С марта 2024 года ЦЗМ «Покров» реализует проект «Тюмень-2024 за жизнь!», внося свой вклад в положительную динамику снижения числа абортов в нашем городе. Психолог Н. В. Обрезкова, участник данного проекта, работает в женской консультации №2 и городской поликлинике №4, где она проводит беседы с женщинами, планирующими прервать беременность. Наталья Вячеславовна рассказывает о своём опыте в доабортном консультировании, делится наблюдениями, впечатлениями, размышлениями.
«Отговаривать меня не надо…»
–Аборт для женщины – это всё-таки очень трудный выбор. Мне приходится консультировать примерно 20 женщин в месяц, которые решили, что им необходимо прервать беременность. При этом многие из них осознают, на какой шаг они идут. И даже если говорят, что «я всё решила», всё равно они испытывают сомнения относительно своего выбора, чувство вины, переживания.
На консультациях нередко сталкиваюсь с агрессией, негативом, протестом. Всё это зачастую связано с тем, что женщина понимает, какой непростой выбор ей предстоит сделать. Трудно сказать, что есть какой-то особенный подход к пациенткам. Каждая женщина и её история уникальны. Проявление чуткости, внимания, уважение к собеседнице позволяет найти «окошечко», чтобы успеть показать, какой выбор предстоит ей сделать, рассказываю о ценности человеческой жизни. Этот момент в разговоре всегда очень волнительный. Иногда есть ощущение, что женщина начинает чувствовать малыша, у неё текут слезы, и появляется надежда, что сказанное, будет услышано. Только не всегда это получается. Многие женщины изначально настроены очень категорично. Часто можно услышать: «отговаривать меня не надо, я все решила» – с этим бывает, правда, трудно. Но стараюсь показать и разобрать ситуации, когда сохраненные беременности приносили большое счастье женщинам, хотя на первых этапах беседы они были также категорически против.
Карьера, деньги, мигранты
– Хотелось бы отметить, что одним из моих больших желаний пойти в доабортное консультирование стали истории знакомых мне женщин, которые в возрасте 40 лет и более не имели детей, они испытывали огромное чувство вины, что когда-то был сделан аборт. У них прекрасное материальное положение, вроде и для «себя успели пожить», а вот зачать ребёнка уже не получалось.
Ещё один момент, который меня очень волнует, это демографическая ситуация в стране, которая действительно катастрофична. Сокращается численность русского населения. Среднестатистическая русская семья – это мама, папа и в лучшем случае два ребенка. Редкое исключение, когда в семье трое детей и больше, в то время как в семьях из ближнего зарубежья рождаемость значительно выше. Сейчас об этом многие даже не задумываются, кажется, что рожу одного-двух и достаточно, их же нужно накормить, одеть и выучить. Действительно, для рождения и воспитания человека необходимо много ресурсов. Но важно понимать, что дети – это наше продолжение, и надо им помочь сохранить отечественную культуру, ценности, духовность, самобытность. Такую непростую тему, по возможности, я поднимаю на своих консультациях. Что ждёт нашу страну, если мы будем и дальше делать аборты такими темпами?
Зарождение жизни человека – открытие
– При всей доступности информации, к сожалению, приходящие к нам женщины аборт не воспринимают как убийство. Когда начинаешь рассказывать, как происходит зачатие, как в течение 30-ти часов после оплодотворения появляется зародыш человека – для многих женщин эти факты являются каким-то откровением, удивительным открытием. Когда показываешь им наши буклеты о зарождении жизни человека, макеты эмбрионов, они очень удивляются: «неужели 7 недель? И уже так много у него сформировано?». Да, это ребенок! В принципе, мы часто и начинаем консультацию с того, что поздравляем женщину с беременностью, говорим, что вы мама, допустим, уже троих детей. Кто-то смеется, не соглашается, протестует. Самое трудное в том и это вызывает недоумение, почему женщина, будучи беременной, не считает, что у неё внутри уже живёт человек, её ребенок. Но нет, она считает, что это «плод», «зародыш», «эмбрион», но не ребёнок. И когда спрашиваешь, чем этот малыш, который уже растёт внутри вас, отличается от того, кто уже рождён, просто он ещё маленький, ещё не вырос, но он уже у вас есть, то этот вопрос иногда у женщин вызывает крайнее недовольство, несогласие, возмущение.
Знаете, приходится порой объяснять самым простым языком, приводить примеры. Представьте, что вы посадили семечко, и оно стало расти. Да, это еще не апельсиновое дерево, и нет на нём еще фруктов, которыми можно было бы насладиться. Тем не менее росток уже взошёл и он есть. И мы не можем это отрицать. Такие простые рассуждения для некоторых женщин бывают откровением, они начинают понимать, что у них действительно уже есть ребенок и начинают думать в этом направлении.
