8-800-100-30-70

Демограф Игорь Белобородов: Ресурсов хватит на всех

15.10.2014

Неужели каждый пятый москвич действительно не хочет детей? Насколько опасно или, наоборот, вполне приемлемо явление чайлдфри? Мы беседуем с начальником сектора демографии, народонаселения и миграции Российского института стратегических исследований Игорем Белобородовым.

НЕ МОГУТ ЗАЧАТЬ, ПОЭТОМУ ПРОТИВ

- Вряд ли этот социологический опрос отражает действительность, — считает Игорь Иванович. — По моим данным, настоящих, убежденных чайлдфри не больше пяти процентов.

- Кто эти люди?

- Во-первых, те, кто не может иметь детей в принципе. Сейчас около 10 процентов супружеских пар просто не могут зачать ребенка. Но признаваться в этом социологам они не хотят. Вот и говорят: мы бездетные принципиально. Вторая категория — вечные мигранты. Сегодня он живет в Воронежской области, завтра — в Москве, послезавтра уехал зарабатывать на Север. Такой образ жизни, конечно, рождению детей не способствует. Что касается убежденных чайлдфри, то среди них огромное количество гомосексуалистов. В российских регионах их не любят, не принимают, вот они и едут в более толерантную Москву, у них здесь заповедник. При соцопросах, понятно, они свою сексуальную принадлежность прямо не указывают. Но чисто технически они не могут иметь детей в принципе.

- Социологи уверяют, что уровень терпимости к чайлдфри в Москве за последние десятилетия вырос вдвое!

- Я знаю данные других соцопросов. Наиболее терпимы к людям, не желающим иметь детей, в Скандинавии и других странах Западной Европы. А самые нетерпимые страны — это Восточная Европа, Украина и Россия. В общем, не все так плохо.

МИР ЖИВЕТ ВСЕ ЛУЧШЕ

- Игорь Иванович, население Земли растет и уже перевалило за семь миллиардов. А вместе с населением растет и уровень потребления. Мир живет все лучше, лучше, лучше и лучше. Многие ученые считают, что планета просто не потянет постоянный рост населения. Экологическая ситуация во всех развитых странах, в том числе России, уже сейчас тяжелая. Так, может, чайлдфри не так уж плохо? Меньше народа — больше кислорода?

- Приведу две цифры. В начале 1990-х, когда население планеты было в районе 6 миллиардов, реально голодали более миллиарда человек. Сейчас, когда нас больше семи миллиардов, — 843 миллиона. Продовольствия вместе с ростом населения не становится меньше! Второй пример: серьезнейший экономический рост и рост благосостояния в Китае и Индии случился как раз в тот момент, когда стремительно росло население. Все просто: человек имеет один рот, но у него есть голова и две руки. Производит он всегда больше, чем потребляет. К тому же доказано, процент гениев среди населения всегда одинаков. Больше людей — больше гениев. А ведь именно гении изобретают новые технологии, позволяющие нам жить лучше.

- Да, но природные ресурсы все равно исчерпаемы. Нефть, например, точно не навсегда!

- Да, но в мире все время появляются новые источники энергии. Мы научились, например, делать биотопливо из кукурузы. Чем дальше, тем таких технологий будет больше, поэтому и уровень потребления продолжит расти.

- Значит, проблема перенаселения — людей много, а ресурсов мало — для нас не стоит?

- Нет. Есть обратная проблема — депопуляция. Снижается рождаемость даже в странах Африки и арабском мире! Как понизить рождаемость, мы знаем — контрацепция, стратегия планирования семьи — правительства многих стран знают рецепт. А вот как повысить(!) рождаемость, если она упала ниже уровня естественного воспроизводства населения, не знает никто. Сейчас в среднем на одну женщину в мире приходится 2,4 ребенка. Еще 40 лет назад этот показатель был 4,7! И вот что нам с этой ситуацией делать дальше, пока никому неясно.

Никита Миронов