8-800-100-30-70

«Лекции о семейных ценностях необходимы не только детям, но и родителям….»

12.05.2021

Интервью с координатором лекционно-просветительского проекта «Семья и семейные ценности М.В. Осиповой.

Лекционно-просветительский проект ЦЗМ «Покров» реализует с 2013 года. Его цель – продвижение традиционных семейных ценностей, культуры семейных отношений, повышение престижа семейного образа жизни среди детей и молодежи. Реализация проекта осуществляется посредством проведения лекций-бесед со старшеклассниками (8, 9, 10, 11 классы), студентами и работающей молодежью.

Но для того, чтобы прочитать лекцию, необходима подготовительная работа, которая заключается в установлении контакта с руководством учебного заведения и в согласовании многих вопросов, касающихся организации проведения лекции. На самом деле, это очень важная и эмоционально затратная работа. Этим направлением в «Покрове» занимается М.В. Осипова. Марина Владимировна имеет высшее экономическое образование, окончила институт с красным дипломом. Она мама шестерых детей!

М. В. Осипова – координатор лекционно-просветительского проекта «Семья и семейные ценности», который был удостоен муниципального гранта среди некоммерческих организаций Тюмени, она активно участвовала и в организации семинара «Духовно-нравственное воспитание по направлению «Семья и семейные ценности».

Марина Владимировна, мы первый раз берем у Вас интервью, хотя Вы работаете в «Покрове» уже шесть лет. С чего все началось, как Вы пришли в «Покров»?

– Я всегда занимала достаточно активную позицию в своей жизни, и более всего меня интересовали вопросы образования, воспитания, роста, развития, цельности личности. И, конечно, были очень понятны и близки смысл и необходимость просвещения среди детей и молодежи по вопросам, связанным с нравственностью, семейной жизнью и семейными ценностями.

Первый раз с «покровцами» я встретилась на городском круглом столе: участвовала в нем от областной организации многодетных семей «Радость», там же присутствовали Надежда Сергеевна Вислова, председатель «Покрова», и психолог Елена Юрьевна Шабалина. Мы оказались за одним рабочим столом, познакомились, а по окончании мероприятия наше общение продолжилось.

Многие наши позиции по современным семейным вопросам оказались очень близки. Мне рассказали о лекционном проекте, что не могло не вызвать живой и естественный интерес у меня. Елена Юрьевна, которую я могла бы назвать своей «крестной» в этом отношении, сказала мне: «Пойдемте к нам лектором!». Надежда Сергеевна тоже предложила читать лекции. Речь шла о чтении курса «Нравственные основы семейной жизни» в школе №9, где я являюсь председателем Управляющего совета. Затем меня пригласили на встречу с Константином Александровичем Шестаковым. Надежда Сергеевна дала рекомендации.

Константин Александрович подробно рассказал о проекте, о том, какие вопросы освещаются в центральной лекции, автором которой он является, какова её структура. Затем мне дали необходимые материалы для подготовки. Таким образом я включилась в лекционный проект «Покрова».

lektsii-v-ramkakh-munitsipalnogo-granta-_14_.jpg

Первые два года читала лекции в школах города, и мне это очень нравилось, было интересно и приносило удовлетворение. Потом стала помогать Марии Александровне Щеклеиной, которая в то время занималась вопросами организации лекций в учебных заведениях. Через какое-то время эта работа полностью перешла ко мне. Но, к сожалению, совмещать лекторскую работу и организационную оказалось невозможно – и по времени, и по семейным обстоятельствам.

В чем специфика Вашей работы?

– Мария Александровна передала мне базу данных по школам города, куда внесены названия, адреса, телефоны, имена директоров и завучей по воспитательной работе. Помимо этого, в базе имеется информация о том, когда, какие и кем лекции были прочитаны, в каких классах, каковы отзывы, история наших взаимоотношений и сотрудничества со школой. Я переделывала ее полностью, когда были реорганизация и объединение школ, создавала подобную по средним специальным учебным заведениям Тюмени.

Моя задача – установить или возобновить контакты с руководством учебных заведений и предложить для их учащихся проведение просветительских лекций и курсов по семейной тематике. Переговоры ведутся преимущественно по телефону, материалы рассылаются по электронной почте. После этого со школой и лектором согласовывается время лекции, отслеживается ее проведение, отзывы с обеих сторон. Вся информация вносится в график и в базу учебных заведений.

Как реагируют школы на ваши предложения?

– Большинство школ воспринимает наши предложения достаточно спокойно. Им даже выгодно, чтобы мы читали лекции, потому что наша тематика соответствует их планам по воспитательной работе, и мы вписываемся в эту работу очень даже хорошо.

