8-800-100-30-70

Семейное счастье передаётся по наследству

09.12.2015

Проблема воспитания детей – тема вечная. Она  не потеряет своей  актуальности до тех пор, пока на земле рождаются дети и существуют здоровые семьи. «Слушай сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей», - поучал своих детей библейский царь Соломон. С тех пор ничего не изменилось – нынешние родители, может быть, другими словами, но говорят похожие наставления. Вот только не хватает им порой необходимых знаний и соломоновой мудрости. Поговорим об этом (и не только) с Заслуженным учителем Российской Федерации, директором средней школы № 70 Лидией Николаевной Русаковой.

- Лидия Николаевна, с каким настроением вы встречаете Новый 2016 год?

- С хорошим. В нашей школе учатся умные дети, которые  радуют  хорошей учебой (на «четыре» и «пять» учатся более 60% наших школьников), талантливыми проектами. Прошедшее полугодие было интересным: в школе прошло много творческих событий. Школа развивается, и это радует.  Чувствовать радость от своего труда - это и есть, наверное,  главное в жизни учителя. В конце года каждый из нас подводит определённые итоги, и если говорить об успехах нашей школы, то результат  позитивный. 

- В основе деятельности возглавляемой вами школы лежит принцип Сотворчества. Расскажите подробнее о сути этой концепции.

- Четырнадцать лет назад, в 2002 году в Тюмени объединились  гимназия № 86 и начальная школа № 70. Слияние двух коллективов предполагало, в том числе, поиск идеи, которая  привнесла бы особый смысл в пространство взаимодействия, сделала бы его плодотворным и радостным. Тогда и была предложена концепция Школы Сотворчества, включающая такие понятия, как сотворчество с самим собой, с окружающими людьми, с окружающим миром – природой, социумом, культурой и так далее. Школа Сотворчества создаёт условия, живя в которых человек учится быть здоровым духовно, нравственно, психически, физически. Если не вдаваться в управленческие и философские подробности, то эта концепция проявляется в умении вести конструктивный диалог всех со всеми, то есть учиться понимать друг друга и находить точки соприкосновения, которые позволяют создавать позитивные творческие вещи. 

- В родительском общении существуют такие понятия, как хорошая или плохая школа. Так вот если оценивать школу № 70 по ажиотажному родительскому спросу, то она, несомненно, относится к одной из лучших школ города. В чём секрет?

- Действительно, наше образовательное учреждение пользуется спросом. Думаю, причиной спроса является система воспитания и развития детей, выстроенная концептуально. Несмотря на спрос,  приоритетным условием для поступления детей в школу является прописка. Это незыблемое, определённое законом, правило. Однако не отказываем мы и тем, кто принципиально заинтересован в получении образования, заложенного в программах  нашей школы. Имеются в виду не какие-то комфортные внешние условия, а гуманитарное развитие личности. 

PICT0060.JPG

- Есть ли какие-то пожелания к родителям, которые приводят  своих детей в Вашу школу?

- Родителям, которые ведут к нам своего ребёнка, надо понимать, что и сами они должны будут включиться в сотворчество со школой, много работать над собой и вместе с детьми вести диалог с другими участниками образовательного процесса. Как показывает практика, не все к этому готовы, не все способны, к примеру, избежать конфликтных ситуаций.  Проблемы появляются, как правило, в том случае, когда родители пытаются обособить своего рёбенка, показать его исключительность. Некоторые из них говорят: «Мой ребёнок хороший, талантливый, плохие те дети, которые его окружают. Это они мешают ему учиться, участвовать в школьной жизни, развиваться». Такая точка зрения  справедлива лишь отчасти, потому что в любой ситуации нужно находить «точки диалога» с одноклассниками. Детей и родителей это касается в одинаковой степени. Без желания понять других, почувствовать то, что чувствуют они, сотворчество не состоится. В нашей школе учится более тысячи детей, и все они талантливы, каждый по-своему, и все требуют равного внимания. 

- То есть, идёт воспитательный процесс не только детей, но и родителей?

