8-800-100-30-70

Распад семьи приводит к деградации общества и распаду государства...

15.10.2015

Ровно 8 лет назад, 12 октября 2007 года, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил деятельность общероссийской общественной организации «Общество православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского» (ОПВР). Одним из участников учредительной конференции, посвященной созданию ОПВР, которая 29-30 сентября 2007 года состоялась в Белгороде в рамках I Всероссийского съезда православных врачей, стал протоиерей Сергий Филимонов - настоятель храма Державной иконы Божией Матери, член Исполкома Общества православных врачей России (ОПВР), кандидат богословия, доктор медицинских наук, профессор СПбГПМУ и Первого СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, практикующий лор-хирург высшей категории, главный редактор журнала «Церковь и медицина». По его словам, святитель Лука помогает врачам не падать духом, не поддаваться унынию, видя, что в современной российской медицине происходят большие деструктивные явления. 15 лет назад, 14 августа 2000 года, Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в Москве в Храме Христа Спасителя 13-16 августа, определил: «Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания» святителя Луку.

40454.jpg

- Отец Сергий, поздравляю в Вашем лице всех православных врачей с восьмилетием со дня создания ОПВР. А когда и с какой целью было создано Общество православных врачей Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), ставшее региональным отделением Российского Общества православных врачей?

- Оно было создано вследствие снижения духовного и нравственного уровня современной отечественной медицины, разобщенности медицинских работников, исповедующих православную веру, из-за низкого уровня душевного и христианского сострадания к лицам, нуждающимся в медицинской помощи, активизации и широкого распространения экстрасенсорики, магических и прочих оккультных техник воздействия на население. В 1998 году священноначалие благословило меня создать Научно-просветительское Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Мы стали молиться ему. На нашем логотипе на фоне российского флага изображены ангел на Александрийском столпе и красный крест - символ медицинской помощи и врачебного искусства, заключенные в круге - символе вечности, объединяющем небесное и земное. Это было одно из первых подобных Обществ в возрождаемой России. Оно родилось по инициативе отдела благотворительности епархии и двух наиболее крупных сестричеств милосердия: Покровского и св. мц. Татианы. Тогда я был настоятелем больничного прихода св. великомученика и целителя Пантелеимона на Ручье. Созданию Общества предшествовала скрупулезная подготовка проекта Устава и положений о внутренней деятельности специально созданной рабочей группой. За основу был взят проект устава Московского общества 1998 года, который был переработан и утвержден на общем заседании врачей. Внутренний Устав, цели и задачи Общества благословил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В 2001 году в Институте травматологии и ортопедии мы открыли первую в Санкт-Петербурге часовню в честь Святителя Луки, через которую прошли тысячи травматологических больных.

- I Всероссийский съезд православных врачей состоялся в Белгороде 8 лет тому назад. А где проходили последующие съезды?

- Мне посчастливилось принимать участие в первом съезде. Было удивительно и радостно видеть, что зерно, посеянное исповедником и врачом Лукой (Войно-Ясенецким) более 50 лет назад, дало такие обильные всходы и в нашей стране, и за ее пределами. II съезд прошел 1-2 октября 2009 года в Воронеже. На нем обсуждались проблемы социально-значимых заболеваний, морально-этические вопросы медицинской практики, распространение в православной среде псевдонаучных идей, касающихся здоровья, и взаимоотношение Церкви с органами здравоохранения и ЛПУ. III съезд, состоявшийся в Твери 29-30 сентября 2011 года, предложил к обсуждению проект Кодекса профессиональной этики православного врача России. На съезде были рассмотрены три новые темы: «семья, материнство и детство», «служение сестер милосердия», «формы и методы работы сестричеств». IV съезд прошел в Самаре 3-4 октября 2013 года под названием «Духовные, социальные и медицинские основы сохранения здоровья населения». На съезде состоялись пленарное заседание «Современное здравоохранение и христианская мораль» и круглые столы: «Врач и пациент: от рождения до смерти» и «Медицинские новации и религиозные традиции: проблемы пасторского служения». В Самарском ГМУ была организована конференция «Молодежное добровольчество и милосердие». Попадая в те места, где работал архиепископ-хирург, я всегда живо интересовался тем, как он там жил. В Самаре я обнаружил архив митрополита Мануила (Лемешевского) (http://www.pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/rpi01.htm), который давая характеристику архиереям того времени, писал о святителе как о «настоящем монахе». Также в Самаре я нашел маленькую карточку со свидетельствами очевидцев об исповедничестве святителя Луки в студенческой среде в стенах медицинского института.

