8-800-100-30-70

Почему тополь топает?

27.02.2014

Слово и время 

С детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Только не бережем мы его. Наша речь становится всё более замусоренной и неточной. Вместо верного, единственного по смыслу слова часто употребляется его дальний "родственник". Вместо сложных взаимосвязей используются словесные клише. В русский язык последних десятилетий потоком хлынули иноязычные слова, вытесняя наши, исконные. Другая беда - вульгаризация речи. Это проявляется и в базарной интонации, и в использовании ненормативной лексики: генпрокурор замочил Ходорковского... Кто-то кинул товарищей по партии, забил стрелку. достал своими просьбами...

Тем, кто хочет узнать, как живет , как дышит наш язык, кто жаждет повысить уровень своей практической грамотности, адресуется рубрика "Слово и время". Мы с вами будем учиться произносить правильно, говорить верно, писать без ошибок. Ведь способность легко структурировать свою речь и внятно доносить мысль до окружающих - залог успеха для специалиста в любой области.

Мы готовы ответить на вопросы о том, каково происхождение слов и выражений, как склоняются числительные, разъяснить значение иностранных и малознакомых русских слов.

Ведущая рубрики - тюменский журналист, кандидат филологических наук Ольга РАДУТНАЯ. 

Первые наши публикации посвящены, конечно же, детям.

Правильная речь закладывается в раннем детстве. Многие родители ведут дневники развития своих детей, записывают их особенно меткие и оригинальные суждения, изобретаемые ими слова. 

Ребенок понимает речь взрослых раньше, чем сам начинает говорить. Поэтому для речевого развития человека велика роль среды. Ведь именно в детские годы формируется так называемое чувство языка. 

Первые слова-предложения в речи дитяти появляются в возрасте одного года – одного года трех месяцев. Ребенок двух лет, по данным разных исследователей, в своем запасе имеет от 30 до 100 слов; в четыре года – от 1000 до 3,5 тысячи. В это же время он практически овладевает основными грамматическими формами: употребляет существительные, прилагательные, местоимения в нужных числах и падежах, глаголы – в настоящем, прошедшем и будущем времени. К пяти годам нормально развивающиеся дети используют все части речи, строят словосочетания и предложения. По мере развития обогащается лексика, усложняется грамматический строй. 

Недостатки речевого развития, которые могут быть в дошкольном возрасте, позднее не всегда удается исправить. Поэтому с ребенком нужно больше разговаривать: обращаться к нему, побуждать к высказываниям, шутить, смеяться, сочинять вместе с ним сказки, стихи. Играть в игры, которые требуют четких вопросов и ответов, разучивать считалки, скороговорки, перевоплощаться в зверей и говорить их голосами. Во время прогулок надо отвечать на вопросы детей, приучать их наблюдать и осмысливать то, что они видят. 

девочка лог.jpgХочется обратить внимание на такое своеобразие детской речи, как изменение звуковой оболочки слова с целью придать ему мотивированность, т.е. определить, какой признак лежит в основе названия. Например, окно связано с «око», наперсток – с «перст» (палец), стрелять – со «стрелой», врач – с «врать» (заговаривать, лечить), наизусть – с «уста» (губы), портной – это тот, кто шил «порты» (одежду) и т.п. Ребенок бессознательно ищет в слове смысл, осязаемый образ. Так, вазелин он называет мазелин, замечая, что им мажут, молоток – колоток, валерьянка – болерьянка, микроскоп – мелкоскоп и т. д. Слово, получившее живую внутреннюю форму, лучше запоминается. Дети подвергают сомнению слова, смысл которых для них не ясен: «Почему сверчок? Он сверкает? 

Почему перочинный нож? Надо бы оточительный. Никакие перья я им не чиню. Почему тополь? Разве он топает? Начальная школа – где начальники учатся?».

Человек в своем развитии, как известно, повторяет в сжатой форме основные этапы эволюции человеческого рода. К.И. Чуковский, занимавшийся изучением детской речи в течение всей своей жизни, первый отметил точки соприкосновения древнерусского языка и детской речи. В ряде случаев дети как бы заново реконструируют то или другое слово, которое прежде было в языке, а потом утратилось. Так, раньше существовали слова льзя, лепый, уклюжий, пленить (в знач. «взять в плен»). Ср.: «Я пленил Андрюшу, а он убежал»! Или: «Ах, какие обезьяны уклюжие». Также: жмать, догонить, радый. Многие параллели к детским инновациям Чуковский нашел в диалектной лексике. Например, в Воронежской и Ярославской областях употребляются сыроега, одуван, в Олонецком крае – обутки, одетки, на Урале – людь. 

Сопоставим факты исторического словообразования (по словарям) и детского словотворчества.

Варение – действие по глаголу варити. («Для топленья палатъ и варенья ествъ по 4 воза дров на неделю»). Эти звери и без варения вкусные (5 лет 1 месяц). Купи карпа, но не для варения, а чтобы мне все кости показать (5 лет).

