8-800-100-30-70

Беседа с председателем комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Еленой Мизулиной

08.05.2015

Пожалуй, нет в России другого видного парламентария, настолько полярно воспринимаемого в обществе. Конечно, будучи автором ряда острых социальных законопроектов, председатель комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей осознанно, как говорится, вызывает огонь на себя. Но так же очевидно, что определенные политические силы будто бы намеренно пытаются выставить Мизулину этаким жупелом «архаики и мракобесия», приписывая ей выдуманные идеи, намерения, цитаты. О реальных законодательных инициативах своего комитета и личном отношении к интернет-травле «Культуре» рассказала сама Елена Мизулина.

- Какие меры господдержки многодетных семей планируется провести через Госдуму в этом году? 

- Мы уже внесли законопроект, дающий 30-процентное повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии для лиц, воспитывающих трех и более детей. Это и мера поддержки, и стимулирование ответственного родительства. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в стране сейчас чуть более миллиона многодетных семей. Мы понимаем, что уход за ребенком — серьезная и ответственная работа, в результате которой заинтересованы не только сами родители, но и общество в целом.

Кроме того, на днях президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий россиянкам возможность претендовать на единовременную выплату 20 000 рублей из материнского капитала. Семьи, ранее воспользовавшиеся маткапиталом, смогут получить на руки те же самые 20 000 из оставшейся части средств. Таким образом, удастся оказать материальную помощь более чем 4 360 000 семей с двумя и более детьми. Это особенно важно в условиях напряженной экономической ситуации. Кстати, аналогичная мера поддержки была использована в период кризисной ситуации 2009–2010 годов и тогда показала свою эффективность.

- Считаете, этого достаточно? 

- Сейчас Дума рассматривает еще один законопроект, касающийся программы материнского капитала. Речь о предоставлении возможности в любое время со дня рождения или усыновления второго, третьего и последующих детей использовать средства маткапитала на уплату первоначального взноса по кредитам на приобретение или строительство жилья. Многодетные семьи, хочу подчеркнуть, все чаще оказываются в центре внимания законотворцев во многом благодаря позиции Владимира Путина.

Мы считаем, что дополнительные меры поддержки таких семей должны включать предоставление 30-летнего ипотечного кредита на покупку жилья с отсрочкой первого платежа и без первоначального взноса. Что касается процентной ставки, то нужно ввести ее дифференциацию в зависимости от количества детей. В любом случае при рождении одновременно трех и более малышей необходимо без очереди выделять родителям социальное жилье.

- Ваш комитет, как известно, занимается также упорядочением законодательства об алиментах… 

Да, сейчас на рассмотрении Госдумы находятся сразу несколько законопроектов, касающихся данной проблемы. Речь в том числе идет о минимальном размере алиментов, что позволит разрушить недобросовестную практику ухода от их уплаты со ссылками на отсутствие дохода или маленькую зарплату. Кроме того, предлагается временно изымать водительские права у недобросовестных плательщиков алиментов и ужесточить уголовную ответственность для злостных уклонистов от этой святой обязанности.

В апреле мы внесли законопроект, согласно которому родители, если за ними числятся случаи злостного уклонения от уплаты алиментов, в случае потери трудоспособности лишатся права претендовать на материальную поддержку от совершеннолетних детей. Ведь не стоит забывать, что по своей природе злостное уклонение от уплаты алиментов — умышленное преступление: родитель сознательно самоустраняется от участия в содержании и воспитании ребенка. Возможно, после появления в Семейном кодексе подобного положения должники по алиментам задумаются хотя бы о собственном будущем…

Вообще, проблема невыплаты алиментов остается крайне острой. Наш комитет завален обращениями родителей, вынужденных в одиночку обеспечивать ребенка и не имеющих реальных инструментов воздействия на второго родителя-неплательщика. Два миллиона российских детей, которые по закону должны получать алименты, этих средств, увы, не имеют!

Фото: пресс-служба депутата ГД РФ Елены Мизулиной

Мой отец-фронтовик говорил мне так: «Мы воевали, не щадили себя, чтобы вам, нашим семьям и детям жилось лучше». Представьте на минуточку, что и кого будут защищать те отцы, которые не только не платят алименты, но и не знают, какая у них семья, сколько жен, где их дети…

- Бум рождаемости в последние годы привел к тому, что для малышей в возрасте до трех лет мест в детских садиках катастрофически не хватает. Какие шаги должно предпринять государство, чтобы решить проблему? 

На встречах с членами правительства мы не раз поднимали этот вопрос. Здесь все очевидно: надо строить больше детских садов. В России это еще и наиболее эффективная правительственная мера, позволившая практически полностью решить проблему дефицита мест в детсадах для ребят в возрасте от трех до семи лет. А вот к обеспечению младшей возрастной категории правительство пока даже не подступалось. Ситуация усугубляется тем, что каждый третий российский ребенок воспитывается одним родителем, который просто не может позволить себе находиться без работы длительное время.

