8-800-100-30-70

Художник с мировым именем

11.03.2015

Так аттестуют уникального живописца Павла Рыженко многие деятели искусства, зрители, друзья. Он ушёл из жизни 16 июня 2014 года. Ему было всего 44 года. Художника не стало в канун русской Голгофы – убийства Царской Семьи.

Как написала одна из зрительниц по имени Надежда: «Рыженко - Богом данный художник. Теперь он в светлом Небесном воинстве».

Большинство работ мастера посвящено ратному подвигу народа. Истина такова, что на полях России решались судьбы мира.

В Тюмени в Музее изобразительных искусств в марте будет представлена выставка Павла Рыженко «Исторический реализм». Тридцать четыре значительных, больших полотна посвящены истории нашей державы.

В прошлом году журнал «Семья и Отечество» с согласия Павла Викторовича Рыженко опубликовал его работы, посвящённые истории России и Первой мировой войне. Картины читатели, наверное, запомнили: «Царские погоны», «Прощание Государя с войсками», «Стоход. Последний бой лейб-гвардии Преображенского полка», «Госпиталь», «Веночек», «9 Мая» и «Фотография на память». Они входят в душу и память своим проникновением, острой болью за Россию.

Тематика полотен художника многообразна. Он, как на машине времени, переносится в Рим эпохи раннего христианства или оказывается свидетелем битвы на Неве-реке. Как будто в судьбоносную минуту художник стоит рядом с князем Дмитрием Донским, когда его на ратный подвиг Куликова поля благословляет игумен Сергий Радонежский. Или в горестные часы присутствует в госпитале во время посещения Государем Николаем II раненых героев.

Павел Рыженко был выпускником Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Лучшим учеником прославленного художника, профессора Ильи Сергеевича Глазунова. Потом преподавал в родной Академии. Как сказал художник:«Россия через Глазунова открылась во всей своей красоте. И вера тогда естественным образом возникла».

Отсчёт исторических картин мастера начался с дипломной работы «Битва при Калке».

Битва при Калке

Сюжет полотна трагичен. На реке Калке в 1223 году была первая битва с татаро-монголами. Она завершилась поражением русских полков и страшными потерями - девять десятых воинов погибли. Князья, раздираемые спорами и междоусобицей, не смогли объединиться против грозного врага, и Русь была постепенно захвачена иноземцами. Рыженко запечатлел финал этой трагической битвы.

Огромное пространство поля. Горит русская земля. Дым пожарищ застилает голубое небо. Слева на первом плане развалился на ковре хан. Он с большим удовлетворением смотрит, как его приспешники скручивают руки русскому князю, взятому в плен. Рядом восседает на белом коне военачальник. Пленённый князь не сломлен, полон бесстрашия и презрения к врагам. На втором плане пируют победители, восседая на досках, положенных на тела погибших и пленных русских ратников.

Это полотно актуально и сегодня. Подчинить, придавить, разорить нашу державу жаждут многие. А общество разобщено, пребывает в распрях, спорах, словоблудии, равнодушии, потребительстве и прямом предательстве. Так мы можем потерять Родину.

царево молчание 2005.jpg

Рассматривая картины, понимаешь, что творчество П.В. Рыженко – это продолжение живописной культуры русской классики. Построения его композиций, цветовое решение, передача пространства и световоздушной среды, блестящее мастерство рисунка отсылает к творчеству выдающихся художников: Г.И. Семирадского, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, В.И. Сурикова. Искусствоведы такую манеру определяют как классический реализм. Это сейчас редкость, поскольку требует большого умения и большой живописной школы. Всё это присутствует у Павла Викторовича Рыженко. И это являет вызов современному искусству, которое сегодня яростно исповедует постмодернизм. Его последователи и адепты -«всечеловеки», «люди мира» презирают традиции русской живописи. Они существуют вне времени, вне Родины, вне истории. Для них главное – разрушение мира Божьего. И делается всё, чтобы блокировать художников мыслящих, исповедующих любовь к Родине. Для Рыженко, как он сам сказал в одном из интервью:

- Главный вопрос - как в России ХХI века остаться человеком.

Он и ответил на него:

- Надо жить с совестью. Это понятие сейчас упразднили. В эпоху денег, успешности оно не котируется. А что есть совесть? Это - совместная весть. С кем? С Богом. Это Его глас бередит нашу душу. Заставляет видеть боль и страдание.

У художника Рыженко многие картины проникнуты этим чувством. И ещё гордостью за родную землю, за русских людей, которые её защищают и молятся за неё. Автор говорит:

- Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой мишурной культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия.

