8-800-100-44-55

Портрет лектора

18.02.2021
Начало

Продолжаем публиковать наиболее важные фрагменты из методического пособия для лекторов К.А. Шестакова, руководителя проекта «Семья и семейные ценности». Сегодня приступаем ко второму разделу предлагаемого учебного пособия, который называется «Лектор и аудитория». Напоминаем, к ознакомлению методического пособия могут присоединиться не только участники семинара, который будет проведен в рамках реализации средств гранта Администрации Тюмени, но и все, кому не безразлична проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи.

Портрет лектора

Читать лекции «в защиту жизни», с одной стороны, могут многие, с другой стороны – практически это получается далеко не у всех. Попробуем нарисовать портрет лектора «в защиту жизни», отразив необходимые и желательные для него качества.

Главное – это мотивация и социальная адекватность. Если этого нет, то даже прекрасный специалист в области биологии или гинекологии и непревзойденный оратор не смогут читать лекции «в защиту жизни».

Адекватность лектора проявляется прежде всего в том, что он стремится быть услышанным, произвести сдвиг в сознании слушателей, помочь им, а не самовыражаться, «высказать все, что наболело», «показать им, как все есть на самом деле – правду-матку», обличать сидящих перед тобой слушателей, предполагая их порочность. Безусловно, необходимы социальная адекватность во внешнем виде, манере личностного общения и психическое здоровье. Социальная адекватность подразумевает и относительное духовное здоровье (все мы духовно больны, но есть особые «клинические» случаи). Сектантство и оккультное поражение (увлечение эзотерическими, магическими и подобными теориями и практиками) обычно определяют неспособность читать лекции на мировоззренческие темы. Неадекватный человек может рваться читать лекции, у него может быть высокая мотивация, при этом он чаще всего не осознает свое отклонение от нормы.

Почему адекватность ставится на первое место как основное условие допуска к лекторской работе? Дело в том, что если ее нет, то приобрести ее весьма проблематично, тем более к началу лекторской деятельности. Иногда на это уходят долгие годы жизни…

Теперь поговорим о мотивации. Можно вынудить специалиста, хорошо ориентирующегося в нашей тематике, прочитать лекцию «в защиту жизни», но она будет «без огонька», не будет касаться сердец слушателей. Немотивированный лектор пройдет по краю темы и не коснется дискуссионных вопросов, не будет отстаивать позиции в споре, будет пасовать и проявлять конформизм.

Если мотивация отсутствует, если у человека особо не болит душа за то, что происходит с детьми и молодежью или он не видит в этом проблемы, то вряд ли его удастся переубедить и «зажечь» на чтение лекций. Потому что для убеждения других людей, нужно еще больше мотивации и огня, чем даже для изменения своей собственной жизни. Чтобы быть убедительным надо на 120% верить в то, что ты говоришь, жить этим, болеть этим.

Следующим максимально желательным качеством является приемлемый уровень общей эрудиции и интеллекта. По той же причине: его не так просто наработать, в отличие, скажем, от специальных знаний по теме. Недостаточный уровень эрудиции делает лектора блеклым и неуверенным в себе. Отступив на шаг от темы лекции, он уже теряется и не вызывает доверия.

Весьма важно умение разговаривать с аудиторией, хотя бы задатки этого: относительно чистая речь, постановка голоса, отсутствие слов-паразитов, нормальная дикция и т.п. Если у человека есть определенные задатки, приобрести навыки оратора можно достаточно быстро, пройдя курсы риторики или занимаясь самостоятельно

Безусловно, приветствуется наличие у лектора высшего образования. Особенно если это медицинское, педагогическое, психологическое, биологическое или социологическое образование, что так или иначе связано с тематикой лекции. Особенно ценны действующие преподаватели вузов и учителя.

Приветствуется наличие ученой степени. Помимо прочего, это позволяет намного легче получить разрешение, доступ в образовательные учреждения, формирует соответствующее отношение. Лекция воспринимается не только как воспитательная, но и как научная. Важен социальный и профессиональный статус лектора. Например, если он является действующим психологом, врачом-гинекологом или социальным работником женской консультации, или же преподавателем медицинского вуза, работником системы здравоохранения – это существенно добавляет авторитет в глазах аудитории и на стадии согласования лекций.

Хорошо, если лектор – образцовый семьянин, имеет положительный опыт создания крепкой счастливой семьи, имеет несколько детей. Но, к сожалению, сегодня это встречается не так часто... . Бывает, у лектора еще нет детей, он не женат или она не замужем. Это не причина отказываться от чтения лекций. Важно подобрать, выработать соответствующий вашему опыту формат, стиль, тональность, пафос, примеры.

Правильно осмысленный опыт скорбей и ошибок умягчает сердце, к тому же это действительно опыт, позволяющий предупредить (не понаслышке!) юношей и девушек о подстерегающих их опасностях. Предупредить без возношения, с любовью и пониманием. Как пел Булат Окуджава: «А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она».

Иногда у людей, не искушенных скорбями, бывает несколько высокомерно-пренебрежительное отношение к слабостям и ошибкам других людей, что недопустимо в лекторской работе и в жизни. Поэтому неурядицы в личной жизни, особенно правильно осмысленные и пережитые, не являются препятствием для чтения лекций.

Желательный возраст – от 25 до 65 лет. Впрочем, это не жесткое требование. Суть в том, что лекция «в защиту жизни» – это все-таки лекция о жизни, лектор, так или иначе, «учит жизни».

Поэтому слишком молодой и неопытный человек будет восприниматься неубедительно. Впрочем, это касается классического варианта лекции.

Слишком возрастной лектор, особенно женщина (бабушка) может восприниматься детьми и молодежью как человек из другого мира, советы которого, может быть, и разумны, но не реалистичны и т.п. Тем более зачастую это может соответствовать действительности. Возрастной лектор может работать с молодежной аудиторией эффективно, но для этого ему (ей) требуются повышенный уровень самоконтроля, владение собой, знание психологии современной молодежи и магнетизм личности

Особенно ценны лекторы-мужчины. В современной педагогике вообще не хватает мужского начала, тем более для такого сложного разговора о жизни, как наша лекция. Некоторые темы, такие как МУЖЕСТВО объективно легче раскрывать мужчинам. Очень эффективный тезис: «в абортах виноваты мужчины, потому что мужчина глава семьи, и он отвечает за все» может быть воспринят не лучшим образом из женских уст. Это может показаться жалобой и самооправданием.

Главное, что должен помнить лектор – работа с аудиторией, особенно детской и юношеской, требует максимальной самоотдачи, искренности и нелицемерной любви к ним.

Подготовила Татьяна Николаева