8-800-100-30-70

«Мы просто обязаны вернуть детей к традиции...»

04.09.2014

Участники лекционного проекта Центра «Покров», педагоги школ отвечают на вопросы, касающиеся нравственного воспитания детей.

1. Как Вы полагаете, чем полезен курс по проблемам нравственного воспитания учащихся?
2. В каком аспекте должны рассматриваться вопросы семейной жизни в школах, колледжах, вузах?
3. На что нужно делать акцент при знакомстве слушателей с данным курсом?
4. Почему важно воспитывать детей в рамках традиционной нравственности и культуры?


4444.pngЛюбовь — это трудно

Светлана Алексеевна Чулкина, педагог-библиотекарь, преподаватель предмета «Основы православной культуры», школа №37

1. Я преподаю основы православной культуры и работаю как педагог-библиотекарь школы. В предстоящем учебном году буду читать курс нравственных основ семейной жизни, семьеведение. Этот предмет - явление для современной школы довольно новое. Ранее он не озвучивался, хотя для воспитания детей важно правильное понимание роли семьи в жизни личности и государства.

В советском обществе «Моральный кодекс строителя коммунизма» не имел под собой религиозного фундамента, вернее он его отрицал, однако основные нравственные нормы и правила общество все же сохраняло, а современное их просто вычеркнуло из жизни. Редукция нравственности не проходит бесследно ни для кого - ни для граждан, ни для страны. Мы должны, просто обязаны вернуться и вернуть детей к традиции.

Такое возвращение нужно, оно спасительно. Курс нравственных основ семейной жизни не просто полезен, он необходим, иначе мы потеряем еще одно поколение детей.


2. Семья учит человека любви. Любовь – это трудно, потому что человеку порой невыносимо тяжело преодолеть многие личные недостатки – обидчивость, раздражительность, нетерпимость, безответственность. Их много, назвала лишь самые распространенные. А ведь есть еще и откровенно вредные и разрушающие семью привычки. Во имя любви и покоя семьи придется исправляться, становиться лучше, добрее, сердечнее. За исполнением таких задач – душевный труд.

Поэтому вопросы семейной жизни должны рассматриваться исключительно в свете любви, причем истинного ее понимания как важнейшей ценности, которая нас бережет и которую нужно беречь. Без любви жизнь превращается в ад.


3. Семья – изначально союз двух любящих сердец, потом в ней появляются детки, и число любящих сердечек возрастает. Если в семье нет любви, то сердца в ней жить будут, но лишь разбитые, полные уныния и разочарования.

Чтобы уберечь детей от жизненных падений, нужно научить их правильному мировосприятию и правильному пониманию собственных поступков. Следует добиться того, чтобы наши дети не были морально искалечены и запачканы. Именно поэтому знакомство с азами нравственности, а очень часто бывает именно так, им необходимо.


4. Традиционные нравственность и культура - то, на чем зиждилось русское государство в течение... более 1000 лет, что культивировалось и отвоевывалось, отстаивалось и защищалось нашими предками.

Сегодня надо восстанавливать из руин все, что когда-то в России было естественным укладом жизни и защитой страны – высокие нравственные нормы для каждого ее гражданина. Мы лишились защиты и, как следствие, - теряем детей, семьи, государство. Теряем только потому, что разучились правильно жить. Чтобы в дальнейшем избежать таких страшных утрат или хотя бы собственными, пусть и незначительными усилиями замедлить этот процесс, мы должны воспитывать детей в традиционной нравственности, которая была органичной для нашей страны в течение многих веков. Дети - наш главный ресурс.

 

прививка от зла.pngНужно дать прививку от зла

Светлана Николаевна Соколова, педагог-психолог, школа №37

1. Мировоззрение молодого человека должно формироваться с раннего возраста, причем формироваться в верном направлении. Фундамент нравственности закладывается в детстве.

Малышу в доступной форме родители объясняют, что такое хорошо и что такое плохо, что можно делать, а что категорически запрещено. Брать чужие игрушки нельзя, а вот помочь бабушке можно и должно. Ребенок растет, его понятийный аппарат расширяется, возникают вопросы, ответы на которые можно найти, опираясь на твердые нравственные нормы.

Основанием поведения любой личности могут быть только нравственные или, напротив, безнравственные установки, усвоенные в семье, школе, в социуме в целом.

Нравственности необходимо учить так же, как требуется учить добру. Ориентация на добро, благо полезна для индивидуума даже, если мы будем исходить только из рационалистического подхода к данному вопросу.

Курс по проблемам нравственного воспитания полезен для учащихся, потому что дает верные жизненные ориентиры, которые имеют тысячелетнюю апробацию и укоренены в русской традиции и культуре. Современные молодые люди сделают меньше ошибок, если усвоят нормы морального поведения.

Как уже отмечено выше, уроки нравственности – своеобразная прививка от зла, они – формируют моральный иммунитет, то есть способность отражать зло и побеждать его в себе. Если мы, педагоги, не научим юношей и девушек умению сопротивляться злу, идти по пути добра, долга, чести и чистоты, то произойдет процесс замещения. Причем, очень быстро. Кто-то другой преподаст нашим детям уроки порока и лжи, растлит их души и сделает несчастными.

2. Наши дети – будущие родители, которые должны понимать меру огромной ответственности за то, какими они воспитают детей. Соответственно вопросы семейной жизни мы рассматриваем в русле традиции: мы совсем не первое в стране поколение родителей и детей. Традиционная русская семья – полная и многодетная, где ролевые функции определены и освящены веками: глава семьи – муж, супруга - его верная помощница. Родители в любви и согласии воспитывают детей. При таком ролевом распределении никогда не пойдет речь ни о феминизме и инфантильности мальчиков, ни о мускулинности и агрессивности девочек.

Отец, как продолжатель рода, передает ответственность за него сыну, воспитывая в мальчике чувство мужской чести и достоинства. Мать взращивает в девочке такие черты характера как мягкость, уступчивость, отзывчивость, терпимость, умение заботиться о родных и близких людях, скромность и прочие добродетели, которые помогут сохранить семью и сделают девочку счастливой.

Можно сделать естественный вывод , что, рассказывая детям - в школе, вузе, колледже - о том, какой должна быть современная семья, мы прежде всего должны обратиться к русской национальной традиции создания семьи.

3. Исторически в России семьи были крепкими: статистика разводов до революции поражает минимализмом. Сегодняшние же цифры, демонстрирующие количество распадающихся браков, катастрофичны. Например, наш тюменский ЗАГС говорит, что показатели города в этой сфере много благополучнее, нежели в целом по России: из 100% зарегистрированных браков разрушается всего лишь 55% ( по России -70-90%). Но даже наши, тюменские цифры неприемлемы! Поэтому когда мы знакомим учащихся с курсом нравственных основ семейной жизни, то делаем акцент прежде всего на то, что семья должна быть полной, многодетной, а значит счастливой. Счастливы те семьи, что живут в русле традиционной нравственности и исторической преемственности.

Записала Надежда Сергеева