- И учителей. Состояние диалога предполагает, что учитель должен забыть личные амбиции. Взаимоотношения с кем бы то ни было уходят на второй план, во главу угла ставится проблема ребёнка. В нашем учительском коллективе нет людей, которые не принимали бы этой позиции, но  у всех разная степень мастерства ведения диалога. В нынешнем году в школу пришли молодые учителя, интересные,  творческие люди. Думается, что они привнесут в процесс сотворчества свежие идеи, но пока мы учимся вести диалог.

2.JPG

- Известно, что семья - ячейка общества. Как вы работаете с семьями?

- Наша школа абсолютно открыта для родителей. Некоторые праздники, такие как «День семьи»,  без них просто не мыслятся. Суть этого события  заключается в том, что дети и родители вместе готовят презентацию класса, которая предполагает, прежде всего, совместное выступление на сцене актового зала. Затем праздник  перемещается непосредственно в классный кабинет, где проходят совместные клубные программы. Что такое клубная программа? Это заинтересованный, искренний диалог детей, родителей и учителей на ту или иную тему. В первом классе, к примеру, актуальна тема: «Книга в жизни моей семьи».

- К сожалению, во многих, особенно молодых семьях, тема книги потеряла свою актуальность...

- Но во многих – не потеряла. И когда те семьи, в которых книге уделяется особая роль в воспитании ребенка, делятся опытом чтения и обсуждения прочитанного с другими семьями, остальные задумываются. Это один из важных моментов участия в подобных событиях. В седьмом классе на клубных программах обсуждается тема «Как я становился взрослым», и родители рассказывают детям свои поучительные, серьёзные и смешные истории из детства и отрочества. В одиннадцатом классе актуальна тема «Моя будущая семья», и  все вместе (дети, родители, учителя) ведут диалог о том, как организовать свою жизнь, чтобы в семье было счастье.

Четыре раза в год в школе проводятся тематические родительские собрания. В этом учебном  году уже состоялась Родительская школа, тема которой «Интеллектуально-творческое пространство школы: опыт организации и взаимодействия участников образовательных отношений»  увлекла всех. Мы говорили о том, как помочь ребёнку учиться, как воспитать интерес к развитию своих способностей; как  привить нравственные нормы учения, как научить его любить и понимать людей. Учителя вели уроки для родителей, и родители ответственно учились. Одним из уроков в родительском расписании была презентация проектов детей. Все залы третьего этажа были стали интеллектуально-творческим центром. Дети рассказывали родителям о своей проектной деятельности.  На этом уроке родители учились у детей, думали о том, что можно взять из этой выставки для себя, над какими аналогичными проектами можно поработать в своей семье. Часто на таких собраниях родители учат друг друга, делятся опытом, и это самое лучшее обучение - на благо ребёнка. 

PICT0017.JPG

- Вы сказали, что более 60% детей в школе учатся на «хорошо» и «отлично».  Как удалось достичь этого показателя?

- Надо было несколько лет говорить с родителями о том, что мы коллеги по образовательному процессу, что их гражданский подвиг –  ежедневный контроль домашнего задания, чтение с ребенком, что их человеческая радость – ежевечернее общение с детьми. И вот когда все мы утвердились в мысли, что так нужно делать, качество образования улучшилось. Но это не предел - моя цель, как директора школы, сделать всё возможное, чтобы этот показатель вырос до 70%.

- В нашем непростом мире, где то там, то здесь вспыхивают очаги ненависти, связанные, в том числе с терроризмом, особое звучание получает тема патриотизма. Как воспитывать патриота в семье?

