8-800-100-30-70

Система образования нуждается в оригинальном и честном подходе

26.04.2024

Ежегодно в рамках просветительских проектов сотрудники ЦЗМ «Покров» проводят встречи со школьниками и студентами Тюмени и юга Тюменской области, читают лекции, беседуют на актуальные жизненные темы. Позиция организации однозначно ориентирована на традиционные для России и её культуры ценности. Впечатлениями о работе с подростками и молодежью делится в своей статье лектор А.А.Генерозов.

Отрадно, что наши дети, в целом, не утратили глубины личностного содержания, для них небезразличны такие понятия, как Родина, семья, дружба, ответственность, совесть. Это заметно по поведению ребят на самих лекциях-беседах. Но всё же это содержание как бы дремлет, не действует в полном объёме, не реализуется само по себе, для этого нужен толчок, инициация, творческий педагогический подход. И притом толчок нужен не разовый, а многоразовый и подход нужен системный, хотя и нестандартный! Конечно, такая проблема существовала всегда, почитайте «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко! Но сегодня как никогда система образования нуждается в оригинальном и… честном подходе. Что я имею в виду?

Есть общая черта, которая характеризует почти любую современную аудиторию, причём – не только детскую. Это выраженное нежелание расстаться со смартфоном даже на время официальных занятий. Хотя традиционный учебный процесс подразумевает внимание к живому преподавателю, но по факту живая подача и живое восприятие материала практически утрачено. Помните, как Карлсон в мультфильме говорил Малышу «Я ведь лучше, лучше собаки»? Почти в таком же положении оказывается и современный педагог, который должен доказать ученику, что он лучше смартфона, лучше интернета, лучше искусственного интеллекта! И это на самом деле очень не простая задача!

Кто-то скажет – надуманное противопоставление! Я не согласен! Современные методики преподавания, всё более завязанные на электронные опции и подталкивающие всех участников учебного процесса в бесконечное море интернет-информации, где можно просто захлебнуться побочным контентом, вытравливают из наших школ и ВУЗов естественную харизму – то есть фактор живого человеческого общения. А вместе с ним и… сами знания, потому что знания – атрибут личности, орудия его самореализации. Там, где нет личности, нет и знаний! Владение информацией – ещё не знание. Информацией можно «владеть» и на флешке! А ещё можно и самому быть в настоящем плену у информации, особенно – у информационных систем. Именно благодаря живости и оригинальности наших советских (и досоветских!) педагогов, ушедших в прошлое, а также благодаря их могучим знаниям, мы прощали им некоторые вольности, которые сейчас могли бы стать прецедентами. Прощали, потому что видели за всем этим грамотных и неравнодушных людей и даже отчасти родителей! А они прощали нам наши шалости и баловство, потому что видели в нас личность, которую они вместе с родителями лепили – и знаниями, и своим живым нестандартным поведением! Неудивительно, что тогда и коллективы были крепче и люди добрее.

Поэтому мне кажется очевидным конфликт идеалов, предложенных российскому обществу. С одной стороны, оно должно вспомнить и не забывать о своей древней и высокой духовности – о наших корнях и традициях. И это, безусловно, правильно! А с другой… Заявленная на государственном уровне парадигма «цифровизации» основных институтов (образования, здравоохранения, системы управления обществом) чревата переформатированием всей сферы человеческих отношений – выхолащиванием её глубины, прогрессирующим индивидуализмом и потенциальной конфликтностью. Поскольку идеалом цифрового общества является вовсе не автономная оригинальная личность, творчески находящая общий язык с другими такими же уникумами и выстраивающая выверенную стратегию коллективной жизни, а стандартная единица социума, с набором поведенческих штампов, с усеченным технологизированным мышлением и выраженной зависимостью от внешнего управления. Соответственно, цифровое общество неизбежно и в более выраженной степени, чем традиционное, разделено на управляющих и управляемых, лишено органичности и самобытности. Тем более что это совершенно не российский, а по-настоящему глобальный проект! Устроить независимую и поистине национально ориентированную «цифровизацию в отдельно взятой стране» в принципе не удастся. Если кто-то думает, что цифровизация Китая нас никак не касается, дождитесь своей безальтернативной цифровой зарплаты с элементами социального рейтинга! Благо – она не за горами. Вот где ждёт нас «настоящее счастье»!

Итак, любой патриотизм, а тем более наш – русский и российский, и «глобальная цифра» ну никак не похожи на пресловутых «близнецов-братьев» Маяковского. Скорее наоборот: говорим «цифра» – исключаем «Родину», говорим «Родина» – исключаем «цифру»! А пока мы этого не поняли и не воспротивились всей народной массой, наши педагоги и впредь будут продолжать тщетно доказывать зашоренным смарт-ученикам, что они всё-таки лучше той «информационной собаки», которую им старательно подсовывают «большие братья»!