8-800-100-30-70

Важно поддержать женщин морально

03.06.2014

Доабортное консультирование женщин — новое направление работы в женских консультациях Тюмени. По сути — это эксперимент, в ходе которого неизбежно возникают еще какие-то проблемы, которые тоже требуют решения и, возможно, поиск другой формы работы. О том, какого рода эти проблемы, каковы пути их преодоления? Эти и другие вопросы мы затронули в разговоре с психологом ЦЗМ «Покров» И. В. Походиной.


- Ирина Владиславовна, прежде всего хотелось бы спросить, как Вам удается выдерживать такой, как мне кажется, напряженный режим работы, как справляетесь с нагрузкой: в течение нескольких часов беседовать с женщинами, объяснять, убеждать, консультировать, и, по сути, с каждой женщиной проживать ее личную ситуацию? Все-таки здесь, на приеме, идет борьба за жизнь ребенка. Наверное, это очень тяжело в эмоциональном плане?

- Как раз психологу важно уметь не погружаться в данную ситуацию эмоционально, но это не означает быть равнодушным, ему необходимо видеть со стороны, как все обстоит на самом деле. Надо уметь объективно смотреть на процесс. А это постоянная работа над собой.

- То есть вы держитесь отстраненно?

- Надо смотреть со стороны и помочь женщине увидеть себя со стороны. Работа психолога как раз и заключается в этом. Только так можно помочь женщине найти пути выхода из этой сложной ситуации. Если психолог каждый раз будет погружаться в ее проблемы эмоционально, вопрос не решится. Да, можно просто сесть вместе, лить слезы — а кто будет анализировать создавшееся положение? Психолог сопровождает, обращает внимание на слова, действия клиента, учит осознавать свои чувства. Помогает найти настоящую проблему.

- Насколько мне известно, помимо доабортнго консультирования, Вы планируете еще и другие формы работы с женщинами? В связи с чем возникла такая необходимость?

- Да, есть такие планы. Когда началась наша работа доабортного консультирования, стало понятно, что с женщинами необходимо встречаться и дальше. Дело в том, что женщины, сделавшие выбор в пользу ребенка, чаще всего со своими проблемами так и остаются. Поэтому мы видим необходимость их сопровождения и в период беременности, настраивать их на позитив, помогать им приобрести внутреннее равновесие. Конечно, встретившись 1-2-3 раза, какую-то часть проблем мы прорабатываем. Но этого мало. Здесь необходима очень серьезная психологическая работа с беременными, в том числе и в виде тренингов.

Та проблема, которая толкает женщин на аборт, имеет глубоко внутренний характер. Хотя они и говорят, что не хватает денег, нет жилья, с мужем в разводе или нет мужа..., а все, в основном, говорят одно и то же - это все поверхностные, внешние факторы, которыми женщина оправдывает свое решение. На самом деле причина в том, что женщина не хочет меняться, принимать себя и все то, что с ней происходит, брать ответственность. Если она сама начнет внутренне меняться, то она по-другому увидит свои проблемы. В этом психолог может ей помочь.

- Вы уже делились своими идеями с руководством женской консультации?

- Да, я уже разговаривала по этому вопросу с главным врачом и с заведующей и, насколько вижу, они с удовольствием идут мне навстречу.

- Какие условия необходимы для такой работы?

- Условия есть. Дают помещение, скорее всего, это будет конференц-зал, достаточно просторный, чтобы можно было подвигаться, поделать упражнения, пообщаться, послушать музыку, порисовать, то есть все то, что необходимо для тренингов, все условия будут соблюдены.

- Как часто к Вам приходят повторно женщины? Это те, кто еще колеблется?