Конечно, есть и директора школ, и их заместители, которые очень рады нас видеть. Они прекрасно понимают и чувствуют крайнюю необходимость и важность просветительской работы среди школьников в этом направлении. Они готовы нас видеть и слышать, и всегда идут нам навстречу. Именно у них есть запрос на проведение целого курса лекций. Они понимают, что одна встреча – это одна встреча, ее мало для серьезного разговора, который надо продолжать. Мы затронули разные темы, они важные, для кого-то больные, их следует обсудить, подробнее остановиться на каждой из них, суметь ответить на родившиеся вопросы, помочь найти решение в болезненной ситуации, проявить любовь, понимание и не обмануть доверие. Нам надо показать, как человек должен жить, как строить отношения с окружающими людьми, в семье, как ставить и достигать свои цели в жизни. Об этом нужно говорить не один раз и в системе. Мы обязаны дать детям ориентиры, показать, что выход есть, есть много того, что они не знают, и есть те, кто им поможет. Тем более, что лекторы наши вовсе не рубят правду-матку, а максимально деликатно и взвешенно подбирают каждую фразу, каждое слово, ориентируясь на аудиторию.

lektsii-v-ramkakh-munitsipalnogo-granta-_9_.jpg

Как правило, завучи этих школ «заказывают» наши курсы лекций. На этом фронте у нас трудятся Романова Виктория Алексеевна и Савоськина Елена Дмитриевна. Виктория Алексеевна читает курс нравственного воспитания, который адаптирован для 5-9 классов, Елена Дмитриевна – курс «Нравственные основы семейной жизни» для 8-11 классов. Конечно же, все лекции читаются с учетом возрастных особенностей детей. Если центральная наша лекция «Семья и семейные ценности» рассчитана на два академических часа, то под курсы педагоги обычно отдают классные часы раз в месяц.

Как средние профессиональные учебные заведения встречают «Покров»?

– Очень хорошо. Практически все колледжи и техникумы предоставляют нам возможность прочитать там лекции. Они с большим желанием нас приглашают и настроены очень доброжелательно. Там всегда рады нас видеть. Подчеркну: в школах учащиеся в старших классах воспринимаются детьми, а здесь отношение как к взрослым.

Что Вы можете сказать о школьной аудитории? Какая она?

– Разница между школьниками, которые учатся в центре, в гимназиях и лицеях, и школьниками на окраине города, очень ощутимая. Они даже внешне отличаются друг от друга, каждая из этих категорий детей совершенно по-разному себя ведет, по-разному слушает, воспринимает, у них, соответственно, различается и содержание задаваемых вопросов. Дальше от центра, на окраине города или в сельских школах, всегда очень благодарная аудитория, там более простые, искренние дети, у них живой интерес к семейной теме, они внимательно слушают, и не только задают серьезные вопросы, они размышляют над этой темой. И в целом отношение к нам очень доброжелательное.

Что касается детей, которые учатся ближе к центру, то им более присущи снобизм, критичность. Некоторые из них даже демонстрируют то, что они и так знают всё, что мы говорим, они имеют свое мнение, считают себя взрослыми, опытными и во всем разбирающимися, бросают какие-то ироничные реплики.

В гимназиях все обстоит сложнее и со временем. Они всегда заняты, у них очень насыщенный график мероприятий. Хотя, если взять, например, 12-ую гимназию, то там завуч прекрасно понимает крайнюю необходимость нашей работы, и поэтому находит возможность предоставить нам время для лекций; очень ждут нас и в гимназии ТГУ, еще в двух-трех гимназиях и лицеях.

lektsii-v-ramkakh-munitsipalnogo-granta-_8_.jpg

Содержание лекций в зависимости от того, кто читает, наверное, имеет значение?

– У нас есть общая важная установка: в лекции обязательно должны прозвучать важнейшие для нравственного, психического и физического здоровья общества темы. Это демография, подмена ценностей, нравственность, любовь, многодетная семья, целомудрие, мужественность, женственность, профилактика абортов. Но у каждого лектора своя структура, стиль работы, манера общения с аудиторией, примеры, наработки.

Отличаются по содержанию лекции для школы и для колледжа: учитывается возраст (восьмой это класс или десятый), интеллектуальная подготовка, половой состав, профессиональное направление аудитории. Для медицинского колледжа, например, используется много специальных терминов, и сама лекция обращена именно к будущим медикам.

