8-800-100-30-70

Хорошее слово – половина счастья

16.06.2014

В начале всего сущего, по словам евангелиста Иоанна, было Слово. Поэтому в духовной литературе человек определяется как «тварь словесная». Сила ума и дар слова отличают человека от животных. «Сии две способности, – писал Н.Ф. Кошанский, учитель русского языка и словесности  у Саши Пушкина, – неразлучны: они образуются вместе, взаимно и общими силами ведут человека к совершенству».

Почему же так несовершенен, а подчас и «низок» человек в слове? Только ли потому, что человеческая природа вместе с первородным грехом вобрала в себя противоборствующие начала – божественное и дьявольское?

С нормами речевого этикета в принципе знакомы все. Однако на практике люди часто не знают, что и как сказать, чтобы не было обидно собеседнику, как поддержать его, помочь, ободрить. Умению вести диалог в офисе, транспорте, магазине или парикмахерской надо учиться.

Общие правила ведения и построения речи создаются практикой людей и передаются из поколения в поколение. В десятках образных выражений народная мораль фиксирует оценку языка. С одной стороны, язык опасен («Язык мой – враг мой», «С коротким языком жизнь длиннее»). Не умеющий пользоваться языком попадает в сложные ситуации, поэтому «Лучше захромать на ногу, чем на язык». С другой стороны, именно владение языком обеспечивает жизненный успех: «Мал язык горами ворочает», «Хорошее слово – половина счастья» и т.п.

Все ситуации обыденной жизни объединяются в две смысловые группы: соответствие мысли-слова-дела («Сказано – сделано», «Сначала подумай – потом говори») и правила речевых отношений: «Доброе слово лучше мягкого пирога»  (вежливость), «Я – про сапоги, а ты – про пироги» (тема беседы), «Язык – один, уха – два, раз скажи – два раза послушай» (умение слушать). Это так называемые принципы практической морали.

Оценка языка, речи содержится в Священном Писании, сочинениях отцов церкви, в разных жанрах классической и современной духовной литературы. Вот некоторые эпитеты из «Книги притчей Соломоновых, характеризующие язык. Среди положительных находим: разумный, праведный, непорочный, правдивый, мудрый, разумный, добрый, вдохновенный, кроткий, мягкий, сладкий, приятный, важный и т.п. Отрицательными эпитетами оценивается язык нечестивый, лживый, лукавый, глупый, коварный, льстивый, беззаконный, законопреступный, злой, зловредный, пагубный, тайный…

Речевые советы находим в «Беседе о смиренномудрии» Василия Великого: «Приветствуй с приятностью, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не вынуждай других говорить о тебе; прикрывай, сколько можно, свои преимущества, а в грехах своих сам себя обвиняй и не жди обличения от других».

Приветствуем ли мы сегодня друг друга с «приятностью»? Светлы или сумеречны наши лица, когда мы отвечаем на обращенное к нам слово?

Представители старшего поколения сетуют, что раньше общение людей было легче и проще. Многие житейские ситуации регулировались устоявшимися традициями. Современный же человек нередко не знает, как организовать прием гостей, как и что говорить в разных случаях. Вот, например, свадьба. Ни оглушительная музыка, ни красивые одежды не создадут праздника, если на нем не будет царствовать Слово: доброе, напутственное, любовное, непременно веселое, с юмором. Поэтому так много просьб относительно обучения этике поведения, правилам хорошего тона. А хороший тон – это, прежде всего, хорошая речь.

Ну и, конечно, увеличилась эмоциональная нагрузка в связи с исчезновением патриархальной семьи, где много братьев, сестер, дедушек и бабушек. «В большой семье диалог как бы размыт, прерывается домочадцами, а потому не несет такой эмоциональной насыщенности, как в семье маленькой. И вот – вспышка гнева, на первый взгляд немотивированная» (из «Книги для молодых супругов»).

Причины семейных ссор и конфликтов психологи видят в «неправильной» речи. Поэтому на консультациях учат враждующие стороны разговаривать друг с другом спокойно и доброжелательно. Учат слушать не перебивая. И слышать. Задавать вопросы и отвечать на них.

В книге «Мы и наша семья» приводится интересный тест-наблюдение за конкретными выражениями, которые позволяют (или не позволяют) организовать семейный диалог. Молодым предлагается оценить, как часто они используют запрещенные и желательные выражения. Среди запрещенных: «Сколько раз повторять!», «Я тысячу раз тебе говорил», «О чем ты только думаешь», «Неужели тебе трудно запомнить, что…». Среди желательных: «Ты у меня самый умный», «Ты у меня самая красивая», «Ты меня всегда правильно понимаешь», «С тобой так легко…».

То же относится к общению на работе. Где мы проводим большую часть своей жизни. Умение создать словом благоприятную среду позволяет не только преодолеть отчуждение, но и успешно решать производственные задачи. Без сомнения, под запретом должно находиться такое речевое действие, как крик. Потому что оно наносит вред не только обиженному, но и обидчику. На резкое слово можно ответить по-разному. Можно по пословице: «Как аукнется, так и откликнется». Или другой вариант: «Не памятозлобствуй на дерзких», т.е. не помни зла. Еще протопоп Аввакум делился советом, как разговаривать с гневливым собеседником: «Он мя лает, а я ему: «Благодать во устах твоих, Иван Родионович!».

Какой рецепт взять на вооружение, зависит от нашей «риторической» и общей культуры. И  еще одно важное обобщение, сделанное профессором Института русского языка им. А.С. Пушкина Владимиром Аннушкиным: «Наша речь являет нам наш дух, а содержание речей отражает общественный настрой. Настрой будет таков, какова вера. Пусть же каждый ответит себе: какова моя вера? По вере же будут и мысли, и слова, и дела.

Ольга РАДУТНАЯ, кандидат филологических наук