- Приходят по-разному. Вот март был почему-то особенный месяц, для меня, во всяком случае, получился хороший результат — 11 сохраненных беременностей, приходили по 2-3 раза. Помню, одна женщина говорит: «Мне что теперь около вас жить? После разговора с вами вроде бы все понятно, но хватает только на сутки...». Она была три раза, потом встала на учет по беременности. Видимо, в марте приходили более открытые к разговору люди, с ними проще работать. А вот сегодня пришла молодая пара: в проблему не хотят вникать. Они даже близко мысли не допускают, что могут оставить ребенка, для них он не ребенок, не человек. Ситуация, конечно, непростая, молодая мама, ребеночку четыре месяца. Понятно, если они рожают, то все трудности лягут на мужа. Он потом еще раз зашел. Вижу очень сильное сопротивление: рожать будем, но только потом, может, и трех и более, а сейчас нет. Так сегодня большинство говорят — не сейчас, тем более ребенок уже есть. Опять же, во всяком случае, они задумаются хотя бы на будущее, как не попасть больше в аналогичную ситуацию, что надо ответственнее жить в супружестве, ответственнее относиться к появлению беременности. Консультации способствуют этому пониманию.

- Мне кажется, что только одно слово «убийство» должно отрезвить человека, чтобы даже мысли не допустить, что оно возможно.

- Да, это самое страшное, когда человек сознательно идет на прерывание беременности, причем наши клиенты сами же проговаривают, что это убийство. Я больше скажу, я иногда задаю такой вопрос: вот представьте ситуацию, что в недалеком будущем законодательно запретят аборты, что вы будете тогда делать? К счастью, многие говорят: если деваться некуда, то будем рожать. А некоторые открыто говорят, что криминальный будут делать...

- Есть женщины, наверное, таких большинство, которые осознав, что совершили, очень тяжело переживают, впадают в депрессию, не могут спать...

- Есть такая проблема. Таким женщинам, конечно, тоже надо помочь, им необходима моральная поддержка, никто не вправе их осуждать. И поддержка не такая, чтобы говорить каждый раз, что она ничего не понимала в свои молодые годы, — это все отговорки. Речь идет о том, как она сможет дальше жить с этим, ведь жить все равно надо. Что она может в этой ситуации? Может, помочь кому-то... . Отчасти такая ситуация сродни тому, как если по вине одного человека, погиб другой человек. Потом эти люди так страдают, что, как их не наказывай — деньгами или тюрьмой, ничего не помогает. Потому что самое страшное для них наказание — как они с этим жить будут потом. Здесь важно, чтобы люди умели жить... . Сейчас сами женщины много пишут о своих муках. Но, во всяком случае, хорошо то, что они осознают и раскаиваются, значит, не очерствели, способны любить. Есть, к сожалению, женщины, которые становятся жестче и грубее после нескольких абортов... . Реабилитация женщин с постабортным синдромом — это, возможно, еще одно направление нашей работы в будущем. Но сейчас рано запускать такой проект, потому что сейчас надо решать то, о чем я уже говорила — необходимо продолжать работать с женщинами, решившими сохранить беременность.

- Есть утверждение, что на решение женщины сделать аборт влияет в большей степени ее окружение.

- Знаете, многие девчонки приходят к нам только потому, что их мамы заставляют избавиться от ребенка.

Недавно приходила 36-летняя женщина - четыре аборта, детей нет. Приходила дважды на консультацию. Она рассказывала, как «сломалась»: мама заставила сделать первый аборт. И таких случаев много. К радости моей, она решила рожать.

- Получается, что вырисовывается еще одна проблема - родительское давление, что-то нужно делать и в этом направлении.

- Все проблемы сразу не решишь. Хотя с родителями мы тоже разговариваем. Еще раз повторю: если женщина начинает работать над собой, над своим внутренним состоянием, то и в семье происходят изменения, иногда просто глобальные. Начинают меняться отношения с супругом, близкими, детьми, происходят позитивные изменения в карьере, на работе. А в благополучной семье нет места абортам.

Татьяна Сережкина

Справка: Походина Ирина Владиславовна — семейный психолог. С сентября 2013 года — психолог доабортного консультирования в ЦЗМ «Покров», ведет прием в женской консультации №2 г. Тюмени.