8-800-100-30-70

Рукоделие - родовая связь поколений

14.07.2015

В деревенском доме моего детства было всего три комнаты – уютная родительская спальня, светлая кухонька и большая, вся в окнах горница. У порога в прихожей, чтоб вытирать ноги, лежал пёстрый кружок. Мама вязала его большим деревянным крючком из ссученных лент, на которые резала или рвала старые, «на тряпки», вещи. Ленты были короткие, и она сшивала их прочными нитками. Мама и меня учила вязать кружки, но в моём исполнении они превращались в колокольчики или складывались в волнистую бахрому.

На полу в горнице лежали вытканные мамой половики. По их чёрному шерстяному полю разбегались яркие разноцветные кубики, и мы с сестрой прыгали по ним на одной ножке. Половики обычно ткали на веранде весной или летом, потому, что в процессе этой работы, как говорила мама, было много пыли. При этом деревенские женщины стояли в очередь за громоздким ткацким станком. Стан или бёрдо, как они его называли, был один на всю улицу, его очень берегли, и мама нас к нему не подпускала. Но стоило ей отлучиться по хозяйству, я по-деловому садилась на её место и, продевая короткие челноки между натянутыми нитями, тащила на себя набилки и нажимала на подножки стана. Сделанная мной полоска получалась неровной и дырявой, мама сразу замечала мою «помощь», но не сердилась, лишь слегка журила.

Бруснецов Ю.В..JPG

Кровати в нашем доме были украшены кружевными подзорами, комод застелен «накомодником», по краю которого разбегались рыжие, вышитые крестиком белки с зелёными сосновыми шишками в лапках. Над родительской кроватью висела «дорожка» с красно-вишнёвыми розами. Мама искусно вышивала гладью, а китайские нитки-мулине, за которыми специально ездили в город, придавали цветам диковинный вид. Смотришь, не насмотришься! Мама любила рукодельничать. Она вязала на спицах узорчатые варежки из овечьей шерсти, носочки в полоску и всё успевала, несмотря на то, что в семье росло четверо детей.

Много воды утекло с тех пор. Неповторимое мамино рукоделие заменили серийные ковры и паласы, перестали быть модными вышитые гладью дорожки и подзоры ручной работы, но именно они остались в памяти, как самые яркие воспоминания о маме, её любви и детстве. Наверное, потому, что вместе с этими изделиями приходило ко мне понимание красоты и ещё неосознанное желание сделать нечто подобное. А, может потому, что передаваемое из поколения в поколение самобытное декоративное творчество по-прежнему живёт в нас. Как народная песня, как плясовая под гармонь, как частушки, без которых не проходит ни одна деревенская свадьба. Вот и я теперь, как самую дорогую реликвию храню выкладной мамин половик, в узорах которого чувствуется тепло её рук, и радость творческой души.

Мир вокруг меняется, но все-таки жаль, что нас стремительно тянет к европейскому образу жизни. Разве увидишь кого-то в повседневной жизни в русском сарафане? Чтоб этот сарафан был для нас, как сари в Индии или хиджаб в Египте? Увы... А ведь за этим, образно говоря, сарафаном стоит и тает (к сожалению) и национальная «русскость», и самобытная «российскость».

- Культура восприятия рукодельных вещей у нас на очень низком уровне, - говорит специалист отдела реализации проектов ГАУК ТО «Центр прикладного творчества и ремесел» Л.Н. Шатохина.

– Единицы могут оценить неповторимость ручной работы. О том, чтобы такое ремесло позволило кому-то достойно зарабатывать на жизнь, говорить не приходится. Но Центр, несмотря на небольшой штат сотрудников, проводит огромную просветительскую работу.

Сокровища севера (2).JPG

Так, в конце апреля мы участвовали в ежегодной международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера-2015». В экспозиции Тюменской области были представлены тюменские ковры и работы мастеров тобольского косторезного промысла. На конкурс «Лучшее произведение национального народного искусства» в номинации «Сувенирные изделия» заявлена авторская разработка семейной династии Брусенцовых керамическая скульптура «Остров жизни». Работа завоевала Гран-при международной выставки.

В номинации «Резьба и гравировка по кости» диплом лауреата получила потомственный мастер-косторез Эльвира Иванова.

В семье Брусенцовых двенадцать детей. Мальчики, а их семь, занимаются резьбой по дереву, девочки – керамистки. Возглавляет творческую династию глава семьи Ю.В. Брусенцов. В своё время Юрий Витальевич окончил одно из лучших художественных учебных заведений страны - московское Строгановское училище. В творческом процессе в яркий стиль столичной керамики профессионально вписались символичные образы тюменского региона. В их числе - фигурки оленей и сов. Так родилась узнаваемая брусенцовская керамика.

- Штатных мастеров в Центре нет, - продолжает рассказ Людмила Николаевна, - поэтому на мероприятия приглашаем известных в творческом кругу людей. Юрий Витальевич Брусенцов из их числа.

Шитов В.М..jpg

Традиционную домовую резьбу пропагандируют и сохраняют в Тюмени В.М. Шитов и его сын Святослав. Если вы не знакомы с их творчеством, прогуляйтесь по улице Дзержинского в Тюмени, оцените реставрацию дома Буркова. Кстати, Вадиму Макаровичу недавно присвоено звание «Почётный гражданин города Тюмени».

Шитов-старший, с педагогической точки зрения, очень грамотно проводит мастер-классы по изготовлению народной деревянной игрушки «Сибирский конёк». Такие игрушки, судя по описанию в краеведческой литературе, изготавливали и продавали на ярмарках сибирские ямщики. Вадим Макарович восстановил образ игрушки, и дети увлечённо готовят их под роспись, а потом раскрашивают акриловыми красками. Охотно сотрудничает с Центром Дмитрий Владимирович Ключин. Сплетенные из лозы изделия богандинского мастера-журнальные столики, стулья-неизменно привлекают внимание посетителей выставок.