Тишайший

Павел Рыженко - мастер исторических, батальных полотен, но и мастер замечательных исторических портретов. Портрет «Тишайший» представляет второго царя династии Романовых Алексея Михайловича, который в народе был прозван Тишайшим, хотя время его царствования было «бунташным»: медный и соляной бунты, восстание Степана Разина, церковный раскол. Но не было у народа сомнения, что царь – Отец, и немыслимо свергать самодержавие. Вглядываясь в образ, запечатленный художником, чувствуешь, что истинная сила Государя в средоточии духа, и «она тиха, как океан».

тишайший.jpg

Художник изобразил Алексея Михайловича на фоне большой иконы святого Николая Чудотворца. Царь погрузился в раздумье, оторвавшись от чтения Библии. И, судя по всему, не праздная мечтательность или житейские заботы занимают мысли царя.

Как утихомирить смуты, как погасить церковный разлад? Вспоминаются слова А. С. Пушкина из трагедии «Борис Годунов»: «Тяжела ты, шапка Мономаха».

Один из комментаторов творчества П.В. Рыженко написал: «Стоит вспомнить, что власть и сила всегда от Бога. И следствие этой власти – всегда тишина и благочестие государства». Вспомнить следует, что именно Алексей Михайлович подготовил ту основу, на которой провёл большие реформы его сын Пётр Великий. Именно он приказал строить корабли, им было создано Соборное уложение. В годы его царствования стала активно осваиваться Сибирь.

Глядя на портрет, отмечаешь блестящее мастерство в передаче деталей: мерцающая лампада перед образом, кованый кувшин с веточками вербы, серый кот у ног царя. Прекрасно написан узорчатый ковёр, золотой ободок и голубой атлас скамеечки для ног. Картина ещё раз отсылает к классике.

Царёво молчание

Образ царя Ивана Васильевича Грозного в картине П.В. Рыженко «Царёво молчание» по праву может занять подобающее место рядом с полотнами художников XIX столетия: В. Г. Шварца, И. Е. Репина, В .М. Васнецова, которые посвятили Грозному царю всея Руси свои выдающиеся произведения.

В картине настрой тишины, благости и молитвы. Мастерски, осязаемо передано пространство ослепительного сияния мира Божьего, видимого в распахнутую дверь: яркая листва и голубизна небес, тонкие белые стволы берёз, залитые солнцем. Великолепно передан свет, льющийся в храм, скользящий по железной дверной створке, ложащийся дорожкой на каменном полу, где копошатся у ног царя залетевшие внутрь птицы. Сидящий на резной скамье Государь Иван IV Грозный отрешён, погружён в сугубую молитву. Он перед Богом подводит итоги своей жизни. Для этого царь часто наезжал в Александровскую слободу вместе с опричниками.

Иван Васильевич – из всех наших государей самая оболганная историками личность. А ведь при нём Русь стала великим царством с огромной территорией. Была присоединена Сибирь, Казанское и Астраханское царства, побеждена боярская смута. В портрете прекрасно передана внутренняя сила личности государя.

Великокняжеский меч и подвиг Пересвета

Очень проникновенна картина « Великокняжеский меч». В храме, стоя на коленях, сосредоточенно, слёзно молится за Русскую землю князь Дмитрий Иванович Московский, впоследствии Донской. Рядом, тоже на коленях, стоит княжич. Он, ребенок, отвлёкся и смотрит на бабочку, порхающую над травой: на Троицу травой устилали полы в храмах. Слева у скамьи прислонён его маленький меч, а рядом отцовский. Большой, тяжёлый, с массивной рукоятью. Меч словно крест. Князь - защитник Руси, Москвы. Он передаст свой отцовский завет беречь и защищать родную землю сыну.

Благословение на великую битву на Куликовом поле Дмитрий Донской получил от игумена Земли русской святого Сергия Радонежского. В картине «Благословение Сергия» этот момент передан так душевно, интимно и тонко, что зритель ощущает себя стоящим рядом с героями полотна и слышит, как преподобный Сергий тихо говорит Дмитрию Ивановичу:

великокняж.меч.jpg

- Иди, князь.Ты победишь!

«Подвиг Пересвета» - картина, которая была репродуцирована.

Воин - инок Александр ( Пересвет) победил Челубея, лучшего во всей Азии воина. Художник запечатлел миг торжества Пересвета. Рассекая высокую траву, скачет конь с могучим сосредоточенным всадником - схимником. Перед ним пересекает первый план полотна копьё с окровавленным наконечником. На заднем плане - поверженный падающий с коня Челубей, смятение строя войск татаро-монголов и наёмников -ландскнехтов.

