8-800-100-30-70

Общественный совет по защите традиционных семейных ценностей при Павле Астахове обсудил насущные вопросы семейной политики

23.03.2015

В мероприятии под председательством Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова приняли участие представители различных конфессий, родительских объединений и научных организаций.

Одной из основных тем заседания стала Стратегия воспитания Российской Федерации до 2025 года, проект которой подготовлен Министерством образования и науки РФ. Сопредседатель Международного общества арт-педагогов и арт-терапевтов Ирина Медведева подчеркнула, что «самое большое преступление – это растление ребенка», поэтому вызывает озабоченность тот факт, что в стратегии не поставлены барьеры продукции, негативно влияющей на психику ребенка: «Например, ни слова не сказано про деструктивные игры и игрушки. Все полки магазинов пестрят куклами-проститутками, вампирами, гробами с разлагающимися в них игрушечными телами. О каком воспитании может идти речь?» Эксперт также обратила внимание на то, что без четкой государственной идеологии никакие стратегии воспитания работать не будут, т.к. не совсем понятно, что вкладывать в ребенка.

По словам председателя ВОО «Всероссийское родительское сопротивление» Марии Мамиконьян, основная проблема стратегии воспитания заключается в отсутствии идеологии: не совсем понятно, кого и как мы собираемся воспитывать. Вместе с тем, документ содержит важные позиции. Так, говорится о необходимости развития в ребенке чувства ответственности, выбора, коллективизма и солидарности. Но не говорится о том, что в ребенке нужно воспитывать чувство долга, и ребенка нужно воспитывать нравственно. Документ также содержит серьезные изъяны, связанные с тем, что не разъяснены используемые понятия, такие как: «риски современного детства», «ответственное родительство» и многое другое.
 
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов отметил, что его эксперты провели анализ стратегии воспитания и подготовили ряд поправок и предложений, о которых рассказал советник Уполномоченного Ольга Пристанская.
 
Так, основным существенным недостатком проекта является наличие установок на обеспечение «вариативности ценностных систем» и на «нравственное самоопределение детей». Вместе с тем, в проекте Стратегии отсутствуют чётко закрепленные и ясно выраженные ценностные основы воспитания, соответствующих культурным и нравственным традициям русского народа и других народов России.
 
В стратегии придается большое значение идеологической задаче формирования российской гражданской идентичности при полном игнорировании необходимости формирования также и национально-культурных (этнических) идентичностей русского народа и других народов (этносов) России, которые необходимо сохранять и укреплять.
 
Одним из наиболее существенных недостатков проекта Стратегии является то, что в нём не закреплены чётко, конкретно и структурно упорядоченно ценностные основания, на базе которых должно осуществляться воспитание детей и молодёжи в России, а равно цели такого воспитания. При этом текст буквально нашпигован абстрактными, повторяющимися и ни к чему не обязывающими формулировками.
 
Двусмысленно звучат положения проекта Стратегии о «переосмыслении ценностей», о «качественно новом общественном статусе социальных институтов воспитания». Каковы ценностные рамки и цели такого «переосмысления», каковы содержание и направленность указанной «качественной новизны», из текста проекта Стратегии остается неясным. «А ведь именно сейчас целый ряд международных организаций и зарубежных государств требует от Российской Федерации не только «переосмыслить» ценностные основы публичного порядка в России, но и существенно поменять их, в частности – признав однополые браки, усыновления в однополые семьи, необходимость и обязательность массового секспросвета в системе образования»,  - подчеркивает эксперт.
 
По словам Уполномоченного, объем замечаний в значительной степени превосходит объем самой стратегии. Но при грамотной его доработке может получиться полезный стратегический документ, определяющей политику воспитания детей на годы вперед.

Профилактику домашнего насилия, предупреждение преступлений на бытовой почве и семейно-бытовых конфликтов обсудили представители научного сообщества, общественных и религиозных организаций. 

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка убежден, что совершенно неприемлемы попытки введения тотального контроля государства над семьями с несовершеннолетними детьми под предлогом существования значительного числа нерадивых родителей и неблагополучных семей. Любые принимаемые в этой сфере меры должны исходить из признания того, что наиболее благоприятные условия для гармоничного физического, психического, духовного, нравственного развития ребенка и его социализации могут быть созданы в семье. 

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Протоиерей Дмитрий Смирнов отметил, что воспитание начинается с семьи, и счастливым человек может быть только в семье.

«Мы, прежде всего, исходим из того, что в воспитании государство и система образования должны помогать семье, но помогать в соответствии с волей самой семьи, родителей — так, чтобы сохранялась главная, определяющая роль семьи в воспитании. Нужно, чтобы в действиях всех и любых воспитателей всегда уважение к семье и ко всем правам родителей занимало центральное место. Второй важный момент — это необходимость сферу воспитания строить на основе традиционных для нашего народа центральных ценностей — то, что называется у специалистов словом "культуросообразность". Третий момент — это сотрудничество государства в области воспитания с Церковью и традиционными религиозными общинами, которые уже очень много делают для возрождения традиционных ценностей, семьи, нравственности. Нельзя этот потенциал оставлять без внимания», — отметил председатель Патриаршей комиссии.