Как организатору лекций удается справиться с ситуацией, связанной с пандемией? Ведь проект «Семья и семейные ценности» реализуется с использованием муниципального гранта.

– В прошлом году, когда объявили карантин, весь наш план по реализации грантового проекта начал рушиться. Вначале лекции сорвались, а потом их просто не назначали. Дети ушли на дистанционку, и хотя мы были готовы читать лекции в формате онлайн, позволить нам это никто не мог, даже при всем желании. Педагоги ощутили увеличение нагрузки, кроме того, были установлены нормативы для дистанционного обучения – два урока в день.

В марте прошлого года и до конца учебного года образовательные заведения были закрыты в связи с карантинными мерами, поэтому пришлось внести серьезные изменения в наши планы. Выполнение проекта должно было завершиться еще в декабре прошлого года. К сожалению, все запланированные лекции на этот период мы не успели прочитать, и проект пришлось продлить теперь уже до 24 ноября 2021 года.

Когда школы заработали в обычном режиме, мы тоже туда не смогли попасть, потому что в учебном процессе было огромное отставание по программе. В связи с этими проблемами сотрудничество со школами было приостановлено. Очень надеемся, что на следующий учебный год ситуация будет более благоприятной. Но зато в колледжи и техникумы нам удалось попасть с сентября прошлого года. Там мы работали очень плодотворно, интенсивно, с большой отдачей.

lektsii-v-ramkakh-munitsipalnogo-granta-_17_.jpg

Марина Владимировна, какие на Ваш взгляд, нужно предпринять шаги, чтобы эта работа охватывала большее количество учебных заведений, чтобы как можно больше молодых людей познакомились с лекциями «Покрова»?

– Возможно, стоило бы организовать встречу с сотрудниками департаментов образования, например, тот же круглый стол. Презентовать им наши курсы, показать им лекцию, аргументированно обсудить каждый вопрос, чтобы они лично убедились в пользе и важности не только для детей и молодежи, но и для педагогов и родителей. У нас есть лекции на различные темы и курсы для специалистов, педагогов, родителей. Наши учителя находятся в постоянном цейтноте, в напряжении, они все время составляют какие-то отчеты. А самые главные вопросы, касающиеся воспитания детей, уходят на периферию, да и качество образования сильно страдает. Педагоги, руководство школ в этой гонке, бумажной рутине практически не имеют возможности остановиться и подумать, что же главное, в каком направлении двигаться, какие вопросы самые важные, что и как надо дать детям, что и как обсуждать с подрастающим поколением. Многие модели воспитания, воспринятые нами от прошлых поколений, не работают. Нужно глубокое осмысление прежних аксиом и принципов, чтобы ориентироваться в быстроменяющейся агрессивной реальности.

Не секрет, что в наше время грамотность родителей в вопросах воспитания довольно низка. Мы могли бы предложить эти курсы школам. Я знаю по школе, где учатся мои дети, что потребность в этом есть. Вопрос в понимании и во времени. «Покров» и подобные организации, а также инициативные, неравнодушные граждане как раз могли бы заняться работой в этом направлении.

IMG_0695.jpg

Кстати, раньше мы чаще ходили на родительские собрания. На них выступали Андрей Алексеевич Генерозов, Елена Юрьевна Шабалина, Константин Александрович Шестаков, Виктория Алексеевна Романова. И в подавляющем большинстве родители были «за», я не помню ни одного отрицательного отзыва, ни одного протеста в адрес наших инициатив. Эту работу нужно продолжать и развивать.

Марина Владимировна, Вы не только участвовали в организации семинара «Духовно-нравственное воспитание по направлению «Семья и семейные ценности», но и были его слушателем. Какое Ваше впечатление о нем?

– Впечатление очень хорошее. Необходимо привлекать и обучать новых лекторов, повышать квалификацию действующих специалистов. Необходимо обмениваться опытом, наработками, удачными и неудачными примерами, случаями из практики. Для этого, конечно, потребовалось бы больше времени и четкая структура.

img_0022.jpg

Но самым ярким впечатлением для меня, как человека, знакомого с содержанием и особенностями лекции, стало общение с единомышленниками. Мы все находимся на своем «посту», кто-то был едва знаком с нашей работой, общались до семинара со многими только по телефону. А здесь взаимный интерес наконец имел выход: хоть и коротки были перерывы, мы замечательно пообщались вживую, а это очень обогащает и придает новые силы.

Благодарим Вас за беседу, Марина Владимировна. Желаем дальнейших успехов в вашей очень востребованной и ответственной работе, в просвещении подрастающего поколения на благо семьи и Отечества.

Татьяна Николаева