В последние 15-20 лет, особенно в больших городах, наблюдается нездоровая гонка за рекордами у родителей дошкольников, - отвечает Екатерина Бурмистрова, детский психолог, психотерапевт, мать десятерых детей. - И в этом вина не только их самих. Это довольно мощный бизнес, поддерживаемый информационным пространством, которое однозначно говорит неопытным родителям, что чем больше и раньше, тем лучше. Чего только стоит одно название популярной книги: «После трёх уже поздно»! Свою роль играют и амбиции родителей. Очень часто они отдают детей туда, куда хотели, но не могли ходить сами. В обоих случаях не рассматриваются интересы самого маленького человечка.
А ведь четыре наиважнейших аспекта дошкольного детства - это свободная игра (и игра со сверстниками), сон, прогулки, чтение родителями вслух книг. Если из-за развивающих занятий страдает вышеперечисленное, то нужно сделать осознанный выбор. Перегрузка стимулами и неадекватная нагрузка - это те вещи, относительно которых родитель должен быть всегда настороже.
Выстраивая программу, нужно понимать, что главное, что должен делать дошкольник, - это играть. Игра - предтеча интеллекта. Очень важно сберечь ребёнка, дать ему окрепнуть и вырасти. Но сейчас очень часто у малышей всё те же тетради, прописи, парты. И перегруженный ребёнок в школу идёт уже без мотивации учиться. Главное, что нужно сохранить в погоне за ранним развитием, - это желание учиться.
Определить, какая нагрузка будет адекватна, можно только индивидуально. Но есть и общие правила.
Можно дать простые советы
1. Честно составьте, напишите на листе бумаги расписание занятий вашего чада. Многих это уже приводило к появлению более трезвого взгляда.
2. Обязательно учитывайте мнение второго родителя: папа прекрасно может помочь проредить график.
3. Не думайте, что всё нужно успеть. Форсированное развитие может дать не тот эффект в средней и старшей школе.
4. Нужно понимать, что вы только в начале длительного пути образования. Очень часто у детей, с которыми много занимались, в 6-8-м классах, когда они становятся самостоятельными и уже научились отказываться, идёт мощнейший откат от обучения.
5. Очень важно выключать фактор «После трёх уже поздно» и помнить, что самое ценное не то, как называется образовательный центр, где он расположен или какой у него диплом, а какой конкретный педагог имеет дело с вашим ребёнком. Нужно доверять своей родительской интуиции. Искать человека, а не гнаться за лейблом. Ведь среди педагогов есть и те, кто пришёл ради заработка, кто не любит детей, относится поточным образом к своему делу. Такие занятия уж точно не станут золотой страницей детства.