Интервью с К.А. Шестаковым
Центр защиты материнства «Покров» продолжает работу над выполнением лекционно-просветительского проекта «Семья и семейные ценности». Проект реализуется с использованием средств гранта администрации города Тюмени, выигранного по итогам конкурса в 2020 году среди некоммерческих организаций областной столицы, и при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области, а также ООД «За Жизнь!».
Только в сентябре и октябре текущего года лекторы Центра «Покров» прочитали 102 лекции на тему «Семья и семейные ценности». Аудитория составила около 2,5 тысяч слушателей, в основном – студенты колледжей Тюмени. Одной из особенностей проекта является работа с молодежной аудиторией в социальных сетях – для более активного продвижения в медиапространстве идей традиционных семейных ценностей.
С вопросами о ходе выполнения проекта мы обратились к его руководителю К. А. Шестакову, кандидату социологических наук, координатору направления «Просвещение» Общероссийского общественного движения «За Жизнь!», заместителю председателя и ведущему лектору ТРОО «Центр защиты материнства «Покров».
– Константин Александрович, какие изменения пришлось внести в реализацию проекта в связи с ограничениями, связанными с коронавирусной инфекцией?
–Да, действительно, в марте и до конца учебного года образовательные заведения были закрыты в связи с карантинными мерами, поэтому пришлось внести серьезные изменения в наши планы. Выполнение проекта должно было завершиться в декабре этого года. К сожалению, все запланированные лекции на этот период мы не успели прочитать и проект пришлось продлить теперь уже до 24 ноября 2021 года. Когда карантин был ослаблен – в начале этого учебного года, мы решили проводить занятия в более интенсивном режиме. В один из дней нами было прочитано12 лекций – приходилось работать такими ударными темпами. В одном учебном заведении четыре лектора прочитали каждый по три лекции. Мы торопились, чтобы успеть до начала ужесточения ограничительных мер. На этот раз работа шла с маленькими аудиториями – только с одной группой учащихся, поэтому количественный охват слушателей пострадал, хотя изначально мы планировали собирать актовые залы. Кроме того, участник нашего проекта, лектор из Санкт-Петербурга, психолог Елена Викторовна Жердева осталась в Тюмени на две недели, что вызвало дополнительные расходы: по плану у неё занятия были рассчитаны только на неделю. Но это не главное, главное то, что все-таки большую часть лекций нам удалось провести.
– Какие еще из намеченных задач удалось выполнить? А какие не удалось?
– Если говорить о главной задаче – достучаться до сердец подрастающего поколения, то, я считаю, эта задача, так или иначе, решалась. Понятно, достучаться до каждого слушателя невозможно, так как у каждого человека свои особенности восприятия, и лектор не всегда находит, может быть, те слова, которые необходимо услышать конкретному человеку. Такое тоже бывает. Но в целом было видно, что наши слова о любви, об ответственности, о чистоте отношений и даже о демографических проблемах все-таки дошли до сердец тех, кто готов был слышать, и услышал. Мы надеемся, что посеянные нами зернышки виде идей, касающихся традиционных семейных ценностей, рано или поздно, дадут хорошие всходы. Это не просто наши предположения. Сейчас ведется анализ анкетирования, которое, в соответствии с условиями гранта, было проведено. Результаты анкет еще не готовы, но уже можно сказать, что наша работа была проведена не зря. Бегло просмотрев анкеты, я вижу, что результаты хорошие. Напомню, анкетирование осуществляется по следующему принципу. Одни и те же вопросы, касающиеся сексуального, брачно-семейного и репродуктивного поведения, задаются до и после лекции в анонимном режиме. Как правило, результаты отличаются. Ответы меняются в лучшую сторону. То есть, ребята нас услышали и в какой-то степени изменили свое отношение к поднимаемым вопросам. Окончательные итоги будут известны только в следующем году. Сейчас идёт процесс обработки анкет.
– В каких социальных сетях идет работа и насколько она эффективна? Есть ли у Вас помощники?
– Да, особенностью регионального гранта является выход в социальные сети. Мы и раньше это делали, но теперь это делаем на более высоком профессиональном уровне, потому что приобрели соответствующее оборудование и привлекли специалистов, их можно назвать помощниками, волонтерами. Часть из них работает на добровольных началах, поскольку тема социально значимая и многие люди хотят поспособствовать реализации нашего проекта, внести свой вклад в общее дело и делают это просто от души. Работаем мы в таких социальных сетях, как ВКонтакте https://vk.com/lifeprosvet, Фейсбук https://www.facebook.com/lifeprosvet, Инстаграм https://www.instagram.com/life_prosvet и, конечно, видеохостинг Ютуб https://www.youtube.com/user/TymGRK. К сожалению, не охвачена одна из наиболее развивающихся площадок для общения – мессенджер Telegram.
– Работа в соцсетях Вас не разочаровала? Живое общение все-таки лучше.
