8-800-100-30-70

От покаяния к воскресению Святой Руси

17.07.2014

…и воссоздастся русский корабль во всей своей красе
и пойдёт своим путем, Богом предназначенным...

Преподобный Анатолий Оптинский

Когда богоборцы в полумраке тяжелой июльской ночи 1918 года уничтожали огнем и известью тела невинно убиенных страдальцев в заброшенной шахте старого рудника, стремясь навеки скрыть свое гнусное злодеяние, никто не мог предположить, что не пройдет и ста лет, как на этом месте возвысится монастырь святых Царственных Страстотерпцев – эпицентр воскрешения «Руси новой, по старому образцу», как предвидел праведный молитвенник за Землю Русскую отец Иоанн Кронштадтский. И к этому святому месту, где сама земля впитала святые мощи, от Екатеринбургского Храма-на-Крови – другого святого места, политого кровью Царственных мучеников, ежегодно в день их памяти 17 июля идет многотысячный покаянный крестный ход людей, осмысливающих и восстанавливающих стержневую миссию русской истории.

Крестный ход

По разным оценкам от 50-ти до 70-ти тысяч верующих приняли участие в крестном ходе, пройдя после Всенощной и ночной Литургии путь длиною более 20 километров, а в метафизическом смысле – путь от покаяния к воскресению Святой Руси. Никакие политические марши и демарши, опираясь на искусственные идеологемы, не собирают столько людей.

Участники покаянного крестного хода не ищут национальную идею, они несут ее в своем сердце. С каждым годом людской поток все крепнет духом и увеличивается числом. Ощущение сопричастности чему-то великому, таинственному, еще только нарождающемуся, набирающему силу, но неодолимому и всепобеждающему, окрыляет и объединяет. Рядом идут митрополиты и бабушки, старцы и юноши, женщины с детьми в колясках и казаки в парадной форме. Люди со всех уголков нашего Отечества, а также из-за границы, и не только из стран СНГ, не только православные, есть и мусульмане. Ведь Царь-батюшка был отцом для всех, объединял все разнообразное море народов Империи идеей богоустановленной и справедливой власти без искусственных химер толерантности и мультикультурализма. Нет в этом людском потоке только зевак и любопытных – на праздном интересе такую дистанцию не пройти. И так более 10 лет.

Возрождение

Покаянный крестный ход в день памяти Царственных мучеников – не просто традиция или обряд, это свидетельство возрождения национального самосознания и памяти русского народа, через покаяние восходящего к подлинному возрождению и преображению России.


9 7 5 4 2

Что же такое покаяние и подлинное возрождение? Возрождение – это не полные прилавки «государства всеобщего благоденствия», а, прежде всего, восстановление духовных, нравственных основ бытия во всей полноте – в политике, экономике, культуре, личной жизни человека. Не обособленного индивидуума, а личности, причастной соборному единству, знающей высший смысл своего существования. Это нелицемерное возрождение Веры, пронизывающей все составляющие жизни человека и общества, в том числе и государственное строительство. Веры, касающейся не досужего времяпрепровождения и сентиментальных мечтаний, но всесторонней жизнедеятельности, поступков, мироощущения.

Монархия

Идея монархии, оклеветанная либеральными и партийными историками, - это, прежде всего, идея служения, самоотречения, жертвенности и взаимной любви, система устроения жизни общества, основанная на незыблемых нравственных началах. Она была выкована столетиями, как «злато в горниле», испытаний истории и служила тому, чтобы жизнь людей была не конкурентной борьбой в поисках места под солнцем, часто за счет ближнего, а посильным воплощением нравственных идеалов Веры на земле. …Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. (От Матфея 5:48). Чтобы царство земное было отображением, иконой Царства Небесного. Такое понимание монархии редко встречается у современных обывателей и даже историков-культурологов, но именно таким оно было и в народной массе, и у лучших представителей элиты российского общества, еще не зараженного идеями революции. Понятие «Самодержавие» возникло на Руси со времен Ивана III, положившего конец зависимости от Золотой Орды. Оно всегда понималось как «само» - «державие», т.е. самостоятельное держание земли, независимая власть, национальная независимость. В свете понимания происхождения этого слова становится понятным, кому сто лет назад выгоден был лозунг «Долой самодержавие!».

Русская самодержавная монархия, в рамках которой Россия к началу Первой мировой войны стала без преувеличения геополитическим лидером мира, никогда не являлась «ничем не ограниченным абсолютизмом». Монарх был всегда ограничен, во-первых, Богом, нравственным началом и христианскими заповедями. Во-вторых, своей ролью высшей инстанции власти, одинаково близкой всем сословиям и группам, ролью любящего отца народа и хозяина Земли Русской, вверенной ему свыше. Можно самому не верить в Бога, но отрицать то, что русские Цари верили и осознавали себя подотчетными Богу, было бы невежественно.