Я убеждена, что только государству под силу создать полноценную инфраструктуру детсадов. Не стоит забывать, что это конституционная обязанность власти — формировать условия, при которых родители смогут выполнять свои обязанности, в том числе по обеспечению детям достойного уровня дошкольного образования.

Видимо, мнение депутатов все-таки было услышано правительством: в апреле, выступая с итоговым докладом о деятельности кабинета министров за 2014 год, Дмитрий Медведев озвучил предложение об увеличении в этом году финансирования строительства детских садов на 20 млрд. рублей.

- Одна из нашумевших инициатив последних месяцев — запрет иностранных игрушек… 

- Ничего запрещать мы не собираемся. Задача — отрегулировать на законодательном уровне эти вопросы. В комитет поступает громадное количество обращений: нам пишут о засилье некачественных, небезопасных импортных игрушек, жалуются, что вне закона о защите детей от вредной информации оказались компьютерные игры, рассказывают о том, какие жуткие травмы малыши получили на детских площадках. Проблема остается актуальной и, к сожалению, нерешенной.

А вообще работа над законопроектом («О внесении изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» и отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения прав и законных интересов ребенка при обороте детской игровой продукции»), который сможет регулировать оборот детской игровой продукции, началась еще в июне 2009-го. Сейчас Координационный совет при президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей вплотную подошел к теме обеспечения благоприятной информационной среды для подрастающего поколения, которая бы позволяла воспитывать ребенка в соответствии с традиционной российской культурой. Поэтому мы вернулись к работе над данной законодательной инициативой и надеюсь, что в скором времени сможем вынести ее на обсуждение нижней палаты.

Этим законопроектом регулируется вся сфера подобной продукции: не только игрушки, но также детские сооружения и площадки, например, во дворах и детсадах. Дается их подробная возрастная классификация, соответствующая международным стандартам. Сейчас ситуация усугубляется тем, что кто из производителей хочет, тот по своему усмотрению и ставит знак возрастной маркировки. Законопроектом предполагается, что она станет обязательной. За оборот же немаркированной игровой продукции будет введена административная ответственность.

Значительное место в законопроекте занимает вопрос защиты детей от игрушек, которые потенциально способны нанести ребенку физический вред, необратимо повлиять на его психическое, душевно-нравственное здоровье. Выходит, необходима и разработка обновленного техрегламента, определяющего показатели химической, биологической, механической, пожарной, электрической безопасности.

- Но так ли важно, чтобы такие вопросы регулировались на федеральном уровне? 

- Да, и большинство экспертов едины в этом мнении. Игрушка — то, что формирует личность ребенка. Это неотъемлемая часть жизни. Однако в российских законах до сих пор отсутствует понятие «игровая среда». В результате чиновники, которые обязаны обеспечивать ее, например, в детских садах, понятия не имеют, какие требования к ней предъявлять.

- Ваше упорство получило определенную известность не только в России, но и на Западе, аукнувшись для Вас включением в санкционные списки. Каким был этот «год в режиме ограничений»? 

Теперь помимо вопросов, касающихся семьи, материнства и детства, каждый месяц я еще и рассказываю журналистам о том, как переживаю санкции. Но на самом деле изменилось немногое. Если честно, я особенно не задумывалась о каких-либо ограничениях, потому что период был очень насыщенным и богатым на события: практически каждую неделю в планах значился рабочий визит в тот или иной российский регион: Омск, Ярославль, Ставрополь, Крым, Севастополь, Владимир…

Тот путь, который выбрала для себя Россия, расходится с западным пониманием основополагающих человеческих ценностей. Мы в отличие от Запада ратуем за сохранение традиционной семьи. Поэтому включение меня в санкционные списки воспринимаю, скорее, как показатель того, что по части законотворчества все делаю правильно.

- Ваши предложения зачастую вызывают критическую реакцию, а то и вовсе оскорбления со стороны либеральной общественности. Как Вы относитесь к этому? 

- Вокруг меня очень много лжи. Я лишь надеюсь, что нормальные люди, мои соотечественники, способны самостоятельно разобраться, где правда. Сама же абсолютно не чувствую никакого негатива, прогуливаясь, допустим, по Москве, заходя в магазины. Как правило, меня узнают: подходят, говорят слова поддержки, даже пропускают без очереди!

Интернет — совсем другое дело. Там пока никто за слова ответственности не несет, поэтому конструктивной реакции в глобальной Сети мало. По правде говоря, и у меня нет времени как-то реагировать на то, что пишут обо мне, тем более вступать в дискуссии. Слишком много работы.

Что же касается СМИ, то клевета запускается некоторыми изданиями сознательно, чтобы привлечь больше читателей. Часто они используют мое имя, стремясь гарантировать материалу повышенный интерес аудитории. Я, конечно, благодарна за столь высокую оценку меня, как рейтинговой медиа-персоны, но хотела бы надеяться на больший профессионализм и на то, что журналисты хотя бы через раз будут проверять факты: связываться с моей пресс-службой, задавать мне вопросы в Twitter и Facebook. В конце концов, у меня есть официальный ресурс — сайт elenamizulina.ru, где содержится информация о моей деятельности, как говорится, от первого лица.

Источник: http://portal-kultura.ru