- V Всероссийский съезд православных врачей назывался «Церковь и традиции русской медицины». Он прошел в Санкт-Петербурге 1-3 октября 2015 года. Одна из его секций была посвящена проблемам семьи. С чем это связано?

- Для православных людей семья - это один из путей спасения. Когда в семье все хорошо - человек счастлив. Зачастую только в семье есть возможность реализовать свою самую главную потребность - в любви. Когда семейные отношения «заболевают», наступает кризис. Пары не готовы к нему и не имеют представления о том, что нужно делать, чтобы сохранить семью. «Крушение семьи» - не редкое явление в наше время. По статистике Россия прочно удерживает на планете сомнительное лидерство по количеству разводов. Если 10 лет назад распадался каждый третий брак, то сегодня - каждый второй. К сожалению, разводы случаются и в православных семьях. Помимо тяжелой психологической травмы, которую переживают люди, распад семьи опасен тем, что приводит к деградации общества и распаду государства.

- Неужели можно «вылечить» заболевшие отношения или предотвратить «заболевание» профилактическими мерами?

- Кандидат психологических наук, член Общества православных врачей и Общества православных психологов Санкт-Петербурга, преподаватель кафедры психологии СПбГУ, семейный психолог, счастливый семьянин и отец семерых детей Николай Николаевич Лепехин выступил на съезде с докладом «Терапия семейных отношений». Он сделал акцент на психологической профилактике разводов. Благодаря профессионализму этого замечательного психолога от распада удалось сохранить множество семей. Участники секции смогли пообщаться с уникальным психологом, задать ему свои вопросы, поучаствовать в интерактивном общении и обсудить темы «Портрет российской семьи», «Проблемы церковной семьи сегодня», «Алгоритм взаимодействия со священником», «Кризисные семьи», «Перспективы укрепления семейных отношений».

- Что Вы можете сказать семьям, которые вместо рождения ребенка предпочитают аборт?

- Необходимо понимать, что зачинается ребенок по воле Божией. Жизнь ребенку дается Господом, и как бы супруги не пытались, если нет воли Божией, то они не смогут родить ни одного ребенка. В то же время все возникающие беременности, сколько бы их ни было, от Бога и благословлены Богом. Если муж и жена будут рожать детей, то Господь даст возможность и прокормить их. Если Господь счел нужным дать жизнь, то Он об этой жизни будет заботиться. Видя же единственный выход в аборте, убивая свое дитя, муж и жена навлекают на себя гнев Божий и нарушают промысел Божий о своем роде, своей семье, своем ребенке. Известны случаи, когда из десяти рожденных детей выживали только один или двое, и именно они поддерживали родителей в старости.

- Каков православный взгляд на деторождение и причины бесплодия?

- Наиболее подробно об этом написано в книге «Энциклопедия православной молодой матери». Церковный брак нерасторжим. Супруги должны соблюдать друг другу верность до смерти. Деторождение благословлено Богом. Бесплодие является наказанием или вразумлением Божиим за грехи. Прежде лечения бесплодия супругам необходимо покаяться в грехах и привести свою жизнь в порядок в соответствии с заповедями Божиими.

- Сожалею, что не смогла приехать на ваш съезд. Кто был среди его участников?

- Священнослужители из 89 епархий Русской Православной Церкви, гости из Белоруссии, Украины и Казахстана, представители региональных отделений Общества православных врачей России имени святителя Луки. Все они смогли посмотреть небольшую фотовыставку «Святитель Лука», электронный вариант которой (https://yadi.sk/d/EKaIjC7Yghz99, https://yadi.sk/d/tjC_ouv3jNBST) нам передал Фонд Андрея Первозванного. Благодарю руководство фонда за это.

- А создатели выставки благодарят Вас, Светлану Владимировну Лободину и других Ваших помощников за предоставленные фотографии святого врача-хирурга. Выставка задумывалась как передвижная, но пока прошла лишь у вас и в Москве. Знаю, что Вы были приглашены на ее открытие 5 июня 2014 года (http://www.orthomed.ru/node/434).

