8-800-100-44-55

«Чтобы сердце отозвалось...»

06.11.2014

На прошлой неделе сотрудники Центра защиты материнства «Покров» посетили Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов». Целью поездки было не только паломничество в Екатеринбург. Педагоги и психологи «Покрова» приехали на семинар, который провела для них монахиня Нина (Крыгина), один из авторов учебника для учащихся 10-11 классов «Нравственные основы семейной жизни».
http://покров72.рф/novosti/nashi-publikatsii/dostizhenie-vseobshchego-ravenstva-kak-faktor-destabilizatsii-semi/

Встреча с Ниной (Крыгиной) состоялась накануне престольного праздника одного из храмов монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери. Удивительной красоты Казанский храм, что стоит среди стройных монастырских сосен, радует многочисленных паломников, приезжающих поклониться Божией Матери и Ее Сыну.

В «Спорительнице хлебов» группу тюменских педагогов встретили очень радушно: разместили в уютных школьных классах ( в них занимается по 7-10 учеников), в трапезной напоили чудесным чаем с воздушными кексами. Затем все отправились на занятия.

Встретиться с автором книги, а тем более такого объемного учебного пособия, как «Нравственные основы семейной жизни», всегда полезно. В живом, непосредственном общении получить ответы на множество вопросов, а они постоянно возникают в ходе работы, услышать дополнительные комментарии к разделам, главам, параграфам, осознать логистику курса - все это стало возможным во время мастер-классов, проведенных монахиней Ниной.

Государственная Концепция и курс «Нравственные основы семейной жизни»

Хотя курс и называется экспериментальным, тем не менее он давно известен и апробирован в учебных заведениях Екатеринбурга и области и во многих других городах страны. Например, в прошлом году решением Департамента образования Ивановской области курс в полном объеме (32 часа в год) внедрен в учебный план 30 школ региона. На заседании Правительства начальник Департамента образования Наталия Буракова, обосновывая необходимость введения "Нравственных основ семейной жизни" в школах, в частности, сказала: «Цель курса - содействовать формированию у учащихся традиционных семейных ценностей, необходимых для создания в будущем крепких, многодетных, счастливых семей.
Курс - составная часть межведомственного плана по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на 2013-2015годы».(http://www.portal-slovo.ru/news/46350.php).

Преподается курс и в школах Тюменской области, например, школе №14 в Нягани (http://festival.1september.ru/articles/606409/). И это совершенно не случайно. Дело в том, что курс органично вписывается в Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников, принятую Правительством РФ в 2009 году. Так, в частности, в начальной главе Концепции «Цели и задачи воспитания российских школьников» говорится: «Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей».

В этой же главе документа, только чуть ниже, сказано, что семейная культура – это: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.»

Итак, курс «Нравственные основы семейной жизни» монахини Нины ( Крыгиной) и кандидата биологических наук иерея Дмитрия Моисеева не только не дисгармонирует с государственным заказом в сфере духовно-нравственного воспитания школьников нашей страны, но полностью соответствует задачам и целям, поставленным Правительством перед современным образованием России. И не стоит опасаться того, что авторы курса – представители Церкви. Содержание его имеет светский, секулярный характер. И в некоторых разделах курса идет речь о культурных и бытовых (семейных) традициях мусульманства, буддизма и др. Стереотипный аргумент о том, что Россия – многонациональная и не монорелигиозная страна, поэтому общее образование не должно особого внимания уделять религиозным вопросам, звучит однообразно. В той жеКонцепции, а это документ, разработанный в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования,указывается, что «школа и традиционные российские религиозные организации совместно с общественными организациями (ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др.), а также с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина.

Вопрос, следовательно, состоит не в том, может ли религиозная организация участвовать в воспитании и социализации школьников. Не только может, но и должна в силу того, что это часть ее миссии в мире. Религии способны обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали. Это особенно характерно для этико-центричных культур, к которым, безусловно, относится культура России. 

