8-800-100-30-70

Многовариантные прогнозы демографического развития России до 2030 г.

03.04.2014

В феврале 2014 г. в Доме ученых (г. Москва) состоялось заседание демографической секции. Обсуждался доклад д.э.н., директора Института демографии НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ) А.Г.Вишневского «Многовариантные прогнозы демографического развития России на период до 2030 года».

В работе секции, помимо ученых-демографов, приняли участие вице-президент, исполнительный директор Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы Владимир Мищенко и руководитель отдела ЦНС Павел Федосов.

Работа, которой был посвящен доклад, выполнена коллективом сотрудников созданного в 2007 году Института демографии ВШЭ. На протяжении многих лет они готовили ежегодно публиковавшиеся аналитические доклады о демографической ситуации в России. Перед началом своего выступления А.Г. Вишневский представил новую книгу «Население России. 2010-2011. Восемнадцатый-девятнадцатый ежегодный демографический доклад».

В докладе А.Г. Вишневского говорилось о результатах многовариантного вероятностного прогноза демографического развития России, выполненного в Институте демографии ГУ-ВШЭ по заказу Министерства экономического развития. Минэкономразвития исследование требовалось для понимания перспектив развития здравоохранения, образования, пенсионной системы, медицинского и социального страхования и проблем занятости населения.

Существует официальная «Концепция демографической политики в России на период до 2025 года», целью работы группы А.Г. Вишневского является анализ возможностей влияния на демографические процессы для реализации прогнозных сценариев до 2030 года.

Исходя из показателей смертности, рождаемости и миграционных процессов в России А.Г. Вишневским и его соавторами Е.М. Андреевым и А.И. Трейвишем были рассмотрены 36 вариантов, которые были представлены в виде таблиц и графиков.

По данным исследователей к 2030 году на одну женщину детородного возраста будет приходиться менее двух детей. Вывод сделан на основе рассчитанного коэффициента суммарной рождаемости, который составляет в зависимости от сценарного варианта от 1,38 (низкий) до 1,98 (высокий) (средний показатель – 1,68).

Еще одним неутешительным выводом стали показатели таблицы, охватывающей 2000-2012 годы. Оказалось, что затраты на охрану здоровья в России совершенно не соответствуют масштабам стоящих задач. При максимальном показателе в 2009 году в последующие годы процент затрат на охрану здоровья по отношению к ВВП падает. В нынешнем году финансирование на здравоохранение еще более урезано.

В докладе говорилось о низком, среднем и высоком сценариях миграции, от которой, как и от показателей смертности и рождаемости, также зависит прирост народонаселения России.

Численность населения в трудоспособном возрасте (20-64 года) в России многие десятилетия росло, особенно в 2000-е годы.

По мнению авторов доклада, рост «нагрузки детьми» на одного трудоспособного гражданина России во второй половине третьего десятилетия, скорее всего, прекратится или даже сменится снижением. Но и в этом случае ни один сценарий не предусматривает ее («нагрузки детьми») снижения до нынешнего уровня. Но главный рост «нагрузки» на одного трудоспособного гражданина России будет обусловлен ростом числа и доли пожилых людей. По некоторым сценариям минимальное увеличение «нагрузки пожилыми» – в полтора раза, максимальное – более, чем на 80%.

По завершении доклада все желающие смогли задать вопросы и получить на них ответы не только А. Вишневского, но и его коллег. В результате разгорелась дискуссия с Анатолием Ивановичем Антоновым, доктором философских наук, профессором, заведующим кафедрой социологии и демографии семьи социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Он является многолетним оппонентом А. Вишневского.

По мнению профессора Антонова, доклад глубоко профессионален с точки зрения демографа. Но мы живем в ту эпоху, когда очень сильно размываются границы между науками, и междисциплинарный подход требует от демографа знаний и по медицине, и по социологии, и по математике… Но, по мнению Антонова, как 35-40 лет назад, у Вишневского нет никакой междисциплинарности. Как и раньше, он (Вишневский) говорит о малодетности, но не говорит об изменениях в поведении людей. «А ведь раньше люди имели мотивацию рожать по много детей и делали это, – говорит Антонов. – Но и докладчик, и его помощники подчеркивали, что у них нет никакой теории. Это абсолютно не научный экстраполяционный прогноз и блестящее доказательство теоретико-мировоззренческих и идеологических установок докладчика и ничего более. Это средневековая методология. Современная наука работает с нормативными прогнозами. Главная задача – не просто теоретизировать, а ориентировать теорию на практическое действие, воплотить ее в реальность. Смысл теории и прогнозирования заключается именно в этом. А когда после игры в цифирь ничего нельзя сказать, то зачем эта теория? Это не теория, а игра в бисер. Читайте Гессе!»

Профессор Антонов обвинил докладчика в обскурантистском отказе от всякой теории, которая должна не только что-то объяснять, но и реализовать ее в каких-то практических шагах, коррелировать с практическими действиям: «Наука должна помочь составить нормативные прогнозы на 2030 год. Демография думает о воплощении результатов научных исследований и нуждается в демографической технологии, инженерии – в промежуточном звене, которое жаждут чиновники от представителей чистой демографии. А разработки нормативных прогнозов нет».

Ирина Ахундова
Источник: Святость материнства