8-800-100-30-70

Сочинение как экзамен на зрелость

11.03.2014

Сочинение возвращается в школу. Данная информация в декабре 2013 года была одной из самых заметных новостей, касающихся темы образования. О том, насколько важен такой шаг для школьного обучения, говорит хотя бы тот факт, что президент России лично озвучил эту новость в ходе оглашения ежегодного Послания Федеральному собранию. Владимир Путин отметил, что результаты выпускных школьных сочинений должны учитываться при поступлении в вузы наряду с ЕГЭ.

Теперь вопрос в том, каким будет сочинение. Настоящее, традиционное, привычное, каким оно было до своей отмены? К слову вспомнить: именно в 2007 году, в Год русского языка, вопреки протесту компетентных лиц в гуманитарной области,сочинение было безжалостно изъято из школьного образовательного процесса. Такой случайный парадокс, видимо, вышел.

В прежние времена школьники писали сочинение во всех классах, в выпускных классах оно было в числе основной итоговой экзаменационной работы.Надо сказать, сочинения учащимся предлагались писать чаще, чем сейчас, а объем их, особенно в старших классах, был значительно больше. В 70-х годах прошлого века объем сочинения в 8 классе был около трёх страниц, в 9-10 классах —пять-шесть. Вступление и заключение вместе должны были составлять не более трети от всей письменной работы.Детей учили писать полноценные, классические сочинения. В сегодняшнем ЕГЭ предлагается написать не менее 150 слов по готовому тексту, при этом можно в обилии использовать заученные речевые клише, цитаты. Одним словом, спрос к ученику снижен до минимума.

Какие будут требования к сочинению, мы скоро узнаем.По мнению министра образования и науки Дмитрия Ливанова, к обсуждению этого вопроса необходимо привлечь ассоциацию учителей русского языка, методистов, специалистов по тестированию, родителей школьников, учителей и директоров, вузовское сообщество. По словам заместителя министра образования и науки Вениамина Каганова, «детали будут проработаны и утверждены к концу 2014 года, …скорее всего, сочинение не будет проводиться в виде ЕГЭ», вероятно, «оценка за сочинение станет учитываться как дополнительный балл». Вениамин Каганов пояснил, что при обсуждении этого вопроса Минобрнауки обязательно проведет общественные обсуждения и ни одно решение не будет принято наобум. http://my-school2070.ru/index.php/world/175-shkolniki-nachnut-pisat-sochineniya-v-2015-godu

А, собственно, какое значение имеет сочинение для школы? Почему столько споров, недовольства и недоумений (разумеется, кто-то приветствовал данное решение) вызвала его отмена? В чем смысл этой письменной формы отчетности? Казалось бы, абсурдные вопросы, но ведь пришло когда-то и кому-то в голову отменить эту форму экзаменационной работы. Но все-таки — зачем?

Сочинение необходимо для интеллектуального, духовного и нравственного развития детей.В процессе самостоятельной письменной работы школьник учится рассуждать, аргументировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Школьник учится письменно выражать свои мысли. Это все есть интеллектуальный труд. Для работы над сочинением необходимо читать. Чтение как обязательная форма подготовки к сочинению тоже относится к области интеллектуального занятия. При чтении ученик занимается тем же анализом, следит за мыслью автора, ищет проблему, решение поставленных вопросов, оценивает поступки героев. При этом пополняется лексический запас учащегося, расширяется его кругозор. Работая над текстом, а потом над сочинением, учащийся учится мыслить самостоятельно.Письменная работа требует усилия, сосредоточенности, собранности, напряжения умственных сил, приведение хаотичной разбросанности мыслей в порядок —поэтому письменная речь организует ум, формирует логическое мышление. Сочинение — это, по сути, проверка ученика на степень умственного развития и даже на его социальную зрелость.

Интеллектуальный труд над сочинением неразрывно связан с духовным и нравственным развитием ребенка. Невозможно изучать произведение русской литературы, игнорируя морально-этический аспект произведения. Различение добра и зла,поиск смысла жизни — стержневые вопросы любого художественного произведения, изучаемого в школе. Ученику предлагается анализ положительных и отрицательных персонажей, он рассуждает, кто прав, а кто нет, где правда, а где ложь— все это, безусловно, влияет на духовно-нравственное развитие школьника,формирует его мировоззрение.

При этом происходит самоанализ, изучение себя как будущей личности. Ребенок учится быть психологом. Работа над сочинением — это и есть воспитание ума и души. Сочинение способствует созреванию личности.

В конце концов, сочинение — это еще и творческий процесс. Именно сочинение выявляет настоящих, подлинных гуманитариев со склонностью к художественному восприятию мира. Первый опыт будущего писателя, поэта, журналиста начинается со школьного сочинения. Можно представить, какой моральный, интеллектуальный ущерб наносится нашим детям, когда их обделяют этой наиважнейшей формой обучения.

И, конечно же, сочинение – это проверка знаний орфографии, пунктуации и других разделов предмета русского языка.Данная форма письменной работы куда полезнее и надежнее, чем тестирование. Вставлять пропущенные буквы в слове, пунктограммы в предложении как-то несерьезно, наивно по-детски. В такой форме проверки знаний видится какое-то унижение родного языка.

А ведь сочинение всегда являлось одним из критериев образованности выпускника. Безусловно, возвращение сочинения в учебный процесс – великое благо для развития личности школьника.

Татьяна Сережкина