- Мы очень хотели попасть на нее, но именно в тот день вместе с ответственным секретарем ОПВ СПб С.В.Лободиной и членом Правления ОПВ СПб Н.Ф.Жарковым принимали участие в работе VI международной научно-практической конференции, посвященной духовному и врачебному наследию святителя Луки - профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого. Она прошла в Главном военном клиническом госпитале им. акад. Н.Н. Бурденко в поселке Купавна.

- О том, что выставка состоится, я узнала 18 марта 2014 года, в день обретения мощей Святителя Луки. В тот день Владимир Путин объявил о возвращении Крыма в Россию, что не было случайным совпадением. По примеру святителя Луки Вы совмещаете служение Богу с работой врача. Почему Вы выбрали именно эту профессию?

- С пеленок моя жизнь была связана с медициной. Запахом детства для меня был запах клиники. Я в буквальном смысле слова впитал его с молоком матери. Младенцем лежал на носилках в машине скорой помощи, когда мама ездила на вызовы. В перерывах между осмотрами больных она кормила меня грудью. Позже, меня забирали из детского садика и начальной школы и оставляли среди больных и врачей. Мама училась и работала в Научно-исследовательском институте протезирования им. Альбрехта в Петербурге. Мне часто приходилось быть среди детей с поврежденной психикой. Отец работал в Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова, участвовал в двух войнах - Эфиопско-сомалийской и Афганской. Он имел большой опыт хирургического лечения огнестрельных и минно-взрывных ранений, преподавал курсантам академии и лечил больных. Я видел, что мои родители всегда с большим вниманием, любовью и ответственностью относились к своим пациентам - к больным детям и взрослым с ампутированными конечностями. Я окончил среднюю школу в 1982 году. Любил физику и математику. По результатам олимпиад меня могли зачислить в профильный вуз. Но мама сказала, что в медицине я смогу реализовать все мои способности.

- Но оказалось, что полностью Вы смогли реализовать их, одновременно став врачом и священником. Почему после рукоположения Вы не оставили медицину?

- Чтобы узнать волю Божию, я поехал на остров Залит к старцу Николаю Гурьянову. Он благословил меня не бросать медицину, а соединять служение Богу и ближнему. Автобиография святителя поразила меня до глубины души, и я стремился духовно ему подражать. Я всегда молился и молюсь во время операции, ставлю йодом крест на операционном поле или накладываю крестное знамение. Во время операции непрерывно читаю Иисусову молитву. В трудные моменты хирургического вмешательства молитвенно обращаюсь к святителю Луке за вразумлением и помощью и всегда ее получаю. Нестандартные решения приводят к эффективному результату операции. Мне стало ясно, что исцеление тела без очищения души больного человека от грехов имеет несовершенный и половинчатый характер. Основа болезни закопана глубоко в недрах души грешника, и она провоцирует новую болезнь тела при его внешнем исцелении и видимом благополучии. Часто прибегая в своей клинической практике к Таинствам Церкви, я совершенно явственно обнаружил кардинальные изменения в патофизиологических процессах в организме моих больных, которые не поддавались ни общемедицинским канонам, ни логике.

Когда я сделал свой выбор, святитель Лука начал всюду «сопровождать» меня. На моем жизненном пути стали встречаться люди, имевшие то или иное отношение к святителю: пациенты, которых он оперировал, врачи, которые его лично знали или учились у него. К сожалению, в то время я не записывал эти свидетельства, так как не понимал их важности для себя и для других. Я их просто запоминал. Однажды я случайно встретил в поезде профессора Белову из Петербургского горного института, которую владыка в детстве крестил во время своей ссылки в Плахино. В горах она не раз попадала в опасные для жизни ситуации во время геологоразведки ледников. Всегда интуитивно чувствуя приближение опасности, в последние минуты она избегала смерти и приписывала помощь свыше святителю Луке. Она считала, что именно его благословение хранило ее всю жизнь. И разве не чудо встретить в многомиллионной стране единственного живого свидетеля крещения? Ведь за свою жизнь святитель крестил всего двоих или троих детей. И другие дети к тому моменту умерли.

- А какие еще интересные встречи Вы помните?

- Познакомился я с архимандритом Иннокентием, правнуком известного святого - святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Аляски и Сибири, которого в молодости святитель Лука благословил быть хирургом до принятия монашества. За 25 лет его хирургической работы никто из его пациентов не умер. В советское время он, как и святитель Лука, ставил крест перед операцией, хотя и очень боялся, что его выдадут и уволят безбожные сотрудники. Встречался я и с писателем Лялиным, которого святой Лука оперировал. Прихожанином моего храма является Николай Николаевич Сидоркин, внучатый племянник святителя, сопровождавший его в старости и помогавший ему как келейник. Общение с ним помогло ближе познакомиться с семьей святителя, его родителями, детьми и потомками, среди которых и врач Татьяна Войно-Ясенецкая. Я понимал, что эти встречи промыслительны - святитель Лука открывался мне во всей широте своей жизни.

