8-800-100-30-70

С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь

14.10.2014

Ежегодно в сентябре, начиная с 1966 года, по инициативе ЮНЕСКО отмечается Международный день грамотности. Грамотность является правом человека и основой любого обучения. Средством расширения личных свобод и возможностей, а также инструментом развития индивидуального человеческого потенциала и общества в целом.

По оценкам ООН, сегодня в мире насчитывается более 860 млн неграмотных взрослых, две трети из которых – женщины. Около 60 млн детей начального школьного возраста не ходят в школу.

Содержание понятия грамотности исторически менялось, расширяясь от элементарных умений читать, писать, считать к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков. Сегодня даже те, кто окончил школу или другие образовательные учреждения, иногда не могут считаться грамотными, потому что степень их образования не соответствует требованиям современного мира.

Уровень владения письменной и устной речью в нашей стране в последнее время стремительно падает. Об этом свидетельствуют результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку. В нынешнем году в ЕГЭ принимали участие 714242 человека. Высокие баллы (80-100 баллов) получили 13,2% выпускников (в 2013 году – 14%). Снизился и средний балл – с 64 до 62,5 балла в 2014 году.

Самыми сложными оказались задания по стилистике русского языка – правильных ответов около 40%. Орфография и пунктуация, как утверждают эксперты, не вызвала таких затруднений. Рособрнадзор, проанализировав результаты экзамена, принял решение снизить проходной балл по ЕГЭ в этом году с 36 до 24 баллов.

Что касается Тюменской области, то максимальное количество баллов по русскому языку получили 20 человек. Из них 15 – учащиеся школ Тюмени, два – из Тобольска и по одному выпускнику из Ишима, Голышмановского и Тюменского районов. (В прошлом году 100 баллов набрали 16 школьников области). Тестовый балл еще 386 выпускников составляют 90 и более баллов.

Если русский язык является одним из двух обязательных экзаменов, которые необходимо сдать для получения аттестата о среднем общем образовании, то литература относится к предметам по выбору. ЕГЭ по литературе в нашей области, сообщает пресс-служба областного департамента образования, сдавал 341 выпускник. Максимальное количество баллов получили два человека.

Эта информация вызвала бурю откликов в сети. Вот некоторые комментарии:

– Интересно просто: чтобы сто баллов по литературе получить, надо было знать название вымышленного города в драме Островского «Гроза». Это к собственно литературе каким местом? Чиновник, составляющий тест, проверяет не понимание идеи, а память ученика. Скоро будут изучать на уроках литературы, из какой древесины был сделан троянский конь и в платье от какого портного пришла на свой первый бал Наташа Ростова. Закрадывается подозрение: не сценаристы ли «Дома-2» составляли задание к ЕГЭ по литературе? Нет, я, конечно, рад за стобалльника, но меня мучает вопрос – КАК?

– При сегодняшней системе обучения вообще невозможно знать литературу (если только ребенок сам себя не воспитывает и не читает много и самозабвенно). Ни один выпускник школы не сможет написать шестичасовое развернутое сочинение, как писали мы раньше: с цитатами, анализом, размышлениями и выводами. Не знают наши дети ни авторов, ни их творчества, не умеют думать. 100 баллов по ЕГЭ – всего лишь результат тупого запоминания правильных ответов. А спроси этих отличников, кто такая Анна Каренина, скажут: «Известная детская поэтесса».

– К своему стыду, несмотря на то, что я прочитал тонны литературы в школьные годы, и даже той, что в программе не было (например, Данте, Шекспир), Толстого Льва Николаевича («Петра I» Алексея Николаевича перечитывал раза три) я осилить не смог. Ну не мое! И разве это преступление?

– Все бы ничего, если бы не читал ребенок только это произведение. Дети сейчас в подавляющем большинстве своем НИЧЕГО не читают. Речь ведь не о том, что в детском возрасте нужно досконально изучить труды классиков. Но иметь представление о писателе и его творениях, особенно тех, что в школьной программе, просто необходимо.

– В ответ на вопрос КАК? хотелось бы сказать: ТАК, как их научили преподаватели. ЕГЭ не демонстрирует, увы, лучших знаний и умений выпускников. Но не выпускники в этом повинны! Поэтому стебаться над теми ребятами, которые и сейчас могут продемонстрировать уверенные знания в рамках того, как их обучают, – это неумно.

– Возможно, нынешние выпускники аналитического шестичасового сочинения по литературе и не осилят. Что, между прочим, не факт, и точно не про всех! В том числе и не про всех тех, кто не выбрал сдавать литературу. Но в том-то и дело, что облечь свои мысли, рассуждения в краткую форму, не потеряв при этом аргументов, – большое искусство! Как раз это входит сейчас в творческую часть экзамена по литературе. И именно это имеет вес при проверке.

– Справедливости ради, в «наше» время читали тоже немногие. В основном «проходили». Но сейчас не читают вовсе. Надо менять программу по русскому языку и литературе. Для нынешних школьников я бы ее ужесточила. Оба предмета должны изучаться по 11-й класс включительно, с 4 по 11 – диктанты по русскому каждые два дня, по литературе – эссе каждую неделю.

– Во все времена критиканы были – раньше обывателями критиковались медалисты, дескать, купили, сейчас – олимпиадники и стобалльники. Но не наши выпускники выбрали себе такую форму экзаменов, ее навязали учителям, навязали детям и родителям! И даже здесь прорываются звездочки! Гордиться надо такими тюменцами, а не ехидничать.

Глас вопиющих, кажется, услышан. Сочинение как выпускной экзамен по литературе, похоже, вернут в школу. Это своего рода допуск к дальнейшей сдаче экзаменов. «Сочинение планируется писать в декабре, чтобы те, кто не справился с первого раза, имели возможность в течение февраля-апреля его пересдать», – сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Он добавил, что основная цель сочинения – привить навыки правильного и логичного изложения мыслей. Оцениваться работы будут не по балльной системе, а в формате «зачет-незачет». Поэтому они не повлияют на результат ЕГЭ.

О сохранении общей грамотности населения должны заботиться государство и общество. Вспоминать об этом надо как можно чаще, а не только 8 сентября.

Ольга Радутная, кандидат филологических наук, доцент языкознания