Что удивляет
– Был такой удивительный случай. Женщина в возрасте 40 плюс, имея уже пятерых детей, пришла на прерывание. В процессе консультации стала предъявлять мне претензии, что я её лишаю права выбора, ограничиваю во времени, и что из-за меня она не может дальше жить нормально. Последовали ещё и оскорбления. Я была удивлена, наверное, тому, что если бы это была девушка лет 18-ти, у которой первая беременность, она ещё многое не знает, не понимает, то её агрессия воспринималась бы более естественно. А здесь уже пять ребятишек, есть опыт рождения и воспитания детей, но перекладывать ответственность на психолога, по меньшей мере, очень странно. Это был пока единственный случай в моей практике.
Вообще иногда удивляешься некоторым историям женщин, часто ими же и придуманным. Здесь приходится встречаться и с обманом, и с откровенной ложью. Вот был такой случай. В этот день ко мне было записано пять пациенток. Они приходили и говорили одно и то же, одни и те же слова, как будто специально их выучили: «я пила антибиотики», «мне делали рентген», ещё какие-то похожие отговорки, то есть все эти женщины пришли ко мне с одним и тем же сценарием. Было очевидно, что хотели обмануть меня и быстрее достичь своей цели.
Что особенно важно
– В целом, я считаю, что у нас не хватает кризисной помощи женщинам. С одной стороны, они сами не очень хотят идти за помощью. Хотя многие проходят через домашнее насилие, побои, наркоманию и алкоголизм близких. Иногда женщины живут просто в нечеловеческих условиях. С другой стороны, я понимаю, что у нас не хватает какого-то кризисного центра, в который можно было бы поместить женщину не только для временного пребывания. А чтобы там можно было обучить её какой-то профессии, и чтобы это пребывание было безопасным, она не боялась бы супруга, каких-то агрессивно настроенных родственников. Женщины, может быть, и хотели бы сохранить беременность, но им часто не хватает реальной поддержки. Это не только про одежду, не только про материальную помощь. Часто здесь и сейчас ей не хватает какого-то человека, с кем бы она могла разделить свою боль, переживания, сомнения. Многие оказываются в каком-то тотальном одиночестве, изоляции, откуда им представляется нет выхода. И такие женщины, конечно, идут на прерывание, потому что считают это решение единственно верным. Они часто находятся под давлением супругов или других родственников, которые настаивают на аборте. Я испытываю порой сильное волнение за их судьбу. Конечно, если у кого-то крайне тяжёлое положение, то предлагаю телефоны кризисных центров, там все-таки окажут посильную помощь, даю свои контакты, приглашаю прийти ко мне на беседу, чтобы еще раз оказать такой женщине моральную и психологическую поддержку.
Они очень напуганы
– Женщины, которые прервали когда-то беременность, рассказывают, что им снятся эти дети, что они плачут, сожалеют, что сделали аборт, хотя прошло столько лет. Забыть такое невозможно. Но, к сожалению, как показывает практика, когда женщина находится в условиях этого непростого выбора, тем более если это отягощено какими-то тяжёлыми жизненными обстоятельствами, то бывает порой ей очень трудно пробраться через эти «заросли» страхов, отчаяния, безнадёжности.
К сожалению, сейчас такое время, наши женщины очень напуганы, боятся будущего. В основном у всех какие-то денежные трудности. Какую помощь им ни предлагаешь, какие альтернативные действия ни рассматриваешь – они не хотят рожать. Кроме того, многие очень халатно относятся к своему здоровью, их не волнует то, что аборт наносит большой урон организму, что это причина развития различных заболеваний, в том числе и онкологических. Большинство ведут себя так, как будто не хотят об этом слышать, что говорит о безответственности и какой-то детской позиции.
С другой стороны, хочется поддерживать таких женщин, направлять на более безопасный путь жизни и даже где-то учить. Бывает, что приходит пациентка, у неё проблемы в семье, в отношениях с мужем, старшими детьми, я помогаю разобраться в этой ситуации, подсказываю, как реагировать, что сказать, тем более, когда это касается вопроса сохранения беременности. И если сейчас все-таки совершится непоправимая ошибка, то, возможно, сегодняшняя наша беседа поможет предотвратить её в будущем.
Но, к сожалению, иногда женщины приходят через два-три месяца после предыдущего аборта с той же проблемой, ничего их не останавливает…
Тем не менее такая очень непростая работа помогает мне оставаться в профессии. Несмотря на все трудности, мы продолжаем беседовать с нашими женщинами, находить ключик к самым потаенным уголкам их души, приводить их к осознанию и правильному выбору. К счастью, иногда это удаётся. И от этого становится радостно на душе.
Татьяна Симонова