году на Международных Рождественских образовательных Чтениях были представлены на 7 площадках форума.  А в ноябре прошлого года Издательской дом «Истоки» занял 3 место в номинации «Учебная литература» во Всероссийском конкурсе «Просвещение через книгу». Коллектив авторов программы под общей редакцией профессора И.А. Кузьмина получил награду за «Учебно-методический комплект для общеобразовательной школы (1-4 классы) и «Учебно-методический комплект для дошкольного образования». На конкурс было представлено несколько десятков изданий и издательств.

Как вы отслеживаете результаты работы по вашей программе?

 – У нас разработан мониторинг социокультурного развития личности ребенка. Мы предлагаем посмотреть педагогу, как на каждом возрастном этапе – в младшей, старшей или подготовительной группах идет формирование этих базовых важных личностных качеств, которые потом ложатся  в основу характера и поведения наших детей. Но надо понимать, для того чтобы отследить эти результаты, нужно длительное время. Важно также увидеть, какие изменения происходят в педагогическом сообществе, родительском, в обществе в целом. Педагоги отмечают, что у доброй части родителей начинают меняться приоритеты в сторону воспитательного аспекта. Родители начинают понимать, что, пока ребенок мал, они должны заниматься питанием его души, воспитанием его в первую очередь на добрых примерах нашей родной отечественной культуры.

Конечно, когда начинается работа с программой, педагогу  приходится очень много усердствовать, показывать, доказывать, насколько важен процесс воспитания и приоритет воспитания над обучением. Здесь с родителями предстоит очень серьезная работа. Что греха таить, современный родитель прежде всего настроен на раннее интеллектуальное развитие ребенка, он стремится как можно больше вложить в него знаний, либо активно развивает его творческие способности и при этом меньше всего обращает внимание на воспитание души, на умение различать добро и зло, уважать родителей, заботиться о ближнем, уметь сострадать или, наоборот, сорадоваться. Современного ребенка нацеливают чаще всего на «успешность».

Мы тоже, конечно, стремимся к успешному результату. Но у нас  другой критерий успешности. Если вчера ребенок только пытался рассуждать о добром слове, добром поступке, добром деле, то сегодня он уже сам чаще произносит эти добрые слова, стремится совершать добрые поступки. Это разве не успех? В «Истоках»  успех направлен на внутреннее развитие, на способность следовать нравственным нормам и правилам, способность быть благодарным, заботливым и внимательным к близким людям, и, в конечном итоге, на жертвенное служение своему Отечеству.

                                                                                                                                                                           Беседу вела Татьяна Симонова

Справка

Современная жизнь общества диктует необходимость духовного возрождения, возвращение к прежним приоритетам - любви к Отечеству, традиционным нравственным ценностям, дружной, крепкой, в идеале, многодетной семье. Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее, программа успешно реализуется в воспитании детей из семей, где придерживаются других культурных традиций, так как возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур. Программа «Истоки в дошкольном образовании» соответствует светскому характеру образования, способствует приобщению в равной степени представителей всех  национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности России. Само содержание программы основано на лучших  отечественных культурных традициях.

Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 года. В июле 1998 года в Комитете по образованию и науке Государственной Думы программа впервые была рассмотрена и получила поддержку. В 2002 году учебный комплект программы получил гриф Министерства образования РФ «Рекомендован для использования в учебно-воспитательном процессе субъектов РФ»; в 2011, 2016  годах Издательский дом «Истоки» Министерством образования и науки Российской Федерации включен в Федеральный перечень учебных изданий, рекомендуемых для образовательных учреждений на территории субъектов РФ. (Программа для дошкольного образования входит составной частью в единый со школой учебно-методический комплекс). В 2013 году программа получила гриф Синодального отдела и катехизации Русской православной Церкви.   

Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе ценностей и идеалов российской цивилизации.

Для ее реализации создан целостный учебно-методический комплект и апробированы педагогические технологии.

 В работе с дошкольниками программа учитывает особенности дошкольного возраста – периода активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

При освоении программы «Социокультурные истоки» дети приобретают первоначальные представления социального характера, социальные знания и знания о нравственности, включают их в систему социальных отношений, соотносят, получают собственный опыт переживания и позитивного отношения к  базовым полученные знания с главными жизненными ценностями  человека и общества ценностям Российской цивилизации. И, наконец, они  получают опыт самостоятельного положительного действия по отношению к другим людям, окружающей природе, малой Родине, культурному наследию родного народа.

 Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы, сопутствующие издательские программы обладают большим воспитательным потенциалом. Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе ценностей и идеалов российской цивилизации.

 Программа «Социокультурные истоки»:

- на сегодня  представляет собой апробированную воспитательно-образовательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию;

- строится на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, содержание программы основано на российских культурных традициях;  

- соединяет дошкольное образование, начальную, основную и профессиональную школу в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей;

- базируется на системе категорий – ценностей, обеспечивающих социокультурное и духовно-нравственное развитие всех участников образовательных отношений;

- позволяет использовать принципиально новые технологии эффективного образования, способствующие приобретению всеми участниками образовательного процесса коммуникативных и управленческих навыков;

- важнейшим инструментарием работы по программе являются активные формы образовательной деятельности, связанные с передачей ребёнку и его семье системы ценностей;

- создает условия для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства;

- формирует у детей и молодежи позитивный личностный социокультурный опыт;

- обеспечивает педагога необходимым социокультурным инструментарием (книги для развития детей дошкольного возраста, книги для развития речи детей, книги для художественно-эстетического развития, альбомы для рисования и методические рекомендации к ним, методические пособия для работы с родителями, система активных форм воспитания и другое), эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка и родителя;

- создает единый социокультурный контекст воспитания и развития в дошкольном образовательном учреждении и семье;

-способствует успешной социализации ребенка в мире.