Играние – игра, забава, развлечение. Ср.: «А после зарядки до сада у меня останется время для играния» (5 лет 4 месяца). 

В историческом прошлом языка и в детской речи совпадают слова: бежание, грение, кривление, закрывание, ловление, боление, заворот (в зн. «поворот»), закоп, засор, капь (от капать), навод, копь (от копать). Закоп – небольшая земляная насыпь или вал со рвом, трашея («Стрелцовъ съ пищальми передъ турами в закопехъ поставили». Ср.: «Смотри, какой закоп делается. В землю все закапывают» (4 г. 11 месяцев).  Когда ребенок говорит: «Я сейчас начну хотеть вставать» (4 года). «Пусть они пойдут лису искать скушать» (3 года) и т.п., то это не ошибка, а отголоски синтаксического строя древнерусского языка, которые слышны в детской речи. 

В памятниках письменности широко представлены безличные предложения, причем в безличном значении часто употребляются личные глаголы, обозначающие стихийные явления. Типична также конструкция с глаголом будет, которая сейчас встречается только в фольклоре. Например: «Бысть буря велика, и много пакости бысть, по селом дубье подрало» (Повесть временных лет). Ср.: «Посмотри: Черное море! Там петуха утопило» (4 г.); «А коли ти будеть к Орде послати, к тебе послати по думе с нами с великим князьями» (Договорная грамота 1484 г.). Ср.: «Надо электричество провести к твоему дому, а то света гореть не будет (6 лет). 

Известно, что ребенок усваивает язык подражанием: повторяет слова, обороты речи, интонации. В речи дошкольников нередко можно услышать слова, заимствованные ими у взрослых. Вот несколько примеров. 

После спектакля «Волшебник Изумрудного города» отец спрашивает пятилетнего сына: «Кто из персонажей тебе больше всех понравился?» Мальчик задумался: «Из персонажей… Железный дровосек».

Слово «персонаж», уместное в речи взрослого, странно слышать из уст ребенка. Особенно нелепо звучат монологи детей, подготовленные с помощью родителей: «Успехов в изобразительном искусстве я достиг благодаря неустанной работе над собой, а также помощи моей наставницы Марии Ивановны» (из интервью второклассника, чьи рисунки на выставке отметило жюри).

Некоторые мамы и папы гордятся, что их маленькие дети употребляют книжные слова, причастные обороты, сложноподчиненные предложения. И напрасно! Это лишает детскую речь простоты и непосредственности, свойственных их возрасту.

Другие наоборот – подделываются под речь детей, сюсюкают. «Посмотри, какая машинка поехала, – говорит мама четырехлетнему Пете, указывая на огромный КамАЗ. – На нем перевозят песочек, кирпичики». Хотя ребенок такого возраста уже отлично разбирается в уменьшительно-ласкательных значениях суффиксов и уместности их употребления: 

Жена филолога ласкает четырехлетнего сына:

– Ах, ты, мусенька, дусенька, пусенька. 

Сын:

– Мама, не кривляй русский язык! 

Речь не только средство общения. С ее помощью ребенок познает мир, осмысляет то, что видит вокруг, что переживает. Значит, надо заботиться о содержании речи малышей. Дети с хорошо развитой речью, придя в школу, легче и успешнее учатся.

«От двух до пяти» 

«Я мамина и больше никовойная»

чуковскиий от 2-до 5.jpg

Книгу Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти» называют учебником детоведения. Вот что пишет он в предисловии.

«…мне кажется, что начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала: к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными богатствами родного языка. Если бы такое чутье к словесным формам не покидала ребенка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи». 

Мать хвалит пятилетнюю дочь за то, что она подмела пол:
– Ты у меня совсем самостоятельная стала!
Девочка серьезно посмотрела на мать и ответила:
– Я не только самостоятельная – я и самолежательная и самосидетельная. 


* * * 

Когда Леле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку?
– Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
– Я мамина и больше никовойная. 

* * * 

Увидел картину с изображением мадонны:
– Мадонна с мадоненком.

* * * 

Не туши огонь, а то спать не видать.

* * * 

Ты же видишь: я вся босая! 

* * * 

– Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато. 

* * * 

Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:
– Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки.

* * * 

Юбка – это когда две ноги в одну штанину.

* * * 

Жили-были царь и царица, а у них был маленький цареныш. 

* * * 

Дай мне нитку, я буду нанитывать бусы.

* * * 

Двухлетнюю Сашу спросили:
– Куда ты идешь?
– За песочком.
– Но ты уже принесла.
– Я иду за ищём.

* * * 

Сережа прижался к маме, она обняла его.
– Весь обмамился! – хвалится он.

* * * 

Я в школу не пойду, – заявил пятилетний Сережа. – Там на экзамене ребят режут. 

* * * 

Майя крикнула своей старшей сестре:
– Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая! 

* * * 

Мальчика спрашивают о его сестре:
– Что же это твоя Иришка с петухами ложится?
– Она с петухами не ложится – они клюются: она одна в свою кроватку ложится.