- 11 июня в Санкт-Петербурге проходит ежегодная конференция, посвященная дню памяти святителя Луки.

 - Да, она начинается в нашем храме Державной иконы Божией Матери с праздничной Божественной литургии. Затем в Общество православных врачей торжественно принимаются кандидаты, прошедшие годовой испытательный срок. Они дают присягу православного врача, после чего проходит церемония освящения врачебных халатов.

- Узнав о святителе Луке в России, молиться ему я начала только после поездки в православный лагерь, которым руководил греческий монах - архимандрит Нектарий (Антонопулос). Ныне он митрополит Арголидский. Вы не раз виделись с ним на конференциях в Купавне. Он собрал и издал описания множества чудес по молитвам святителя Луки в Греции. (http://www.pravoslavie.ru/put/71410.htm)

- Меня всегда занимал вопрос, почему святитель помогает грекам больше, чем русским. Ответ я нашел на Кипре, где встретился с необыкновенным почитанием святого врача. Случаи его посмертной помощи удивили меня и трогательностью, и властью, и полномочиями, данными Луке Самим Богом. В Лимассоле я познакомился с чудесной семьей, очень почитающей святителя Луку и хранящей в доме частичку его сердца - святые мощи. В храме отца Параскеваса еженедельно читается параклисис святителю, который привлекает множество народа. Дочь отца Параскеваса Панайота написала книги о святителе и стихи к песне о нем. Каждый мой приезд на Кипр проходит под знаком святого Луки. Поначалу я этого не понимал. Но каждый раз от меня требуют здесь свидетельств о его святости, о его жизни, мыслях, привлекают к участию в форумах и конференциях, посвященных его памяти. Однажды я отчетливо осознал, что делегирован сюда от великой России, чтобы все больше и больше прославлять святителя Луку.

- Святитель Лука очень помогает в лечении моего тяжело больного брата-врача, за что я очень благодарна святителю. А Вам он помогает?

- Да, был случай чудесной помощи святителя и мне. Как-то не мог вылечиться от тяжелой патологии легких. Никакие медикаменты не помогали. На Кипре в клинике доктора Андреаса меня обследовал в центральном госпитале Никосии доктор Ф.Киприану. Оказалось, что в легких находились колонии микроорганизмов. Требовалась химиотерапия. И тут я дерзновенно сказал святителю Луке: «Никогда я не обращался к тебе для помощи себе. Другим народам ты помогаешь, помоги же и мне, своему соотечественнику!» Через неделю при повторном обследовании и томографии легких они оказались совершенно чистыми. Вообще святитель Лука стал опорой для меня и для других врачей. Он помогает не падать духом, не поддаваться унынию, видя, что в современной российской медицине происходят большие деструктивные явления. Святитель писал главу монографии в тюрьме, в свои 60 лет вел огромную хирургическую деятельность в военное время. Никакие внешние проблемы - человеческие, общегосударственные, идеологические - не стали для него преградой, чтобы оставаться ученым, хирургом, врачом, истинным христианином и человеком с большой буквы. Это потрясающий пример в наше время.

- Что еще Вы хотели бы сказать читателям?

- Хотел бы напомнить, что в 2016 году исполняется 100 лет со дня защиты докторской диссертации Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия», 70 лет со дня получения им Сталинской премии и перевода владыки Луки на Симферопольскую кафедру, а также 20 лет со дня обретения его святых мощей и причисление его к лику местночтимых святых в Симферопольской и Крымской епархии.

- К этим датам можно было бы приурочить передвижную выставку и принесение мощей святителя Луки по всей России наподобие того, как в свое время по всей стране были принесены мощи святой преподобномученицы Елисаветы Федоровны Романовой (см. здесь). Тогда о святом враче узнают даже те, кто пока не слышал о нем и не молится ему. Будем уповать на волю Божью и просить святителя Луку, чтобы он помог во всем, что угодно Богу.

Ирина Ахундова

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/15/raspad_semi_privodit_k_degradacii_obwestva_i_raspadu_gosudarstva/