8-800-100-44-55

Все понимает!

05.03.2014

Что творится в маленькой головке ребенка? Каким он видит мир? Если умиленные родители радуются осмысленному взгляду малыша: “Все понимает!” — то ученые долгое время искали доказательства наличия сознания у детей. Младенцы действительно реагируют на слуховые и зрительные стимулы, но что происходит при этом в их мозге? Оказывается, сознание у младенцев все-таки есть.

Вскоре после рождения ребенок учится фокусировать взгляд и может подолгу задерживать его на одном предмете. Родители, конечно, принимают это за несомненный признак сознательности и ума любимого чада. Однако для нейробиологов вопрос о том, насколько разумны маленькие дети, долгое время оставался открытым.

Как происходит осознание, к примеру, зрительного стимула? Когда в наше поле зрения попадает движущийся объект, в мозге срабатывают соответствующие зрительные центры. Даже если этот объект движется слишком быстро, чтобы его можно было заметить, он все равно будет зарегистрирован центральной нервной системой. Если же предмет немного задержится в поле зрения, зрительные центры из задней части мозга пошлют сигнал в префронтальную кору.

В этот момент у взрослого человека происходит понимание: “Я что-то вижу”, — а затем в его сознании возникает зрительный образ объекта. Весь этот процесс занимает менее трети секунды, однако именно такие цепочки активности в мозге, в сенсорной зоне и префронтальной коре, служат признаком наличествующего сознания.

Сид Куйде из французского Национального центра научных исследований (CNRS) и его коллеги решили выяснить, с какого возраста у детей появляется именно такая двухступенчатая активность, указывающая на осознание человеком происходящего вокруг. Из 240 малышей, чьи родители дали согласие на участие в эксперименте, лишь 80 оказались достаточно усидчивы, чтобы на них можно было надеть шапочку с электродами и попросить их не двигаться какое-то время. Чтобы привлечь внимание младенцев, ученые на мониторе показывали им разные лица, которые задерживались на экране всего лишь на долю секунды.

Как оказалось, сознание у младенцев присутствует. У годовалых малышей активность мозга практически не отличалась от таковой у взрослых. Правда, “вторая волна” нейронных откликов, соответствующая активности префронтальной коры, получившей информацию от сенсорной, оказалась у детей в три раза медленнее. То есть наличие объекта в поле зрения они фиксировали хорошо, а вот осознание: “Я вижу нечто”, — доходило до них медленнее. Это и неудивительно, учитывая юный возраст подопытных. Все-таки когнитивные процессы формируются у человека с возрастом.

Даже у пятимесячных детей соответствующая двухступенчатая активность оказалась в наличии. У них ответ префронтальной коры был еще более слабым и растянутым во времени. Как предполагают ученые, у детей этого возраста идет постепенная “настройка” сознания. А возникает двухчастная активность сознания примерно в двухмесячном возрасте, говорят исследователи.

В целом их выводы подтверждают общепринятую точку зрения в детской психологии, которая строилась в основном на эмпирических данных и простых экспериментах без сканирования нейронной активности. Так, психологи давно предполагали, что новорожденный еще неспособен отделять себя от внешнего мира, то есть самосознанием как таковым не обладает. Примерно с двух-трех месяцев, говорили они, у малышей постепенно формируется осознание границ своего тела. Параллельно с этим они начинают выделять во внешнем мире некоторые объекты. Прежде всего дети, конечно, отличают маму. Они начинают улыбаться ей, гулить при ее появлении, протягивать ручки — словом, реагируют эмоционально. Затем малыши начинают различать и других близких — папу, бабушку, дедушку, а также любимые игрушки и заинтересовавшие их предметы.

Подражание взрослым и освоение простейших норм поведения начинается у малышей примерно с шести месяцев, а внешний “образ себя” — узнавание себя в зеркале, на фотографии — формируется примерно к восьми месяцам. А “сознательные эмоции”, то есть те, что включают компонент осознания своих действий — гордость, стыд, вина, смущение, как раз формируются к первому году.

Яна Филимонова
По материалам Pravda.ru