– Живое общение намного лучше, безусловно. Но в условиях вынужденных ограничений социальные сети выручают. И даже когда карантин закончится, мы будем оставаться в социальных сетях всерьез и надолго, потому как молодежь там проводит много времени, независимо от того, есть карантин или нет. Мы будем расширять свое воздействие через социальные сети, тем более ниша духовно-нравственного воспитания в социальных сетях еще не занята. Конечно, мы только начинаем эту работу, поэтому не можем похвастаться высокими показателями просмотров и лайков. Но лиха беда начало.
– Какие видеоролики больше всего вызывают интерес у посетителей социальных сетей?
– Вообще, сначала мы записываем всю лекцию и выставляем ее в полном объеме, а потом уже небольшие фрагменты из лекции. Молодые люди склонны смотреть короткие отрезки от 3-х до 5-ти минут. Мы стараемся придерживаться этих границ. Наибольшей популярностью пользуются видеоролики, касающиеся межполовых отношений, в частности, сексуального поведения, а также материалы по теме манипуляции сознанием. У всех видеороликов есть свои названия, например: «Вредно ли воздержание?», «Чувство стыдливости», «Сексуальное поведение и творческие способности», «Схема межполовых отношений», «Когда уже можно», «Как перевести целомудрие на современный язык» и так далее.
– Пишут ли Вам лично? Каково содержание этих писем?
– Да, пишут, как говорят, в личку. И пишут разное. Большая часть отзывов положительная, благодарят. Но бывают и острые вопросы. Иногда выражается резкое несогласие. Но, надо сказать, общение в социальных сетях после живых лекций происходит намного активнее, чем чисто в режиме онлайн. Живое общение стимулирует продолжение общения через интернет. А если же не было непосредственного общения и мы сразу начинаем работать в интернете, то тогда обратная связь раскачивается намного дольше. Здесь хочется особо отметить вклад в нашу работу лектора из Санкт-Петербурга Елену Викторовну Жердеву. Ее лекции были особенно пронзительны и психологичны. Они вызвали живой отклик аудитории.
– Появились ли какие-нибудь неожиданные проблемы при выполнении проекта в нынешних условиях?
– Да, проблемы выявились, об этом я уже вначале сказал, связаны, они, конечно, с непривычными для нас условиями работы. Главная проблема – ограничение количества человек в одной аудитории, второе – изменение графика занятий. Следующая проблема – в масках работать очень сложно. Тем более, когда закрыто лицо лектора, то блокируется как раз живое общение. А это то, ради чего и проводится лекция оффлайн. Ко всему прочему, когда студенты находятся в масках, то гораздо сложнее понять их реакцию на слова лектора. В целом, маски жестко ограничивают коммуникации, что серьезно мешает непосредственному общению людей в аудитории.
– Каковы дальнейшие планы по выполнению проекта?
– Проект продлен. Мы надеемся, что ограничительные меры в связи с коронавирусом ослабнут и нам удастся прочитать все лекции до конца. Согласно плану, мы должны провести также диалоговую площадку, просмотреть фильмы. Но, в любом случае, мы будем продолжать все эти мероприятия и после завершения гранта, работать будем как и прежде. Мы стремимся пробудить интерес школьников и студентов к культуре семейных отношений, стимулировать дальнейшее самостоятельное изучение этой темы, повлиять на формирование у них базовых этических ценностей, необходимых для создания полноценной семьи.
– Одна из задач проекта – подготовка новых кадров для чтения лекций по направлению «Семья и семейные ценности», повышение квалификации лекторов. Как решается эта задача?
– К сожалению, семинар провести пока не удалось по тем же причинам. Но это важнейшая часть проекта, потому что опыт, накопленный центром «Покров», уже достаточно большой, его мы готовы передавать, делиться им и транслировать его как можно шире. Мы это делаем ради благого дела– духовно-нравственного воспитания нашей молодежи.
– Константин Александрович, мир вступает в новый 2021 год. Нас пугают, что он будет очень тяжелый. Хотелось бы услышать Ваши пожелания сотрудникам Покрова и читателям сайта.
– Хотелось бы пожелать всем нам не унывать, но и не испытывать иллюзий относительно будущего. Мир меняется, и эти перемены могут оказаться для нас не самыми благоприятными. Например, все более масштабный добровольно-принудительный «дистант», неумолимая цифровизация, заменяющая межличностное общение и многое другое. Все это сказывается и на работе «Покрова», и на жизни каждого их нас. И нам надо не только безропотно адаптироваться в этих условиях, но и влиять на них, отстаивать свои законные права и принципы жизни.
Татьяна Николаева
Справка:
Цель лекционно-просветительского проекта «Семья и семейные ценности»: продвижение традиционных семейных ценностей, культуры межполовых и семейных отношений, повышение престижа семейного образа жизни, деторождения и установок детности среди детей и молодежи.
Лекции были проведены в следующих образовательных учебных заведениях: Тюменский колледж производственных и социальных технологий, Тюменский колледж экономики, управления и права, Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса, Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства, Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса, Колледж цифровых и педагогических технологий, МАОУ СОШ №9. Подробнее: https://vk.com/pokrovtumen?w=wall-157132693_418
Проведение лекций Центра «Покров» на тему «Семья и семейные ценности» для учащихся общеобразовательных организаций Тюменской области входит в перечень мероприятий «Комплексной программы просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности в Тюменской области до 2025 года».