8-800-100-30-70

Здоровье женщины – здоровье нации

24.11.2015
Как мы уже сообщали, в Тюмени прошел семинар по доабортному консультированию, который был организован ЦЗМ «Покров» http://покров72.рф/novosti/nashi-publikatsii/v-tyumeni-proshel-seminar-po-doabortnomu-konsultirovaniyu/. Сегодня мы публикуем интервью с участником семинара, врачом акушером-гинекологом, заведующей женской консультацией ГБУ «Курганская больница № 2» Н. Ф. Хайровой.

 - Наталья Фаритовна, расскажите о себе, о своей профессии.

- Начну с того, что свою работу я очень люблю. В гинекологии я уже 25-й год. Довольно продолжительное время работала в стационаре акушером-гинекологом. Потом волею судеб перешла на работу в женскую консультацию, и  последние шесть лет занимаю должность заведующей данным медицинским учреждением.

Что меня всегда удивляло в этом названии «женская консультация». Почему не женская поликлиника, не женская больница? Есть тут некоторое противоречие - между смыслом названия «женская консультация» и непосредственно теми функциями, которые она осуществляет.

По большому счету мы не должны лечить. В консультации мы должны работать со здоровыми женщинами для того, чтобы наблюдать беременность, помогать им вынашивать ребеночка, давать рекомендации, проводить психопрофилактическую и физическую подготовку беременных к родам. А получается, что в консультации мы занимаемся устранением тех проблем, которые сами себе создаем. Я имею в виду лечением гинекологических заболеваний. Это я говорю к тому, что когда женщина вмешивается в то, что ей дано от природы, -  а любой женщине дается возможность забеременеть, родить, испытать счастье материнства, то она получает массу недугов. Одним словом, я поняла, что если у женщины в жизни не будет абортов, то у нас будет настоящая полноценная женская консультация. Мы тогда будем заниматься консультированием, а не лечением.

- То есть аборты - это главная причина гинекологических заболеваний?

- Считаю, что да. К сожалению, большинство заболеваний начинается с того момента, когда женщина решила вмешаться в  естественный процесс зарождения в ней новой жизни. 

Есть какой-то процент заболеваний, которые возникают по другим причинам, например, из-за генетической предрасположенности. Но в основном мы сами себе создаем болезни, а потом расплачиваемся за необдуманные шаги. Природа всегда платит по счетам, она ничего без внимания не оставляет. Я думаю, что большинство женщин это сами понимают. Хотя и часто обвиняют кого-то другого.

Абортов не должно быть в жизни женщины. Поэтому я вижу, что одна из основных задач акушерско-гинекологических заведений – предупредить аборт. Уже есть некоторые успехи в этом деле. Но до победы еще очень далеко.

- Когда вы узнали о доабортном консультировании, какова была ваша реакция?

- В 2009 году Правительство решает, что нужно создать  медико-социальные кабинеты при женских консультациях. Через некоторое время появляется проект «Ты не одна», в рамках которого идет обучение психологов работать с женщинами в ситуации репродуктивного выбора. А с 2010 года в нашей женской консультации появляются психологи. Поначалу весь наш коллектив отнесся с некоторым непониманием к этим новшествам. Ни психологов, ни социальных работников в женских консультациях раньше никогда не было. Мы недоумевали….

Знаете, когда я поняла, что психологи в консультациях действительно нужны.  Когда мы воочию увидели, что количество отказов от новорожденных резко снизилось. Просто от того, что  с женщинами стали разговаривать, объяснять, разъяснять. Наши психологи ведут еще и это направление – работают с отказниками. А как было раньше. Женщина, допустим, запланировала отказ от ребенка. Мы смотрели на нее недобро, осуждали за такое решение. Но от этого мало что менялось. А психологи подходят профессионально к беседе с такими женщинами. У них свои методы, приемы работы. И в результате на 40% снизились отказы от малышей. Женщинам дали возможность задуматься, сделать какие-то выводы о том, какой жизненный путь она собирается выбрать.