Вместе с тем, он указал, что проект и сейчас нуждается в усовершенствовании, все еще имеет существенные недостатки. «К примеру, в нем все еще есть некоторые отдельные положения, которые могут использоваться для проведения в жизнь того, что Святейший Патриарх, выступая в Государственной Думе, назвал "опасными элементами ювенальной юстиции", — отметил отец Димитрий. — Нет четких указаний, что лишь те некоммерческие организации должны допускаться к работе с детьми в системе образования, которые строят свою деятельность на традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностях — но не те, которые их подрывают и разрушают». Конкретные замечания экспертов Комиссии будут направлены П.А. Астахову.

Председатель Патриаршей комиссии обратил внимание собравшихся на то, что главной причиной конфликтов и проблем в семье является упадок нормальных человеческих отношений, построенных на твердых нравственных основах: «Основная причина всех преступлений, как и серьезных конфликтов в семье — это недостаток любви и эгоизм. А это значит, что есть только один настоящий путь к предупреждению этого — возрождение традиционных духовных, нравственных и семейных ценностей. И именно это должно ставиться во главу угла, когда мы говорим о профилактике». Важную роль в решении этой задачи может играть сотрудничество государства с Церковью, традиционными религиозными общинами, близкими им по духу общественными организациями. Существенную роль могло бы сыграть возвращение в школьную программу предмета, посвященного нравственным основам семейной жизни.

В своем выступлении протоиерей Димитрий Смирнов затронул и позицию Патриаршей комиссии по еще одной актуальной проблеме: «К сожалению, очень часто нам предлагают общественные недуги лечить лекарствами, которые хуже самой болезни. Сейчас именно это происходит, когда лоббируется так называемая профилактика "домашнего (или семейного) насилия". Под этим названием нам предлагается идеология, правовые и практические решения, которые насилие устранить вовсе не помогают — а вместо этого разрушают семью, семейные ценности и отношения. Семейные проблемы не решаются, а семья оказывается под ударом. В таких случаях, фактически, вместо защиты детей и женщин ведется антисемейная пропаганда, в результате чего общество начинает семейные отношения воспринимать не как величайшую ценность и святыню, а как источник угрозы. Вместо уважения к родителям насаждается недоверие и подозрение по отношению к ним. Дискредитируются традиционные методы воспитания, например, родительские наказания, и сами родители — достаточно вспомнить плакаты со слоганами "Папа, я тебя боюсь", "Мама, я тебя боюсь" на сайте одной известной общероссийской организации. Это категорически неправильно. Патриаршая комиссия выступает против пропаганды концепции “семейного (или домашнего) насилия и не раз объясняла эту позицию».

Председатель Патриаршей комиссии отметил, что объективные научные данные показывают: семья, где муж и жена соединены браком, была и остается в целом самым безопасным и самым лучшим местом и для детей, и для женщин.

«К слову: закон запрещает пропагандировать опасные для общества идеологии — расизм, нацизм, поскольку они подрывают основы общества. Но семья — это вообще фундамент каждого общества. С этой точки зрения пропаганда, направленная против семьи вообще должна быть, по логике вещей, запрещена в первую очередь!» — подчеркнул протоиерей Димитрий Смирнов. (pravoslavie.ru)

Член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ, председатель Совета по делам семьи и защите традиционных семейных ценностей Ольга Леткова в своем выступлении также выразила озабоченность проникновением в Россию ювенальных технологий. Она призвала не допускать подмены понятий.«Есть психическое насилие над ребенком, например, доведение до суицида – это уголовная статья, но сейчас также широко применяется понятие психологического насилия – это, например, критика ребенка, юмор в его адрес, и за это сейчас предлагают также привлекать к ответственности. А еще есть понятие «запрета», например, родители не отпускают ребенка куда-то, вот за это также предлагают чуть ли не лишать родительских прав.  И у нас уже есть примеры жалоб на такой беспредел», - отметила Ольга Леткова. 

Общественный помощник Уполномоченного Наталья Захарова выступила с докладом на тему домашнего насилия и давления на ребенка в смешанных семьях. 

А сопредседатель Объединенного общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности Татьяна Шишова поделилась мнением о психологических последствиях принятия закона о насилии в семье. Как отметила специалист, бытовое насилие, общественно-значимые преступления и насилие внутри семьи часто смешивают в одно понятие, от этого идет некорректная статистика и выводы. 

В завершение заседания советник Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Ольга Пристанская поделилась последними данными статистики по преступлениям в отношении детей в семье. В ближайшее время будет подготовлена резолюция по итогам заседания Совета.

Эксперт в области права Елена Тимошина рассказала,что истинная статистика семейных преступлений искажается в интересах лоббистов закона "Об усилении мер по профилактике семейного насилия".
Она также пояснила,что намерено смешиваются понятия семейного и бытового насилия,тогда как  это совсем не одно и то же.
Например, семейное насилие  не является бытовым ,если мотив преступления не лежит в бытовой плоскости. (Один супруг применил жестокое обращение с целью завладения чужим имуществом).И ,в свою очередь,бытовое насилие отнюдь не всегда является семейным. Например, если пьянка с соседом закончилась поножовщиной,то это бытовое преступление, совершенное дома,но не семейный конфликт.

РИА "Иван Чай"