- Достаньте фотоальбом и расскажите детям историю старых пожелтевших фотографий. Кто на них изображён, кем были эти люди? В этом направлении в нашей школе реализуется сразу несколько проектов. Один из них - «История моей семьи в истории Великой Отечественной Войны». Обсуждая эту тему в год 70-летия Победы, в каждой семье наших учеников «перелистали странички военной истории». В результате -  много  интереснейших сочинений, написанных совместно родителями и детьми. Ещё один проект: «История моей семьи в истории моего Отечества». И снова -  многочисленные рассказы о людях, которые участвовали в коллективизации, возводили заводы и фабрики, строили дороги, поднимали целину, выращивали хлеб, открывали месторождения нефти и газа. Дети должны уважать своих предков, и нет, наверное, семьи, где не было бы человека, военными или трудовыми подвигами которого могут гордиться их потомки. С удовольствием участвуют дети в проекте «Семейные реликвии». Старинные книги, фотоальбомы, предметы быта, рукоделие прабабушек,  – за каждым экспонатом стоит своя семейная история, которая особенно благодатно входит в детскую душу. Видели бы вы лица детей, когда один из родителей завёл старинный граммофон и поставил пластинку. Интерес к граммофону был гораздо больше, чем к самому современному гаджету. Любая форма рассказа о предках – первый шаг к воспитанию патриотизма, ведь эти люди жили и работали на благо страны, в которой мы живём.

Иногда воспитание патриотизма начинается с пришкольного участка. Так,  ученики нашей школы каждое лето работают на школьном цветнике, который ежегодно  отмечается грамотами и дипломами на городских конкурсах. У нас красивый сад, за ним ухаживают дети. Они любят и ценят всё, что делают своими руками на благо школы, а, значит, и на благо города. Мы не сторонники патриотических плакатов и лозунгов,  но цветочек, который вырастили дети  на школьной клумбе,  уже говорит о патриотизме, потому что благодаря этому цветочку наш город  стал наряднее. Патриотизм, по-моему, это позитивная деятельность на  благо, прежде всего, малой Родины. 

- Как Вы считаете, с какого возраста нужно воспитывать в детях добрых любящих родителей?

- Воспитание семьянина начинается с рождения ребёнка, с того момента, кок его приносят из роддома. Если в семье царит мир и любовь, если рядом родные понимающие люди, ребёнок вырастет и  тоже захочет создать семью, родить и воспитывать в ней детей. Если же родители ссорятся между собой и вовлекают в этот процесс ребёнка, бросают его на бабушек и нянь, он вырастает, как трава в поле. Он одинок, семья ему не нужна и никто ему не нужен. Хороший семьянин воспитывается в семье, и если родитель желает, чтобы его ребёнок был счастлив в семейной жизни, он должен с самого рождения, в дошкольном возрасте,  окружить его состоянием семейного счастья, чтобы малыш  взял это ощущение с собою в жизнь. Образец семейного счастья формируют родители, хотя какие-то направления можно дать и в процессе образования. Недавно я встретила свою ученицу, уже взрослую, замужнюю даму, которой преподавала когда-то курс этики и психологии. Разговорились, и она сказала: «Спасибо, Лидия Николаевна, вы научили меня одному важному принципу домашней жизни». «Какому?» - удивилась я. «Вы объяснили в своё время, что все домашние дела, в том числе уборку квартиры, нужно делать в течение недели, а вечер пятницы, субботу и воскресенье оставлять для отдыха и общения с семьей.  С тех пор я так и живу, хотя в семье, где я выросла, такой традиции не было». Поистине, не знаешь, как слово наше отзовется. Сейчас в школе, начиная с пятого класса, преподаётся курс «Обществознание», где рассматриваются темы любви, семьи, дружбы, отношения людей.   Да, мы расскажем, как поступать правильно, но ребёнок, придя домой, может увидеть совсем другое, поэтому семейное счастье, хотите вы этого или нет, во многом передаётся по наследству. 

- В наши дни так много разводов. Каких-то тридцать лет назад развод считался из ряда вон выходящим событием. Сегодняшняя статистика удручает и угнетает.