Можно долго перечислять выдающиеся успехи, достигнутые Российской Империей в области политики и экономики, науки и техники, культуры и искусства, величие страны, ее сложный и в то же время удивительно целостный и гармоничный уклад… Достаточно вспомнить известные слова главного редактора видной европейской газеты «Economiste Europeen» Эдмона Тэри, сказанные в конце 1913 года: «Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении». И это было сказано им не сгоряча, а после тщательного изучения русского хозяйства по поручению правительства Франции. Не это ли спровоцировало сначала хорошо инспирированную, но никому из воюющих сторон не нужную мировую войну, а потом – щедро оплаченный и тщательно подготовленный двухэтапный «оранжевый» переворот 1917 года?

Эти технологии сегодня успешно применяются теми же заказчиками в разных странах мира, в том числе, и в России. У нас пока безуспешно. Видимо, история иногда учит.

Покаяние

Будучи в эмиграции Иван Бунин напишет: «Наши дети, внуки не будут в состоянии представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, когда мы не ценили, не понимали всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…». Сегодня мы видим, как через таинство покаяния совершается чудо – русский народ начинает вспоминать – из глубины живущего в нас культурного архетипа, коллективного бессознательного, генетической памяти, которая передается, впитывается с молоком матери, с русским словом и народной песней, колокольным звоном и шелестом березовых листьев… Не только представлять и вспоминать, но и возрождать, восстанавливать в себе и собою Святую Русь. Так что же значит это мистическое слово «покаяние»? Покаяние в переводе с греческого (μετάνοια) означает изменение сознания, перемена ума. То есть покаяние – не просто воспоминание того, что было содеяно, это изменение себя, своей жизни через глубокое осмысление былого.

Как бы повели себя мы, окажись в начале 20 века на улицах охваченного революционным безумием февральского Петрограда, или в войсках, разлагаемых засланными пропагандистами? Как бы мы отреагировали тогда на известие об аресте, а потом и убийстве невинной Царской Семьи, расстреле не только самого Царя, но и детей, и слуг? Смогли бы мы не поверить той грязной, изощренной, не имеющей под собой ничего кроме лжи и коварства клевете, которую годами изрыгала дореволюционная «удушаемая царизмом» пресса и светские салоны? Не повторили бы мы бесчестие наших предков, предавших того, кому клялись на верность крестоцелованием1? Как бы мы вели себя тогда, не зная еще, чем все это обернется, какие реки крови потекут с Царского Креста, какие страдания ожидают народ после свержения Царя?

Самое лаконичное, глубокое и точное определение того, что произошло тогда, дал сам Государь Николай Александрович. «Кругом измена, и трусость, и обман», – записал он в своем в дневнике 2 (15) марта 1917 года в день отречения народа от своего Царя - отца и заступника. Именно предательского отречения от Царя, посредством которого, согласно учению Церкви, сам Бог руководит народом. Отречение тогда выражалось во всеобщем ложном и самоубийственном желании «избавится от Царя и пережитков царизма», и воплотилось в тот роковой день в высказываниях и телеграммах думских деятелей, генералов и даже великих князей, фактически содержащих требования отречения Царя от Престола. Последние подробные научные исследования2 этого трагичного периода нашей истории говорят о том, что Царь не отрекался, но был насильственно отстранен от власти в результате военно-политического заговора. Еще не известно, кто на самом деле подписывал карандашом машинописную телеграмму, адресованную в Ставку, которую потом выдали за высочайший Манифест об отречении от Престола… Такие судьбоносные документы оформляются несколько иначе. Даже сейчас любую справку заверяют в канцелярии, а тут – Манифест об отречении… карандашом, на телеграфном бланке…

Осмысление

Покаяние русского народа – это осмысленное и глубоко усвоенное изменение образа мыслей и самой жизни, дающее нам уверенность, что, окажись мы в предреволюционной России, мы остались бы верными Богу, Царю и Отечеству, не допустили бы кровавой смуты и крушения цивилизационных основ. Сегодня это дает нам внутренние силы к преображению нашей страны, созиданию России новой, по старому образцу. Самобытная Россия начала XX века, спуская на воду дредноуты, сохраняла свою социокультурную идентичность.

Культурные, социальные и технические достижения зиждутся на вечных ценностях, незыблемых в пределах истории.

… Под звон колоколов крестный ход входил в святые врата монастыря Царственных Страстотерпцев. Хоругви, кресты и иконы под сенью деревянных, как будто сказочных, храмов в светлом березовом лесу... Мирные, уставшие и радостные лица паломников, пришедших на летнюю Пасху воскрешения Святой Руси…

Михаил Алексеев

1 Каждый православный гражданин России мужского пола давал клятву перед Крестом и Евангелием «на верность Царю и Отечеству»

2 Мультатули П.В. Свидетельствуя о Христе до смерти… Екатеринбургское злодеяние 1918 г.: новое расследование, Мирек Альфред. Император Николай II и судьба православной России и др.