Могучий напор Пересвета - не только торжество русской воинской славы, но и торжество русского православного духа. Как пишет епископ Митрофан (Баданин) - Челубей был не просто умелый поединщик. Он - тибетский монах. Это был избранник, который получил особое воспитание, посвящение и считался «безсмертным». Православный дух нарушил привычное положение вещей, незыблемые законы врагов Руси поколебались. Таких, как Челубей, были единицы. Ему до сих пор молятся в Тибете. А в России над гробницей воина Христова Пересвета (инока Александра) и его брата во Христе Осляби (инока Константина) – героев Куликова поля – читают, неусыпаемую Псалтырь.

павел рыженко.jpg

… взглянем на себя, на свою жизнь поглубже, построже

В картинах мастера объединены события Древней Руси и недавние трагические события ХХ века. Сам художник говорит, что объединил князей и ратников Древней Руси, царей, воинов Первой мировой, Гражданской и Отечественной войн, чтобы его герои напомнили нам о жизненном подвиге, и чтобы мы, современные люди, задумались о смысле жизни человека.

Наш мир с попсой, бесконечными и мерзкими «Комеди- клаб», «Нашей рашей» и пресловутым «Домом –2» действует на самые низменные инстинкты человека. Это чудовищное подавление того личностного начала, что ещё в нас остаётся. Мы забыли, кто мы.

- Вспомним же вместе, дорогой зритель, - взывает художник - о нашем древнем прошлом, сравним нашу теперешнюю жизнь с деятельной, содержательной, созерцательной, величественной жизнью Государей наших, воинственных предков, простых жён и детей подумаем о великой цене, которую они заплатили за нас и, устыжённые, но обнадёженные, взглянем на себя, на свою жизнь поглубже, построже.

12%20Молитва%20Пересвета (2).jpg

Великая русская трагедия

Великая русская трагедия ХХ века у художника развёрнута в цикле картин: «Реквием», «Покаяние», «Наследник», «Русский век», «Отречение».

Глядя на полотно «Отречение», с горечью вспоминаешь запись в дневнике Николая II: «Кругом предательство, и трусость, и обман». Ведь даже двоюродные братья Государя Великий князь Дмитрий Павлович был участником убийства Григория Ефимовича Распутина, а Великий князь Кирилл Владимирович первый нарушил присягу царю и, прицепив красный бант, отвёл Гвардейский экипаж, которым командовал, присягать Временному правительству.

На картине «Отречение» в центре, словно на памятном фото, гордо на фоне знамён и царских штандартов позирует подполковник в пенсне. Держа ножницы, он со спесивым, гордым выражением готовится срезать золотые царские погоны. На груди красуется красный бант – знак нового порядка. На своего командира мрачно с затаённой ненавистью смотрит бородач – младший офицерский чин, полный Георгиевский кавалер. Выразительны лица обоих. Это не просто персонажи – это судьбы, в которых отразится горькая и трагическая история России.

Задний план - лозунг со словом «Свобода» и шитые золотом знамёна с двуглавым орлом - многое объясняющие детали. Ещё более выразительно раскрывает трагедию предательства только что состоявшееся благословение воинства на присягу Временному правительству. На переднем плане композиции справа - престол, на котором чаша со святой водой, кропило и подсвечник с потухшими свечами. А священник, деликатно изображён уходящим « из кадра». Увы, и представители церкви возглашали в храмах здравие Временному правительству. За что впоследствии многие расплатились мученичеством, борьбой с ересью обновленчества и тем самым смыли свой грех перед Господом.

поединок пересвета с челубеем.jpg

Антитезисом, контрастом «Отречения» стала другая картина - «Царские погоны». Она- левая часть триптиха «Русский век». Офицер, герой, награждённый за храбрость георгиевским оружием, прижимает к губам золотые погоны. В руке - платок с вензелем императрицы Александры Фёдоровны, видимо, лично подаренный ему. Он готовится зарыть реликвии под тонким кустиком сирени в саду своего имения. Надеется когда-нибудь вернуться. На заднем плане видны белые колонны и высокое крыльцо родного дома. Офицер снаряжён в поход, рядом щиплет траву конь, он ждёт всадника, который покидает родные пенаты. Сад, белый дом с колоннами, кусты сирени вызывают в памяти известную картину В. Д. Поленова «Бабушкин сад». И думается, что герой «Царских погон» мог бы быть сыном поленовской старушки.

Центральная часть триптиха – «Фотография на память». Идет 1912 год - праздник столетия Бородинской битвы. На великом поле Бородина фотографируется на память Государь Николай II с семьёй. Рядом митрополит и герои разных родов войск Российской империи. В этот миг концентрируется время и события. Следующий год – 300-летие Дома Романовых. Торжество России, ставшей могучей мировой державой.