Необходимо педагогически интегрировать духовную ответственность всех традиционных российских конфессий и религиозных организаций в возрождаемую в настоящее время государственно-общественную систему обучения, воспитания и социализации детей и молодежи. В ней не может быть обособленных фрагментов, социальных групп, преследующих свои, сугубо односторонние интересы. Каждая особая часть этой системы, сохраняя свои принципы, содержание, традиции, должна содействовать достижению общенациональной цели – духовно-нравственному воспитанию гражданина России. Если гражданская идентичность ослабляется или разрушается, то глубокие трещины идут по всем поддерживающим ее компонентам». В конце концов, даже в государственном гимне России есть такие слова:

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

О структуре учебников и актуальности курса

Как уже отмечалось выше, «курс разработан в рамках нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов и соответствует предметной области "Духовно-нравственная культура России".

В комплект «Нравственных основ», кроме самих учебников, входят хрестоматии с большим количеством статей и примеров из литературы, искусства, истории и культуры как русской, так и зарубежной, методические рекомендации. И то, и другое имеет мультимедийное (видео - диски) сопровождение.

Методические рекомендации – неоценимая помощь в работе педагогов, ведущих данный курс. В них буквально поурочно планируется каждое занятие, предлагаются максимально эффективные и разумные способы его проведения с учетом возрастных и психологических особенностей учеников.

Методические рекомендации к учебникам 11 класса изданы только в нынешнем году, но «Покров» их уже приобрел, потому что в 20-ой школе Тюмени курс будет читаться как раз для выпускников школ.

«Наконец-то, с нами начали говорить о жизни...»

Монахиня Нина продемонстрировала слушателям яркую и аргументированную презентацию курса, при этом неоднократно обращаясь к данным современной российской статистики по разводам, числу оставленных в родильных домах детей (чаще всего от новорожденных отказываются молодые мамы), абортам, количеству незарегистрированных браков. Все эти драматичные цифры – свидетельство того, что наших детей надо учить строить семью, говорить с ними об ответственности брака и воспитания детей в официальном брачном союзе, а не в безответственном гражданском сожительстве. Кстати, инокиня Нина доказательно продемонстрировала пагубные последствия так называемых «пробных браков», ложная идеология которых уже воспринята и практикуется современными молодыми людьми. Конечно, можно возразить, указав, что негативный жизненный опыт – тоже опыт. Но «пробы и эксперименты», ведущие к разлому семьи, к эмоциональным и духовным травмам личности, недопустимы. Курс «Нравственные основы семейной жизни» как раз и призван оградить молодых людей от неверных моральных установок.

- Курс, - подчёркивает его автор,- помогает найти основы, ценности, на которых можно построить счастливую семью, и больше рассчитан не на интеллект, а на то, чтобы отозвалось сердце. В программе применяется системный подход, объединяя знания по психологии, культурологии, философии, религии, медицине и социологии. В 10 классе школьникам предлагается осмыслить себя как личность, изучить этапы добрачных отношений, вступление в брак и рождение ребенка, а в 11 классе — разобрать понятие «зрелости семьи» и подвести итоги.

Монахиня Нина предлагает юношам и девушкам подумать над тем, отчего распадаются семьи, почему происходят конфликты и не наступает взаимопонимания в семье с женой или мужем, с родственниками.

В курсе нет поучений и навязывания — нужно самостоятельно слушать, думать, делать выводы, соглашаться или опровергать изложенное. По словам монахини Нины, когда она провела первые три урока в классе одной из екатеринбургских школ, юные слушатели сошлись во мнении — такой курс им нужен.

— Так ответило 95% учеников, — говорит она. — А самым приятным и ценным для меня было то, что в анонимных анкетах прозвучала такая фраза:«Наконец-то, с нами начали говорить о жизни». http://karpinsk.midural.ru/special/article/show/id/430

Содержание учебного пособия, помимо теоретической, имеет и практическую направленность. Оно может оказать помощь старшеклассникам в их подготовке к созданию в будущем крепкой, счастливой семьи.

… Как мгновение, пролетели два дня напряженной работы. Участники поездки говорили о бесценном методическом опыте, приобретенном на семинаре. Все отмечали педагогическую эрудицию монахини Нины, ее умение и искреннее желание донести до слушателей идеи курса «Нравственные основы семейной жизни». Однако главная задача состоит в том, чтобы благие смыслы были восприняты школьниками. Данный курс создавался для них.



Надежда Ильичева