8-800-100-30-70

У российских школьников появится новый урок – «Семьеведение»

06.08.2018

Абсолютное большинство — 72,5% старшеклассников — на вопрос «Что для вас самое ценное?» ответили: «Семья». Второе место заняла любовь (58,4%), третье — здоровье (58,4%). Успех был только на пятом месте у школьников старше 14 лет из восьми федеральных округов. Таковы результаты опроса, проведенного в 2015 году Российской академией образования.

Именно в этой академии образования — при поддержке детского омбудсмена Анны Кузнецовой и Фонда Андрея Первозванного — сегодня идет работа над школьным курсом «Семьеведение».

Впрочем, официального названия у предмета еще нет. «Семьеведением» называют его между собой члены рабочей группы проекта, который ведет председатель научного совета РАО по вопросам семьи и детства академик РАО Артур Реан.

— Пишем «Семьеведение», а в скобках – «Основы семейной жизни», — говорит Артур Александрович.

Официальная статистика говорит о том, что в России распадается 50 процентов браков, а как же ваши старшеклассники, для которых семья — наивысшая ценность?

Артур Реан: Так они хотят семью! Но, по сути, не готовы к ней, в голове у большинства «розовые» детские представления о совместной жизни, и когда люди сталкиваются с трудностями, они не знают, как с ними справиться, и те кажутся непреодолимыми

— Почему?

Артур Реан: Потому что у них нет навыка разрешать конфликтные ситуации, в семье их этому не научили. Нормы семейной жизни лучше всего усваиваются, когда ты видишь, как родители ведут себя друг с другом, с детьми, а практика показывает, что сейчас семья с обучением не справляется. Она просто и не занимается этим. 58 процентов старшеклассников, согласно нашему опросу, не могут безусловным образцом назвать свою родительскую семью. А если семья — не образец, то где детям взять ориентиры?

— А они им нужны?

Артур Реан: Мы спросили их и о том, «нужно ли готовить к созданию семьи путем обучения семейным ценностям», и 66 процентов старшеклассников ответили «да». Так что курс «Семьеведения» должен людей готовить к этим трудностям. Главное в нем — постараться учесть все моменты, которые могут вести к разрушению семьи, как и те, которые могут сделать семью счастливой.

Как понять тещу

— А как все это может выглядеть на практике?

Артур Реан: Скажу сразу, что наша работа над «Семьеведением» не закончена, она получила экспертную оценку в РАО, впереди осенью апробация в регионах самой программы и методических материалов к ней. Закладывая в курс темы, мы опирались на результаты исследований, опросов, психологической практики, консультирования семейных пар, зная, где в основном возникают трудности. Начинается курс в 9-м классе с темы, задающей главный вопрос: «Зачем людям отношения?», в первый год мы говорим о том, что такое семейные ценности, как отличить любовь от влюбленности, как себя вести в конфликтах. Программа 10-го класса посвящена рождению и воспитанию детей, 11-го — традиционным и современным подходам к воспитанию, вопросам права.

— Это все темы лекций?

Артур Реан: Методические материалы еще в работе, но уже ясно, что это не должны быть обычные традиционные уроки. Занятия по каждой теме будут практические и теоретические, например по теме «Свадьба», посвященной готовности к вступлению в брак, предусмотрены час теории и час практики. Совершенно бытовая тема, но первые скандалы, бьющие по романтичной влюбленности, возникают и там. Как учесть мнения родителей жениха и родителей невесты, в чем они могут расходиться…

— Как ладить с тещей?

Артур Реан: … а как — со свекровью. И потом дальше — до рождения ребенка, какие проблемы возникают во время беременности — это особая тема. А вот и ребенок появился…

— А какие тут могут быть теоретические и практические занятия?

Артур Реан: Надо учить ребят навыкам взаимодействия, тренировать их: есть упражнения в паре, скажем, по разрешению семейного конфликта: имитация его, а потом разбор. Я в свое время занимался организацией мероприятий «золотая семья», где люди рассказывали о том, как они прожили в браке 50 лет, и появилась идея заложить в нашу программу классные часы с успешными семейными парами.

— Ветеранами семейной жизни…

Артур Реан: Они ничему не будут учить, говорить «делай так, не делай так», а будут просто рассказывать о своей семейной жизни, как они справлялись со всеми трудностями. Это, по-моему, гораздо доходчивее, чем изложение темы преподавателем.

А есть ли в курсе что-то о сексуальном воспитании?

Артур Реан: Конечно. На тему продолжения рода, сексуальной жизни заложено несколько часов. В 10-11-м классах будем говорить о зачатии, о симптомах беременности, надо успеть рассказать об абортах, об их вреде для организма раньше, чем это все в жизни случится.

А как вы поймете, что ребята это все усвоили? Будут экзамены по семейной жизни?

Артур Реан: Я категорически против всякого рода отметок, курс должен быть построен исключительно на интересе, и мне кажется, мы заложили туда этот интерес. Да, на практических занятиях им надо будет что-то сделать, обратную связь они должны получать, но или в виде похвалы или… предложения «подумать еще».

Что такое геосинклиналь

По мнению учителей, школьный курс у старшеклассников и так перегружен факультативами. А тут еще и «Семьеведение»…

Артур Реан: Однажды я провел небольшой эксперимент. Пришел к второкурсникам — филологам, химикам, биологам — со школьными учебниками по другим предметам и попросил ответить на контрольные вопросы, завершающие каждый параграф. И сколько же процентов, вы думаете, ответили на контрольный вопрос по географии, например? Не мучайтесь — ноль. Никто не знал, что такое геосинклиналь!

— И как же они жили без этого знания?

Артур Реан: О том, что наши дети перегружены, я говорил с научной трибуны еще лет 20 назад. И что нам теперь — не внедрять новых предметов? Жизнь меняется, школа должна реагировать, кроме «Семьеведения», много чего еще надо скоро будет внедрять. Так, может, разгрузим основную программу за счет тех же геосинклиналей? А будущий статус «Семьеведения», кстати, еще неизвестен, оно может стать факультативом, включаться в другие курсы..

— Кем вестись?

Артур Реан: Пока что преподавателями разных предметов, которым наша группа сейчас готовит подробные методические материалы, как говорится, с цифрами и фактами. Но если этот курс будет развиваться, то под него надо готовить людей, писать программы переподготовки или повышения квалификации при институтах постдипломного образования. Там сделать курсы по «Семьеведению», где люди, интересующиеся темой и желающие ей заниматься, смогут пройти такую переподготовку.

Артур Александрович, я знаю, вы взялись за тему семейной жизни по собственной инициативе… Это был научный интерес или личный?

Артур Реан: Научный. А так с женой мы вместе живем уже 36 лет. Конечно, проблемы случались, особенно по молодости, но куда в семейной жизни без проблем? Главный вопрос в том, сумели ли вы их преодолеть. И какой ценой.

— То есть ваша сверхзадача — помочь людям достичь семейного счастья?

Артур Реан: Кстати, именно так – «уроками семейного счастья» называет программу детский омбудсмен Анна Кузнецова. Я не уверен, что наши уроки могут полностью обеспечить семейное счастье, но внести вклад в это должны.

Справочно: Артур Александрович Реан — российский психолог, общественный деятель; специалист в области психологии личности, социальной и педагогической психологии. Доктор психологических наук, профессор, академик РАО по отделению психологии и возрастной физиологии. Один из создателей нового научного направления — социальной педагогической психологии. Руководитель и разработчик ряда комплексных научно-практических программ. С 2016 года — руководитель лаборатории профилактики асоциального поведения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Андрей Васянин, «Российская газета»