8-800-100-30-70

Брачный договор: прихоть или необходимость?

01.08.2014

В Санкт-Петербурге состоялось пресс-конференция «Брачный договор: прихоть или необходимость?» Представители Министерства юстиции и Нотариальной палаты Санкт-Петербурга, эксперты по вопросам демографического развития привели статистику заключения брачных договоров в нашей стране и рассказали, чем они отличаются от зарубежных. С 1 июля 2014 года в России запущен Единый реестр брачных договоров.

Валентина Михайловна Якушкина, заместитель начальника ГУ Министерства юстиции по Санкт-Петербургу, пояснила, что «появление такой базы означает, что любой нотариус, войдя в нее и проверив текущее состояние каждого подписанного супругами документа, сможет предупредить мошеннические намерения со стороны одного из них. На практике бывало так, что в случае смерти одного из супругов вторая половина могла умолчать о ранее подписанном брачном контракте, если условия контракта ему стали невыгодны. Единая база брачных договоров поможет принять справедливое решение в вопросах наследования и пресечения преступных деяний».

В качестве аргумента в пользу практики заключения брачных контрактов, петербургские юристы привели пример святых благоверных князей Петра и Февронию, покровителей брачных союзов, чья память чествуется в этот день Русской Православной Церковью. По словам Петра Васильевича Герасименко, президента Нотариальной палаты Санкт-Петербурга, святые супруги заключили между собой перед свадьбой брачный договор в устной форме. Именно так с юридической точки зрения расценивается обещание князя Петра жениться на дочери бортника Февронии, в случае, если она вылечит его от болезни.

Современный вид брачного договора в России явление молодое. С 1917 года до 1995 года имущество супругов было общим, делилось поровну, в случае спора претензии удовлетворялись через суд. С принятием в 1995 году Семейного кодекса супруги получили возможность строить свои имущественные отношения самостоятельно, при этом положение о том, что имущество, нажитое в браке, является общим, сохранилось, но открылась возможность установить дополнительный или иной режим владения собственностью.

В Санкт-Петербурге растет количество заключаемых браков, этот коэффициент здесь самый высокий по России, как и процент заключаемых брачных договоров. По статистике, 10% пар заключают брачный контракт, при этом в Петербурге удостоверено 15% брачных договоров от всех подобных договоров, удостоверенных в Российской Федерации. Какой контингент людей заключают брачные контракты? В первую очередь, это обеспеченные люди, представители среднего класса, очень часто это юристы, а также люди пожилого возраста, вступающие во второй или третий брак.

Многотомных, многостраничных контрактов как в Америке и Европе, в России не заключают. Во-первых, потому что нет традиции, во-вторых, у российских граждан нет такого количества имущества, чтобы его описывать на сотнях страниц. Но с каждым днем эти договора усложняются, их количество увеличивается. Нотариус Анна Владиславовна Таволжанскаярассказала, что типового брачного договора не существует, это очень индивидуальный документ, но чаще всего супруги заключают договор, в котором они устанавливают раздельный режим собственности на имущество. Существует возможность перезаключения брачного контракта, но на практике это встречается очень редко.

Таволжанская отметила характерную особенность современной практики заключения брачных контрактов. Дело в том, что более половины семейных пар, приходящих к нотариусу для заключения брачного договора, уже находятся на грани развода. «В такой ситуации прийти к соглашению, которое не нарушает интересы ни одной из сторон, чрезвычайно сложно. Было бы лучше, чтобы люди думали о своих имущественных отношениях заранее», - посетовала нотариус.

Все присутствовавшие на пресс-конференции специалисты сошлись во мнении, что: «Узы Гименея никак не пострадают, если будущие супруги отрегулируют свои имущественные отношения заключением брачного договора». Согласно статистике, в 2012 году на 54404 брака зарегистрировано 24493 развода, что составляет 45%, почти половину от заключенных семейных союзов. На вопрос, могут ли законы, принятые в отношении семейного права, положительно повлиять на взаимоотношения супругов, корреспонденту РНЛ ответил Михаил Александрович Клупт, доктор экономических наук, профессор, декан СПбГЭУ, член Совета по вопросам демографического развития Санкт-Петербурга.

«Думаю, что брачный договор сам по себе не может сильно повлиять на последующий характер семейных отношений. Договор лишь помогает снять напряженность в случае критической ситуации развода, либо сохраняет неприкосновенность имущества одного из супругов после смерти другого. Точнее сказать пока невозможно из-за отсутствия статистики по этому вопросу.

Статистика брачных договоров относится к ведению Нотариальной палаты, а демографическая статистика - это ЗАКСы и органы Госстатистики. На конференции впервые была сделана попытка сопоставить то и другое. Возможность отслеживать тенденции в этой области появилась лишь с возникновением Единого реестра брачных договоров.

Точный ответ на этот вопрос с научной точки зрения крайне сложен. Нужно сделать лонгитюдальное(«продольное») исследование: взять две группы, одну - тех, кто заключили брачный договор, другую - тех, кто этого не сделали. Понаблюдать за ними и через 10 лет зафиксировать, что с ними произошло. Либо взять «поперечный» срез за год: кто заключает брачные договоры, выяснить, в какой стадии находятся их семейные взаимоотношения, затем зафиксировать тех, кто развелся и у кого были подобные договора, сравнить полученные данные. Это программа большого исследования.

Дальше начинается сложный вопрос, когда лучше складываются семейные отношения, когда имущество для супругов занимает одно из важнейших мест в системе их ценностей, или нет? В западноевропейской, особенно протестантской ментальности все поставлено на юридическую почву, имущественные отношения выходят на первое место и люди не считают заключение брачного договора подозрительным.

В России часть семей может рассматривать этот аспект как косвенное свидетельство каких-то нечистых намерений. Неформальные институты, в отличие от формальных, очень плохо импортируются, и западная ментальность на русскую почву переходит с трудом, медленно, через более образованные слои».

Отметим, что именно в традиционном мировоззрении, сложившемся на базе духовно-нравственных ценностей Православия, залог возрождения России, свидетельство ее могучего потенциала. И Санкт-Петербург, хоть и носит европейское платье, но является русским городом. Это подтверждает статистика в демографической сфере. Например, доля детей, рожденных в незарегистрированном браке по Санкт-Петербургу за 2013 год меньше, чем доля всех новорожденных вне брака по России (20% к 23,8%). Тенденция этого параметра в России противоположна западным странам - там доля рожденных вне брака детей постоянно растет, а в России уменьшается.

Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»

Источник: hruskline.ru