1914 – Первая мировая война. И трагический 1917. Гибель империи.

Правая часть триптиха «Пасха в Париже». В заводском цехе маленькая, без окон и дверей, каптёрка. Русские эмигранты, теперь рабочие завода Рено во Франции, празднуют Светлое Христово Воскресение. Лампочка освещает пасхальный стол с куличом, творожной пасхой, крашенками, иконой, вербой. Всё как положено. Один из героев - офицер в форме с Евангелием в руках. Он с Георгиевским крестом, который надевает, видимо, раз в год, вспоминая далёкую Родину. Старенький батюшка только что осветил праздничную трапезу. Вопросительно, пронзительно смотрит на зрителя, стоящий на коленях пред чашей со святой водой бородатый рабочий. Этот крохотный русский мир среди огромного цеха, наполненного металлом, - станками, цепями, подъёмниками с крюками, трогает душу. 

отречение.jpg

Вспоминаются стихи прошедшего огонь Гражданской войны казачьего поэта Николая Туроверова:

Эти дни не могут повторяться,
Юность не вернётся никогда.
И туманнее и реже снятся
Нам чудесные, жестокие года.
С каждым годом меньше очевидцев
Этих страшных, легендарных дней.
Наше сердце приучилось биться,
И спокойнее, и глуше, и ровней.
Что теперь мы можем и что смеем?
Полюбив спокойную страну,
Незаметно медленно стареем
В европейском ласковом плену.
Сыновний долг, выполненный до конца


Недавняя история нашей страны также занимала Павла Викторовича Рыженко, поэтому он вместе с группой художников-баталистов студии М.Б. Грекова создал диорамы «Битва под Москвой 1941 год» и «Судьба человека. Минский котёл». Они посвящены Великой Отечественной войне.

Первая диорама касается непосредственно сибиряков.

В октябре 1941 года под Москвой состоялась ожесточённая битва советских воинов

ослябя.послушник.jpg

5-й армии с фашистскими войсками. Основной силой была 32-я стрелковая Краснознамённая Сибирская дивизия под командованием полковника Виктора Ивановича Полосухина. Против дивизии были брошены отборные части эсэсовцев. Шесть суток дивизия сдерживала превосходящие силы противника, не раз вступая в рукопашный бой. Это дало возможность Ставке подтянуть резервы и организовать новый рубеж обороны на подступах к столице. Его фашисты преодолеть не смогли.

Художник выбрал эпизод сражения 32-й дивизии на великом Бородинском поле. В те дни советским солдатам из музея выдали исторические реликвии – знамёна Отечественной войны 1812 года. Для поднятия духа. И воины грозного 41 года ощутили великий дух прошлого. Они сражались за Родину не просто как граждане Советского Союза. Они бились за родную землю как русские, как защитники Великой Державы с многовековой историей. Они знали и понимали, что вопрос стоит о самом существовании России.

Командарм 5-й армии Д. Д. Лелюшенко отмечал: «32-я стрелковая стояла у Бородина насмерть. Каждый сражался, пока руки держали оружие, пока билось сердце».

Последней работой Павла Викторовича Рыженко была грандиозная диорама « Великое стояние на реке Угре». Художник сутками стоял на лесах и практически в одиночку писал эту грандиозную композицию. Она отражала судьбоносное событие в истории Руси.

В 1480 году хан Золотой Орды Ахмат выступил в поход на Московское княжество, поскольку Великий князь Иван III отказался платить дань Орде. Русская рать остановила врага в устье реки Угры, перекрыв броды. Несколько дней татары безуспешно пытались захватить переправу и решили ждать помощь от польско-литовских войск Казимира IV. Началось Великое стояние. Ни одна из сторон не предпринимала активных действий. Но Иоанн III отправил часть войск к Боровску, в тыл противника, чтобы дать сражение в более удобном месте. Узнав об этом и не дождавшись помощи, Ахмат отступил, не решившись развязать битву. Московское княжество обрело фактическую независимость. Началось собирание русских земель.

9 сентября 2014 года Святейший Патриарх Кирилл на открытии диорамы сказал:

- Все, кто сюда приедет, вспомнит героический подвиг нашего народа, защитившего Отечество, и замечательного русского художника Павла Рыженко.

Художник, создав столь значительное наследие, воспринимается многими зрителями как воин, как герой, защищавший нашу Родину от забвения её великой истории. Он, сын России, желал видеть ее сильной и могучей. Он считал долгом отдать жизнь Отечеству. И выполнил долг до конца.

Наталья Паромова, искусствовед