И по доабортному консультированию произошла почти аналогичная ситуация. Поначалу я тоже скептически отнеслась к этим консультациям, пока не съездила на семинар. В Кургане проходил выездной семинар из Красноярска. Я посетила его. Потом состоялся второй семинар, затем еще и третий. Мы вместе с нашими психологами приняли участие в этих мероприятиях. Вела семинары Елена Васильевна Рагулина - руководитель проекта "Ты не одна" всероссийской демографической программы "Святость материнства». В результате я поняла, что делают они хорошее, доброе дело.

В связи с этим хотелось бы вот что сказать. Во-первых, у меня было опасение, что психолог по доабортному консультированию будет формировать чувство вины у пациентки. Мне на самом деле наших женщин очень жалко. Ведь не только они виноваты, что сложилась такая ситуация с абортами у нас в стране. А получилось, что сама технология построения консультации помогает женщине разобраться с самой собой. Сама методика помогает ей сделать осознанный выбор. Раньше бы она сделала аборт и постаралась бы поскорее забыть об этом, как страшный сон. А сейчас государственная политика другая. Появилась «неделя тишины», консультации психолога, которые дают возможность подумать перед тем, как совершить такой опасный выбор в своей жизни.

Я знаю очень многих женщин, которые сильно переживают за то, что они сделали когда-то необдуманный шаг. Они говорят: «Если бы я тогда родила, сейчас моему ребенку было бы семь лет..». И говорят они об этом с очень большим сожалением и с горечью.

 Вот эти две вещи - поговорить грамотному  умному человеку с женщиной и дать ей время подумать, чтобы это решение не было неосознанным, привели меня к пониманию того, что доабортное консультирование – очень правильный инструмент в профилактике абортов. Психологи – нужные люди.

Ко всему прочему, я считаю, что к этой практике надо обязательно привлекать и медицинских работников. Если это зерно нам в голову попало, то оно там обязательно вырастет. Врач непременно сделает правильные выводы. Ведь в человеке добра больше, чем зла.

 - Как практически у вас происходит прием женщин, которые собрались сделать аборт?

- Это такие фишечки, которым обучили нас психологи. Во-первых, я радуюсь, что у женщины наступила беременность. На самом деле, искренне радуюсь. Я не делаю никаких выводов, а поздравляю ее с этим событием. Потом говорю, что это очень серьезный выбор в жизни, и вы должны подумать и обязательно проконсультироваться с психологом. Такие наши первые шаги.

- Как врачу вам приходится заниматься доабортным консультированием?  

- В нашей консультации созданы очень хорошие условия для работы. У нас два психолога, и они к своему делу очень серьезно относятся. Но если по каким-то причинам психологи не приходят, то консультации провожу я сама.

- Как в целом организовано доабортное консультирование в Кургане?

- У нас при женских консультациях есть медико-социальное кабинеты. Выделена ставка психолога, ставка социального работника и в их функциональные обязанности входит в том числе консультирование женщин в ситуации репродуктивного выбора.

- Какова статистика спасенных жизней за период вашей работы?

- Эффективность работы у нас 11 процентов от проконсультированных женщин. Эта статистика уже три года на одном уровне. Почему мы и участвуем в этом семинаре - потому что хотим повысить эффективность нашей работы.

- Хотелось бы услышать ваше мнение о семинаре, который провел ЦЗМ «Покров»?

- Я довольна семинаром. Он оказался очень интересным. Специалисты обязательно должны встречаться друг с другом хотя бы раз в год для обмена опытом. Мне также понравилось, что на мои неудобные вопросы я получила достаточно корректные ответы. Я считаю, что мы все делаем шаг вперед.

