8-800-100-30-70

Зачем современному ребенку русские народные сказки и потешки? Взгляд нейропсихолога

26.07.2019

Всё чаще в своей практике встречаю родительское недоумение по поводу нужности русских народных сказок и, кстати, не только родителей, многие молодые специалисты так же задают вопрос, а насколько современному ребёнку нужно читать колобок, теремок и т.д.

Был у меня не очень давно такой случай, привели девочку на консультацию 2,5 года -заикание, начинаем разбираться, вроде -бы всё хорошо, очень заботливые, принимающие родители, да, немного тревожные, но грамотные. И ребёнок, особенно ничем не отличается от сверстников, в принципе разговаривает ровно, можно было подумать, что процесс заикания имеет возрастной аспект, то есть началось созревание эмоций, плюс активное речевое развитие и вот результат, ребёнок не успевает за мыслью. Однако, так чаще происходит у сильно тревожных деток или у сильно подвижных, данный случай как-то не вписывался в картину. Моторная сфера так же в границах нормативного созревания.

В общем, приходит мне в голову вопрос, а что же родители читают ребёнку, чем её занимают в свободное время и тут, как в детективе - вопрос решается, читают они ребёнку Алису в стране чудес Л.Кэролла. Я задаю вопрос, а как же колобок - теремок? И в ответ слышу, что это ей скучно и что эти сказки не развивают. В общем, достаточно долго мы беседовали о необходимости потешек и сказок, девочка ходила на занятия, заикание стало проходить, но затем включились родительские программы и они ушли.

Так вот, что хочу про сказки, в чем нейропсихологический секрет? Фольклорные сказки, такие как "Заюшкина избушка", "Лисичка со скалочкой", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба", а также потешки, имеют многократную повторяющуюся структуру. Развитие мозга и психики в онтогенезе так же имеет повторяющуюся структуру. Помня о закономерностях развития: снизу - вверх, справа-на лево, сзади - на перёд и только потом сверху-вниз, предлагая ребёнку потешки и сказки, мы формируем ритм, а ритм - это мощный аспект работы стволовых и подкорковых структур мозга, те, что обеспечивают усидчивость, тонус и концентрацию.

Как это работает: напевая ребёнку потешку или читая сказку,а если при этом еще и в такт слегка покачиваться, но даже вербально, мы придерживаемся устойчивого темпо-ритмического рисунка, ухо ребёнка воспринимает это и перерабатывает как через звук, так и задействуя вестибулярную систему тем самым стабилизируется тонус и ритм организма. Кроме этого, включается лимбическая система, отвечающая за эмоциональную регуляцию, а поскольку сказка имеет мощный эмоциональный подтекст, то функции лимбической системы обеспечивают включение таких эмоций, как сопереживание, проработку страхов, радости и др.

Кора мозга -самое новое, но самое "умное" мозговое образование, обеспечивает интеллектуальную переработку сказочных сюжетов, слушая сказку, у ребёнка работают сразу все отделы мозговой коры: височные отделы -обрабатывают речевую сторону сказки, затылочные -позволяют представить образы героев и предметов, теменные -перерабатывают ощущения от движений и образов в пространственные системы, лобные контролируют и обеспечивают интерес.

А для того, чтобы все эти процессы закреплялись, в раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо сначала читать простые сказки и потешки, так как они способствуют формированию устойчивых нейронных связей между отделами мозга , чем младше ребёнок, тем чаще и устойчивей должны быть повторения. А более сложные литературные произведения можно добавлять по мере созревания нервной системы и психики ребёнка. В общем всему своё время.

Предлагая двухлетнему ребёнку абстрактные произведения, мы задействуем более молодые функции мозга -кору, да он узнаёт слова, но поскольку слов и событий в таких произведениях много, ребёнку нет возможности опереться на собственный чувственный опыт, нет возможности узнать и припомнить предыдущие события, а это создаёт необходимость совершать дополнительные усилия мозгу и обкрадывает его ресурс, в поведении это отмечается в снижении концентрации, запинках в речи, тревожности.

В общем, каждой сказке - свой возраст!

Татьяна Мировская vk.com/club17676458