- Самое страшное в том, что в момент развода кончается детство ребёнка. Сами того не понимая,  родители взваливают на детские плечи бремя  гораздо более тяжкое, чем несут сами.  После обмана трудно выйти к счастью, а развод родителей – самый катастрофичный обман для любого ребенка.  Сегодня есть  папы и мамы, которые имеют по несколько семей,  они объясняют детям в каждой семье, что это очень современно, и такой стиль жизни становятся  примером для  детей. Дети знают всех папиных жён, маминых мужей, и у них складывается стереотип, что жить нужно именно так, свободно, не быть никому и  ничем обязанным. Именно эту схему они и  выстраивают в своей дальнейшей жизни. И, значит, однажды наступит время тотального обмана  и  перестрадавших детей. 

- Говорят ли на тему разводов в школе? Как работают с родителями?

- В школах говорят, но этого мало. Нужна, на мой взгляд, социальная деятельность, пропагандирующая ценности семьи, с привлечением общественности и всех видов СМИ. Этого у нас нет, зато есть масса материалов, направленных на разрушение семьи. Одной из причин участившихся разводов является, на мой взгляд, массовое увлечение жизнью в социальных сетях интернета.  

Наша молодёжь живёт в виртуальном мире. В компьютерных играх фигурку, если она тебе не нужна, можно просто удалить, и ребёнок, живя в мире компьютерных фантазий, теряет навыки общения с реальными людьми. В жизни, обижая окружающих людей,  он даже не задумывается, что кому-то больно.   Когда молодые люди   знакомятся  в социальных сетях, они  представляют себя, как правило,  с хорошей стороны, но  когда они оказываются рядом,   иллюзии виртуального мира исчезают, а жить с реальным человеком под одной крышей  они не научились.   Детей нужно научить  видеть рядом с собой  не компьютерную  «фигурку», а  живого человека с чувствами,  любовью. Эта задача родителей. С детьми нужно общаться. Сегодня 30% первоклассников приходят в школу с логопедическими проблемами, они не умеют правильно произносить  звуки. Почему? Потому что матери, находясь с ребенком с рождения до трёх лет,  с ним  не разговаривают, а вместо живого общения  дают ему в руки планшет, а сами  «живут» в социальных сетях.  

 - А как сегодня в школе учат живому общению?

DSC_8857.JPG

    -  Учим понимать друг друга. Это очень трудно. Среди современных  учеников есть дети, которые властвуют над другими, подавляют и даже преследуют сверстников. Одни дети находят способ с такими детьми  договориться или уходят от общения, не обращают внимания на нападки,  другие  горько переживают, страдают, плачут,  обижаются, но никому ничего не говорят, потому, что не знают, как об этом рассказать. Или боятся, что будет ещё хуже.  Много ситуаций, когда дети в силу разных характеров и разного воспитания не могут друг друга понять. Но и тому, кто подавляет, и тому, кто плачет, предстоит научиться жить в социуме, выстроить диалог, понять друг друга. Получается, что школа – это пространство социализации.  Да, учиться сегодня можно и вне школы, а вот социализироваться - только в школе.  Некоторые  дети тяжело выстраивают   отношения между собой, но они должны пройти этот этап, научиться жить с другими людьми, разбираться в них. Это поможет в дальнейшем адаптироваться и в браке.  Если человек не научился выстраивать диалог, семья распадается. 

- Может, вернуть в школу веру в Бога, библейские нравственные законы? Когда-то мы отказались от этого, не предложив ничего взамен, а  место пусто не бывает.  

- Библейские заповеди никто не отменял. Большинство семей им следуют, иначе мир давно бы себя изжил. Однако есть категория людей, которые не склонны следовать нравственным нормам. Этот порок воспитания, как цветок зла, вырастает из детства и живёт потом вместе с человеком. Церковь отделена от государства, но, тем не менее, священники традиционных для России религиозных учений со школой сотрудничают - участвуют в учительских конференциях, приглашают педагогов на свои мероприятия. Тема нравственного воспитания – это исток  диалога школы и храма. Если говорить о воспитании в семье, то вопрос веры остаётся актуальным, особенно в сложных ситуациях. В поисках подхода к проблемному ребёнку мы  всегда спрашиваем родителей, во что они верят, и, если есть в том необходимость, опираемся на их духовно-нравственные ценности.  Что касается атеистов, то они  основывают воспитание на  правилах светской этики, которые объясняются ребенку  в семье ещё в дошкольном возрасте.  Родителям, которые  хотят, чтобы у них была счастливая старость, хочу сказать: сделайте так, чтобы ваш ребёнок с раннего детства усвоил нравственные нормы. Тогда  в старости вы будете опекаемы, любимы и  счастливо завершите свой век. Если этого не будет, через вас переступят, по вам пройдут  и выбросят из жизни. 