Сегодня в обществе уже меняется отношение к абортам. Когда я начинала работать, оно было другим. Что плохого мы могли сказать тогда об аборте? Только то, что он вреден для здоровья. А сейчас у нас взгляд меняется в сторону того, что аборт неприемлем. Что его просто не должно быть в жизни женщины. Я вижу свет в конце тоннеля. Я думаю, что нас ждут очень значимые сдвиги в этой области. Посмотрите, как поменялось законодательство. Если в  1995 году было 29 показаний для  прерывания беременности, то сейчас одно – в случае, если беременность наступает в результате изнасилования.

- Есть такое понятие -  женское здоровье. Что вы скажете о нем?

- Мне нравится одно высказывание: «В здоровом теле женщины заложено здоровье нации». Это правда. Тут ничего не добавишь и не убавишь. Это действительно так: здоровье нации зависит от здоровья каждой российской женщины. Только женское здоровье очень хрупкое. Его надо беречь с детства.

- Какое здоровье у курганских женщин? Какие заболевания чаще всего встречаются?

- Это зависит от возраста. До 30 лет – это, как правило, воспалительные заболевания. Мы же с вами не будем скрывать, что инфекция с воздуха не берется. Должен быть обязательно источник. Здесь, конечно, в первую очередь имеет значение воспитание женщины, ее уровень культуры, но иногда не женщина бывает виновата. Тем не менее инфекция передается определенным путем.
После 30 лет начинаются заболевания, связанные с миомой, также  эндометриозы матки, кистозные образования яичников. Причин доброкачественных опухолей много, в том числе могут быть и от искусственного прерывания беременности.

Диагноз бесплодие тоже встречается нередко. Но это бесплодие, как правило, приобретенное. Я недавно разговаривала с главным специалистом одной клиники.  У нее 670 анкет женщин, которые бы хотели воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями, - сделать ЭКО. Причина бесплодия у 70-ти процентов этих пациенток - ранее перенесенный аборт. Если бы эти женщины знали, к каким  последствиям ведет эта операция, то, возможно, и аборта не было бы в их жизни.

- Девушки-подростки часто к вам обращаются?

- У нас помощь выстроена таким образом, что девочек до 18 лет смотрит детский гинеколог. Это очень правильно, я считаю. Он подготовлен по этим вопросам. А к нам попадают юные женщины только в том случае, если  они забеременели и уже приняли решение рожать. К ним, естественно, особое отношение.

- Как вы оцениваете профилактическую работу по предотвращению искусственных прерываний беременности?

-  Если бы эта работа велась на должном уровне, наверное, их было бы значительно меньше. Мы встречаемся с женщиной, когда она уже забеременела. А работать надо в первую очередь с семьей, с девочками, воспитывать правильные ценностные установки.

- Врач-гинеколог может отказаться от практики делать аборты?

- Да. 323 Федеральный закон Российской Федерации в статье 70 определяет, что врач имеет право отказаться от проведения абортов, если у него имеются личные убеждения. Я знаю, что у вас в Тюмени есть врачи, которые никогда не делают абортов, и у нас в Кургане есть такие же люди. Акушеров-гинекологов, не желающих искусственно прерывать беременность, становится все больше.

- Все-таки врач должен стоять на страже жизни. Профессия акушера-гинеколога как-то не вяжется с абортами. Это же нонсенс?

- Почти философский вопрос. Что бы я тут сказала. Этот вопрос регулируется законодательством. Сегодня закон разрешает прерывание беременности. Выбор женщины до 12 недель сделать аборт у нее есть. И реализует это право акушер-гинеколог, если она к нему обращается.

- Но вы согласны, что аборт - это убийство?

- Но как я не могу согласиться с очевидным. В индийской философии есть одна интересная мысль, которая мне очень нравится: «Душа ребенка выбирает родителей за три месяца до зачатия». Я часто об этом думаю – за три месяца… Наверное, не случайно появляются такие утверждения.

                                                                                                                                               Беседу вела Татьяна Николаева