Хорошо поддерживают семейные традиции в клубе любителей лоскутного шитья «Матрёна». Поначалу на занятия в «Матрену» приходили только пенсионерки, но с годами клуб помолодел. Бабушки стали приводить с собой молодых знакомых и собственных внучат. Так у «Матрёны» появилась внучечка «Матрёшка». В конце года все «матрёны» и «матрёшки» шьют себе новые сарафаны и собираются на ежегодный итоговый праздник «Красная горка». Здесь организуют выставку работ и чаепитие с пирогами собственной выпечки. В Галерее традиционных промыслов и ремёсел, где проходит гуляние, звучат народные песни. Творческие люди ко всему подходят творчески.

Охотно делится секретами изготовления тюменского махрового ковра известная омутинская ковровщица А.Ф. Рифель. Её работы представляют серьёзный интерес для исследователей коврового промысла. Так, доктор искусствоведения Н.И.Сизёва выпустила книгу и каталог «Тюменский ковер. Цветы Сибири», где последовательно описаны и сфотографированы технологические процессы изготовления ковра. Ковровщица Августа Фёдоровна Рифель консультировала Наталью Ивановну при работе над изданием, а Центр прикладного творчества и ремесел был в числе организаторов выпуска этой удивительно красивой книги.

В августе прошлого года пятьдесят ковров, изготовленных на Ишимской ковровой фабрике по заказу правительства, были представлены на выставке в Центре современного искусства имени Церетели в Москве. Уникальность коллекции в том, что ковры изготавливались по рисункам Московского института художественной промышленности 50-х годов, который разрабатывал художественные и технологические направления всей сувенирной продукции СССР.

Специальные рисунки для ковров были предложены также Ишимской и Тобольской ковровым фабрикам. Сейчас рисунки восстановлены, по ним соткано семьдесят ковров, пятьдесят из которых буквально покорили москвичей. И не только. Два года назад тюменские ковры «ездили» на выставку в Швейцарию: европейцы были поражены их цветовой роскошью и разнообразием узоров.

Шатохина Л.Н..jpg

Блестяще выступили наши ковровщики и косторезы на первом фестивале народного творчества в Сочи, прошедшем в ноябре прошлого года. О Тюменской области, как регионе, сохранившем богатые традиции в декоративно-прикладном творчестве, был снят фильм.

- Ковровая и косторезная промышленность поддерживаются из областного бюджета, а наш Центр выступает в роли хранителя и популяризатора этих промыслов, - поясняет Л.Н. Шатохина.

В настоящее время в Галерее традиционных промыслов и ремёсел работает постоянно-действующая интерактивная выставка «Тюменский ковер, традиции и современность». С момента открытия (ноябрь 2010 года) выставку посетили школьники почти всех тюменских школ. Интерес большой, потому что дети, кроме теоретических знаний, получают собственный опыт ковроткачества: желающие могут поработать на ткацком станке, собственноручно изготовить нехитрые сувениры.

- Начинаешь показывать ковры и вдруг слышишь, - делится своими наблюдениями Людмила Николаевна, - «У моей бабушки тоже такой есть». И понятно, что ребёнок обязательно расскажет бабушке о её ковре то, что запомнит из рассказа экскурсовода. И если бабушка над историей своего ковра не задумывалась, то ей тоже будет интересно посмотреть на него глазами внука или внучки. Это и есть та ниточка, которая связывает нас, делает крепче, сильнее и добрее.

- Мне нравится работать со студентами университета кафедры социально-культурного сервиса и туризма. У них есть живой профессиональный интерес к прикладному искусству. По вопросам, которые они задают, понимаешь, что ребята впитывают знания, чтобы потом поделиться ими с другими.

Бывает, что некоторые студенты приходят к нам с чувством легкой иронии, возможно, снобизма по отношению к произведениям народного творчества. Что интересного, модного может быть в коврах или деревянных поделках? Это же не последние хиты известных групп. Однако те же ребята, даже после первого знакомства с работами мастеров, уходят восхищенные ими, с живым блеском в глазах.

P13008061.jpg

Что касается участия Центра в выставках, то практикуются, в том числе выездные выставки по заявкам муниципальных образований и участие в ежегодных праздниках «Мост дружбы», «Сабантуй» и другие.

- Вы так интересно рассказываете о своей работе, но, проблемы-то, наверное, есть. О чём мечтаете? Какие ситуации хотелось бы изменить?

- Хочется иметь специальные помещения, где можно было бы поставить ткацкие станки, чтобы набрать детские группы и заниматься с ребятами на постоянной основе. Сейчас мы этого себе из-за отсутствия помещений позволить не можем. Центру нужны штатные мастера. Наш институт культуры выпускает двух-трёх, максимум четырёх специалистов за весь курс обучения, но они не идут работать в профессию. Нет у нас и обучающих программ, а учить народным промыслам и ремёслам нужно, на мой взгляд, с детского сада. Иначе как сформируется интерес к ним? Дети с раннего возраста должны гордиться своей принадлежностью к той или иной национальности и всем, что стоит за этим понятием. Они должны научиться уважать традиции других народов. Только экскурсиями подобному не научишь. С этим надо родиться, учиться и жить.

Впрочем, скоро нас передают под юрисдикцию Словцовского музея.

Екатерина Плетнева

На снимках: юные рукодельницы Бруснецовы, глава семьи Бруснецов Ю. В., сувенир "Сокровища Севера", Шитов В.М., Шатахина Л.Н., "Матрена".