- Вы давно работаете в школе. Как изменились современные дети относительно нас «советских»? В чём нынешняя проблема «отцов и детей»?

- Дети во все времена остаются детьми. Они только слушают другую музыку и носят другую  одежду. Каждый год мы решаем одни и те же нравственные проблемы – только с разными детьми.   Нынешние дети более мобильны,  быстры в восприятии информации, её обработке, более технологичны в использовании разных технических средств. И нам, учителям приходится это учитывать, работать над собой, менять формы взаимодействия, подстраиваясь под них. Это нормально. Проблема «отцов и детей» сегодня решается в пространстве отношения к виртуальному миру, новым технологиям, к вольному поведению.  Задача взрослых состоит в том, чтобы   остановить ребенка  на границе виртуального и реального мира, увлечь реальной жизнью. В последние годы изменился не ребёнок сам по себе, изменилось отношение социума к ребёнку – взрослые перестали любить детей. Я много путешествую с учениками по стране, и заметила: стоит детской группе войти в поезд, пассажиры ёжатся: «Какой ужас! Дети сели!» А это чьи дети сели?  Наши дети!  И что? Они должны запрятать, куда подальше, свою любознательность, непосредственность, эмоции, завернуться в одеяло и тихо лежать на своей плацкартной полке? Но, простите, они  же дети! А взрослые  не любят их просто за то, что они ходят мимо. Общество  хочет  покоя и комфорта. 

- Если бы стали министром образования, какой закон вы бы приняли первым?

- Очень важный закон – не жалеть денег на зарплаты учителям, ведь эти люди воспитывают общество. Хорошая зарплата сделает профессию учителя престижной и популярной, и тогда в педагогические вузы пойдут абитуриенты, окончившие курс средней школы на «хорошо» и «отлично». Научить учиться может только тот, кто сам умеет учиться.  Только отличник может выучить ребенка до отличника, только призер может подготовить призера, а победитель – победителя.  Меня, к примеру, учили учителя ещё той, старой формации. Приехав поступать в университет после окончания деревенской школы, я говорила на немецком языке, грамотно писала, перечитала всю классику, могла выразить мысль, и для меня не было проблемы общаться с людьми. А знаете,  почему? В нашей деревенской школе большинство учителей были  потомками  русской интеллигенции, не по своей воле оказавшимися в Сибири.  Они имели хорошее образование, умели учиться и научили этому нас. Пока в педагогические вузы будут принимать «троечников», хорошего образования в России не будет.   Школьный «троечник» может быть успешным в разных сферах деятельности, но никогда не сможет быть настоящим учителем, потому что  не сможет научить учеников учиться.  

- Как вы пришли в профессию?

- Мне нравилось читать книги и учиться, но мечты быть именно учителем у меня не было. После окончания ТюмГУ мне предложили остаться на кафедре и писать диссертацию. И вдруг пришла мысль: «А кому я осушу слезинку, если я напишу эту диссертацию?» Так я оказалась в школе. Это был осознанный выбор, сделать который позволило мне моё образование, развитие, культура. 

-  И любовь к детям?

- Когда говорят «любовь к детям», я всегда отвечаю: «Любить должны родители, педагог обязан профессионально исполнять свои  обязанности – быть внимательным, чутким, справедливым и так далее. Любить детей так, как любят их родители, не сможет никто. А учительская любовь – это профессионализм и мастерство.    

                                                   Подготовила  Екатерина Плетнёва.